kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Древние образы в народном искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Тема и номер урока в теме: 1 урок,  I четверть

Базовый учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская. Под редакцией Б.М.Неменского

Цели деятельности учителя: Формировать художественную культуру учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства; познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.

Тип урока: Изучение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся знать и понимать специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

Метапредметные: научатся определять цели и задачи в учебной деятельности (древние знаки-символы декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о мире) и что они выражают, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения:  Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная индивидуальная

Образовательные ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki    http://vmdpni.ru/

Оборудование: Гуашь или акварель, бумага, кисти

Наглядно-демонстрационный материал: Солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, народная музыка или звуки природы, презентация «Древние образы в народном искусстве»

 Основные понятия и термины: Декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор,  берегиня, древо жизни, конь, птицы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Древние образы в народном искусстве 1 урок 5 класс ИЗО»

Тема урока: Древние образы в народном искусстве

Ф.И.О.(полностью): Диниева Гулия Гиматдиновна

Место работы: МБОУ Чкаловская СОШ Асекеевского района Оренбургской области

Должность: учитель ИЗО

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: 1 урок, I четверть

Базовый учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская. Под редакцией Б.М.Неменского

Цели деятельности учителя

Формировать художественную культуру учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства; познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; развивать интерес к изобразительному искусству как особому языку духовной культуры общества.

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся знать и понимать специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки).

Метапредметные: научатся определять цели и задачи в учебной деятельности (древние знаки-символы декоративно-прикладного искусства, рассказывающие о мире) и что они выражают, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная индивидуальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://vmdpni.ru/

Оборудование

Гуашь или акварель, бумага, кисти

Наглядно-демонстрационный материал

Солярные знаки, варианты изображения коня, птицы, дерева, народная музыка или звуки природы, презентация «Древние образы в народном искусстве»

Основные понятия и термины

Декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор, берегиня, древо жизни, конь, птицы

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль


I. Орг. момент

пппОрга

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Знаете ли вы, как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы, старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов (слайд 1).

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности.

Фронтальная работа

Регулятивные:

Определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные:

осознают свои интересы (что значит понимать образный язык и почему этому надо учиться?)


II.Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Помогите мне дать определение: Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру в людей в добро, счастье, в основе мышления, их взаимоотношений с природой лежала яркая образность, поэтичность. Древние люди в своем стремлении отгородиться от злых сил и привлечь силы добра пользовались системой заклинаний, которые приобретали вид схематических изображений, символических знаков. Такие изображения называются солярными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая или зигзагообразная линия – воду, вертикальные линии превращались в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом (слайд 2). Из этих знаков выстраивали узор.

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет (слайд 3 или рис на стр12). Узоры на нем как бы рисуют картину мира. Вверху зигзагообразная линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущиеся линии – дождевые струи. Внизу параллельные линии – земля.

Как вы думаете, что хотел сказать наш древний предок этим орнаментом?

- «Пусть прольется дождь».

Древний земледелец, выстраивая свои отношения с окружающим миром, наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Тем самым человек выражал свои представления в образах. Эти образы сохранились в народном крестьянском искусстве до сих пор.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля хлеб родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Мать-сыра земля, конь, птица – все образы стали элементами древнего языка символов народного искусства (слайд 3).

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери-сырой земли. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит урожай, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: мать-сыра земля, великая богиня земли и плодородия, Макошь, что означает «мать хорошего урожая» (слайд 5).

Женская фигура связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Как условно решена женская фигура! Вместе головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца.

Посмотрите, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной фигурки, тот же жест поднятых к небу рук. В нижней части таких глиняных фигур изображались символы солнца, проросшие зерна. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней как символ прихода весны можно найти в разных видах народного творчества. Образ солнца, света соединился с образом матери-земли.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – раскидистое дерево с крупными цветами, плодами, чудо-птицами, сидящими на ветках (слайд 6, 7).

- Это древо жизни.

-Молодцы.

В народных представлениях древо жизни было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Слайд 8, 9. Конь – первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.

Конь имеет разнообразные пластические решения в крестьянском пластическом искусстве:

- конь на крыше избы – знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;

- двуглавые кони на каргопольской игрушке – олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);

- образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;

-«конюх» - тверской деревянный ковш с конскими головами – воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;

- узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, - символ молодого, нарождающегося солнца;

- изображение коней, всадников в вышивке на полотенце – олицетворение стихий, подвластных матери сырой земли.

Слайд 10,11. - Взгляните, какие разные птицы! Вот торжественно-нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света, солнца! В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужуи приносят на крыльях весну красную, теплое летушко. Люди особенно готовились к встрече весны, выпекали печенье в форме птиц – жаворонки. С песнями-закличками обращались они к жаворонку, кулику, ласточке, прося принести весну на хвосте.

Жаворонки – жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну

На своем хвосте.

Цвет тоже имел символическое значение:

черный – символизировал землю;

желтый – солнце;

красный – жизнь;

белый - связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.

- Определите, как отразились в древних образах народного крестьянского искусства поэтические представления наших предков об устройстве мира, земле, ее плодородии.

- Образы связаны с восприятием мира крестьянином-земледельцем, для которого засеянная земля была как благо, подаренное землей и небом. Люди в старину были мыслителями, и поэтому в эти образы они вкладывали свои поэтические представления о мире, в котором жили и который осваивали.


Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.

Знакомятся древними знаками-символами декоративно-прикладного искусства.

Фронтальная, индивидуальная работа

Познавательные: переводят на язык образных знаков; сравнивают по заданным критериям; делают выводы



III. творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

Итак, форма и цвет в народном искусстве это знаки, которые не изображают конкретную реальность, а обозначают ее, символизируя определенную идею, связанную с земледельческим укладом наших далеких предков, с обожествлением солнца, неба, земли, от которых зависела их жизнь (слайд 12).

Выполните рисунок на тему одного из древних образов в узорах вышивки полотенца. Превратите реальный образ в символический знак, добиваясь в рисунке обобщенного изображения, исключая мелкие, ненужные подробности. Смело украшайте, фантазируйте! Создавая свой образ в орнаменте народной вышивки, включайте в работу красный цвет, а красный доминирующий цвет в вышивке может быть дополнен другими цветами (слайд 13).

Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы. Выполняют задания. Ищут пути решения предложенной проблемы

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Коммуникативные: наблюдают окружающие предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления


IV. Итоги урока. Рефлексия

Выставка работ учащихся.

- Полюбуйтесь на прекрасные рисунки, которые вы сегодня создали.

- Какие возникли трудности?

- Понравилось ли вам рисовать знаками-символами? Что они выражают?

-Закончите фразу: Образному языку свойственны: (конструктивная ясность формы, обобщенность, выразительная условность изображений и орнаментальность).

-Для меня было открытием…


Домашнее задание: найти и принести материал с изображением деревянного резного узорочья русских изб.




Коммуникативные: излагают свое мнение, самостоятельно задают вопросы.

Регулятивные: оценивают степень достижения цели.

Личностные: критически оценивают свою деятельность




Просмотр содержимого презентации
«Древние образы в народном искусстве»

Древние образы в народном искусстве Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?  Бураки – берестяные сосуды для питья.

Древние образы в народном искусстве

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Бураки – берестяные сосуды для питья.

СИМВОЛЫ СОЛНЦА, ЗЕМЛИ, ПЛОДОРОДИЯ И ВОДЫ

СИМВОЛЫ СОЛНЦА, ЗЕМЛИ, ПЛОДОРОДИЯ И ВОДЫ

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу две параллельные линии – это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил: «Пусть пойдет дождь».

Вот изображение глиняного сосуда, которому 5000 лет. Узоры на нем расположились в три пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу две параллельные линии – это земля. Этим орнаментом наш древний предок как бы говорил:

«Пусть пойдет дождь».

Образ солнца занимает одно из главных мест

Образ солнца занимает одно из главных мест

Землю, ее плодородие русский крестьянин связывал с образом матери -сырой земли. Баба с птицами. Глина. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

Землю, ее плодородие русский крестьянин связывал с образом матери -сырой земли.

Баба с птицами. Глина.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

Древо жизни. Вышивка на полотенце. 19 в.

Древо жизни. Вышивка на полотенце. 19 в.

Орел. Фрагмент подзора. Древо жизни. Фрагмент полотенца. Барсы. Наплечник женской рубахи.

Орел. Фрагмент подзора.

Древо жизни. Фрагмент полотенца.

Барсы. Наплечник женской рубахи.

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства.

Встреча весны. Вышивка. Русский Север, 19 в.

Встреча весны. Вышивка. Русский Север, 19 в.

Какие разные птицы! Пава и березки, вышитые на крае настилальника. 19в. Полотенце. Русский Север, 18 в.

Какие разные птицы!

Пава и березки, вышитые на крае настилальника. 19в.

Полотенце. Русский Север, 18 в.

Полотенце с птицей. Вышивка. Птица-пава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Пряник.

Полотенце с птицей. Вышивка.

Птица-пава. Фрагмент полотенца. Вышивка.

Пряник.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Древние образы в народном искусстве

Автор: Диниева Гулия Гиматдиновна

Дата: 04.08.2014

Номер свидетельства: 111139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Карточки. Древние образы в народном искусстве "
    ["seo_title"] => string(48) "kartochki-drievniie-obrazy-v-narodnom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "138251"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417519528"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "ПРАГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО" ДЛЯ 5-х КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(86) "pragramma-fakul-tativnogo-kursa-diekorativnoie-prikladnoie-iskusstvo-dlia-5-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "130908"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416034104"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Ты сам мастер. "
    ["seo_title"] => string(14) "ty-sam-mastier"
    ["file_id"] => string(6) "108628"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403784975"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства