Модель формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Модель формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
?Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности у учащихся 4-х классов, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель:?Формирование у учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.
Задачи:
-Формировать ряд базисных природоохранительных понятий.
-?Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.
-?Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
-?Сохранять и укреплять здоровье детей.
-?Прививать любовь и интерес учащихся к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности. »
Модель формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Разработала учитель
МБОУ Стеклозаводской СОШ
Ларионова Л.В.
I квалификационная категория
Программа кружка «Юный эколог»
Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности у учащихся 4-х классов, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель:
Формирование у учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.
Задачи:
Формировать ряд базисных природоохранительных понятий.
Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.
Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Сохранять и укреплять здоровье детей.
Прививать любовь и интерес учащихся к природе.
Прогнозируемые результаты:
Создать зеленый уголок класса –проект «Зеленый уголок моего класса»
Выпуск стенгазет, буклетов на тему проекта «Враги наших зубов»
Выставка-конкурс поделок из бросового материала.
Акция «Напиши письмо пернатому другу» (изготовление кормушек, «Столовая для птиц»)
Планируемые результаты:
Личностные : раскрытие многогранной значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека. Содержание ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей.
Предметные: любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы
Метапредметные : ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо – плохо;
с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок;
старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;
проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным;
пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде
Эффективное формирование экологической воспитанности младших школьников во внеклассной работе через:
включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность;
организацию игровых и творческих форм работы экологического содержания;
проведение с учащимися экологических акций.
Четыре основных направлениях работы:
познавательное;
творческое;
практическое;
исследовательское.
Познавательное направление
Цикл мероприятий, на которых используются следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление
Предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.
Практическое направление
Изучение растительного и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическими делами: ¾ озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.
Исследовательское направление
Осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Содержание программы:
1 раздел: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности;
Содержание программы:
2 раздел: « Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц.
Содержание программы:
3 раздел:«Я и окружающая среда» кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки.
Содержание программы:
4 раздел:«Я и мое здоровье» направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков.
Примерный тематический план занятий кружка «Юный эколог»:
познавательные мероприятия
Я и животные
Беседа «Зимующие в нашем городе птицы»
творческие
Я и растения
Я и окружающая среда
Дидактическая игра «Напиши письмо пернатому другу»
Путешествие на родину комнатных растений
практические мероприятия
задания
Рассказ учителя «Виды загрязнений окружающей среды»
Экскурсия «Помоги пернатым!»
исследовательские
Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты»
Я и мое здоровье
Познавательная викторина «Лекарственные растения»
мероприятия
Изготовление поделок из бросового материала.
Проект «Зеленый уголок в моем классе»
«Птичья столовая»
Акция «Школа без мусора»
Выставка рисунков «Мой спортивный уголок»
Мини исследование «Мусорный вопрос».
Подвижные игры на свежем воздухе.
Проект «Враги наших зубов»
Проект: «Зеленый уголок в моем классе»
Критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся могут сами задать критерий: должны быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко.
Проект «Враги наших зубов»
Главной целью проекта «Враги наших зубов» является включение детей в исследовательскую деятельность, направленную на выявление условий, способствующих сохранению здоровья зубов.
Задачи проекта:
Изучить строение зубов человека.
Выявить причины заболевания зубов у детей.
Провести опыт: влияние различных веществ, входящих в состав продуктов питания, на состояние зубов.
Сформулировать рекомендации по сохранению зубов младших школьников.
Вывод:
Таким образом, использование проектного метода во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», способствует расширению экологических знаний детей, включению их в исследовательскую и практическую деятельность, развитию творческих способностей, а главное, формированию здорового образа жизни.