kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему "Блокадный Ленинград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

70 ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА  ПОСВЯЩАЕТСЯ….

Цели и задачи:

 

Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.

 

Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

создавать ситуацию для самовыражения ребенка;

 

Воспитывающие:

познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

 

Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне,

видеоматериалы,

аудиозаписи песен "Священная война"

презентация Блокадный Ленинград,

портрет Т. Савичевой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему»

70 ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ….


Классный час на тему "Блокадный Ленинград" во 2 а - 4-м классе

Классные руковолители : Гришина Е.А., Афонькина Е.Н.


Цели и задачи:


Обучающие:

формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.


Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.

создавать ситуацию для самовыражения ребенка;


Воспитывающие:

познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;

продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;


Оборудование:

выставка книг о Великой Отечественной войне,

видеоматериалы,

аудиозаписи песен "Священная война"

презентация Блокадный Ленинград,

портрет Т. Савичевой.


Ход урока


Здравствуйте, ребята! На уроках мужества мы с вами изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте.


Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".


Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград".


История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.


Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.


Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!


Была война, прошла война.

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.


Звучит запись песни "Священная война"


Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.


Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.


Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.


И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."

"Будет мир. Вам не снится мир?"

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь.

Умирали - и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

(Е. Рывина "Ночь".)


Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...


На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает: хлеба нет!



Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)


А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.


Девчонка руки протянула

И головой -

На край стола.

Сначала думали -

Уснула,

А оказалось -

Умерла...

Никто

Не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки -

После похорон.

(Ю.Воронов.)


Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".


Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

Перед нею

Вновь наперечет.

И она,

Буквально

По два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы

Умерли. И снова:

Умерли,

И добавляет

Все.

За окном -

Весеннее дыханье,

А она

Сиротски

Занесла

В свой дневник:

"Осталась одна Таня",

Даже не поставила числа.


Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.


Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.


В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.


Однажды на завод "Полиграфмаш", где изготовляли тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени- отчеству Василь Васильевич.


Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.


И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.


Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".


О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.


По безлюдным проспектам

Оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Леденистый брезент покрывал ее кузов -

Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,

Вез он сало и масло, вез консервы и водку.

И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

И казалось ему, что водителя нету,

Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам -

Синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.

А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,

Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант.

- Погодите, водитель.

Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.

- И шофер осадил перед домом машину,

И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки.... Бледные губки...

Старичок семилетний в потрепанной шубке....

- Как живешь, мальчуган?

Отвечай без обмана!...

И достал лейтенант свой паек из кармана.

Хлеба черствый кусок дал он сыну:

- Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".

Там - поверх одеяла распухшие руки,

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!

И, когда замигал догоревший огарок,

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:

- Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.

И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,

Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол.

Тот же самый кусок - ненадкушенный, Черствый -

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Грузовик по местам проносился горбатым,

И внимал лейтенант орудийным раскатам,

И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,

Потому что солдатом он был настоящим.

(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")


Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".


Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге Блокада" есть такие стихи:


В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом -

Паспорта.


Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.


Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волковского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.


В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.


Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало...

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало.

Весны, Уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди...

В. Рождественский


Мне кажется: Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, Мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, Будто ждут ответ:

Ты этой жизни стоишь или нет?


Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям!


- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.


- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?


Просмотр содержимого презентации
«блокада 70 лет»

70 ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ…. Учителя начальных классов МОУ СОШ № 5  Гришина Е.А, Афонькина Е.Н 2014 год

70 ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ….

Учителя начальных классов

МОУ СОШ № 5

Гришина Е.А, Афонькина Е.Н

2014 год

В 1941 Германия, нарушив договоры, напала на СССР. Началась Великая Отечественная война 1941—1945г.

В 1941 Германия,

нарушив договоры,

напала на СССР.

Началась Великая

Отечественная война 1941—1945г.

Что может быть страшнее, чем война? Лишь слезы, да страдания несет она И счастье разбивает у людей Любимых разлучает и друзей.

Что может быть

страшнее, чем война?

Лишь слезы, да

страдания несет она

И счастье разбивает у

людей

Любимых разлучает и

друзей.

Блокада Ленинграда  8 сентября 1941 — 27 января 1944 В осеннем тумане в январском снегу Стоит Ленинград на морском берегу С дворцами и парками, строг и красив, Как будто вплывает в широкий залив. В блокадные дни, под обстрелом в снегу Не сдался, не сдался наш город врагу. Тут гордые, смелые люди живут, И ценится всюду их доблестный труд.

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 — 27 января 1944

В осеннем тумане в январском

снегу

Стоит Ленинград на морском

берегу

С дворцами и парками, строг и

красив,

Как будто вплывает в широкий

залив.

В блокадные дни, под обстрелом

в снегу

Не сдался, не сдался наш город

врагу.

Тут гордые, смелые люди живут,

И ценится всюду их доблестный

труд.

ЛЕНИНГРАД По плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Жители встали все  как один на защиту родного города!

ЛЕНИНГРАД

По плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли».

Жители встали все как один на защиту родного города!

Блокада Ленинграда длилась 871 день  Зима 1941-1942. За водой Грузовики-полуторки на Дороге Жизни. Хлебная карточка Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года

Блокада Ленинграда длилась 871 день

Зима

1941-1942.

За водой

Грузовики-полуторки

на Дороге Жизни.

Хлебная карточка

Мобилизация в Ленинграде летом 1941 года

САМЫМ СТРАШНЫМ ИСПЫТАНИЕМ СТАЛ ГОЛОД….

САМЫМ СТРАШНЫМ ИСПЫТАНИЕМ СТАЛ ГОЛОД….

Таня Савичева Род деятельности: ленинградская школьница Дата рождения: 25 января  1930 ) Место рождения: Ленинград Дата смерти: 1 июля  1944 Место смерти: Шатки , Горьковская область

Таня Савичева

Род деятельности:

ленинградская школьница

Дата рождения:

25 января 1930 )

Место рождения:

Ленинград

Дата смерти:

1 июля 1944

Место смерти:

Шатки ,

Горьковская область

К началу войны Савичевы жили всё в доме № 13/6 на 2-й линии Васильевского острова. Таня вместе с мамой, Ниной, Леонидом, Мишей и бабушкой Евдокией Григорьевной Фёдоровой жила на первом этаже в квартире № 1. В конце мая 1941 года Таня Савичева закончила третий класс школы № 35 Васильевского острова и должна была в сентябре пойти в четвёртый

К началу войны Савичевы жили всё в доме № 13/6 на 2-й линии Васильевского острова. Таня вместе с мамой, Ниной, Леонидом, Мишей и бабушкой Евдокией Григорьевной Фёдоровой жила на первом этаже в квартире № 1.

В конце мая 1941 года Таня Савичева закончила третий класс школы № 35 Васильевского острова и должна была в сентябре пойти в четвёртый

Отец девочки рано умер, мать воспитывала пятерых детей одна. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Отец девочки рано умер, мать воспитывала пятерых детей одна.

Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Ленинградом , но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Ленинградом , но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО

“ 125 блокадных грамм… С огнём и кровью пополам”    Зимой 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.  От голода люди умирали прямо на улицах. В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.

125 блокадных грамм… С огнём и кровью пополам”

  • Зимой 1941- 42 гг. Ленинград сковала лютая стужа. Не было топлива и электричества.
  • От голода люди умирали прямо на улицах.
  • В день рабочие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети всего 125 граммов! Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Дневник Тани Савичевой

Дневник Тани Савичевой

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года». Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.

«28 декабря Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило.

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало.  

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало.  

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».  

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».  

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». 13 апреля в 56 лет умер дядя Вася от голода и страшной болезни цинга.

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

13 апреля в 56 лет умер дядя Вася от голода и страшной болезни цинга.

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». 10 мая в 71год умер дядя Лёша от голода и страшной болезни цинга.

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

10 мая в 71год умер дядя Лёша от голода и страшной болезни цинга.

Ну разве можно было представить, что через три дня после смерти дяди Лёши Таня останется совсем одна? Марии Игнатьевне было 52 года, когда утром 13 мая не стало и её. Возможно, у Тани просто не хватило духу написать «мама умерла», поэтому на листе с буквой «М» она пишет: «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

Ну разве можно было представить, что через три дня после смерти дяди Лёши Таня останется совсем одна? Марии Игнатьевне было 52 года, когда утром 13 мая не стало и её. Возможно, у Тани просто не хватило духу написать «мама умерла», поэтому на листе с буквой «М» она пишет:

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда на победу и на то, что Миша и Нина когда-нибудь вернутся домой. На букве «С» она пишет:
  • Со смертью мамы у Тани полностью пропала надежда на победу и на то, что Миша и Нина когда-нибудь вернутся домой. На букве «С» она пишет:

«Умерли все.

Осталась одна Таня». 

25 января 1930 Ленинград 1 июля 1944 Шатки , Горьковская область

25 января 1930

Ленинград

1 июля 1944

Шатки ,

Горьковская область

Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.

Пискарёвское мемориальное кладбище Данные официальной статистики о жертвах блокады неоднозначны: от 650 тыс. (согласно версии первых послевоенных десятилетий) до называемой историками и демографами в последние годы ХХ века цифры в 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз).

Пискарёвское мемориальное кладбище

Данные официальной статистики о жертвах блокады неоднозначны: от 650 тыс. (согласно версии первых послевоенных десятилетий) до называемой историками и демографами в последние годы ХХ века цифры в 1,5 млн. погибших от голода, холода, бомбежек и обстрелов, под развалинами домов. (Если также учесть количество убитых, попавших в плен при сражениях за Ленинград, угнанных в Германию, казненных и замученных жителей оккупированных ленинградских пригородов, то указанная цифра возрастет в 3-5 раз).

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная Война. Было разрушено более 70тысяч городов и деревень. Погибло более 26 миллионов человек.

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная Война.

Было разрушено более 70тысяч городов и деревень.

Погибло более 26 миллионов человек.

ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

ДАВАЙТЕ ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!  Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!  Песню свою отправляя в полет,- помните!  О тех, кто уже никогда не споет,- помните!  Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!  Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полет,- помните! О тех, кто уже никогда не споет,- помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Классный час на тему "Блокадный Ленинград"

Автор: Гришина Елена Адольфовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(72) "tekhnologicheskaia_karta_klassnogo_chasa_tema_deti_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "647854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1711308789"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект классного час " Страницы блокадного Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_klassnogo_chas_stranitsy_blokadnogo_leningrada"
    ["file_id"] => string(6) "594911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639578805"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Разработка классного часа " Дети блокадного Ленинграда" "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-blokadnogho-lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "229203"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441642223"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка классного часа по теме "Блокадный Ленинград""
    ["seo_title"] => string(69) "metodicheskaia_razrabotka_klassnogo_chasa_po_teme_blokadnyi_leningrad"
    ["file_id"] => string(6) "543788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1584894804"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "методическая разработка классного часа "Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "245005"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446045155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства