kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа "Дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи

  • Формирование у обучающихся знаний о подвиге детей и подростков  в Великой Отечественной войне;
  • Развитие представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого человека;
  • Воспитание уважения к ветеранам и старшему поколению, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы войны;
  • Нравственно-патриотическое воспитание, уважение к истории своей страны.

Материально-техническое оснащение: компьютер, видеопроектор, плакаты,  Домашнее задание: подготовить выдержки из дневников детей войны.

Оформление кабинета: места для обучающихся и гостей, экран с демонстрацией слайдов, памятный стол.

Ход классного часа:

Мастер п\о: Добрый день. Мы рады видеть Вас на нашем классном часе, «Дети войны». Сегодня не нашем мероприятии  присутствуют целых четыре поколения: Кашапова Лиза Акрамовна, которая ребенком пережила весь ужас войны – представитель старшего поколения, девочки из вокального объединения «Мажоринка», со своим руководителем Шеровой Зариной Рахимжановной – младшее поколение, учащиеся – наша юность  и наши коллеги из ПЛ-42 – представители среднего поколения.

Тема нашего классного часа была выбрана не случайно, дело в том, что в преддверии 70-летия победы вышла в свет «Детская книга войны». Эта книга - документ истории, одном томе  которой за 70 лет собраны все дневники детей Великой Отечественной войны, которые удалось обнаружить при поисках в архивах, музеях и в домашних собраниях. Более половины из 35 дневников публикуются впервые это  бесценные воспоминания детей. Дневники позволяют увидеть бесчеловечную войну глазами ребенка - эти скорбные строки в гетто и концлагерях, на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в тылу, в Германии, угнанных туда на работы. Эти живые свидетельства невозможно читать без содрогания, боли, сострадания и слез. Эта книга позволит молодому поколению взглянуть "под другим углом" на Великую Отечественную войну. А главное помнить какими жертвами досталась победа. К сожалению книгу невозможно купить в свободной продаже, она издана ограниченным тиражом для крупнейших библиотек и музеев ВОВ, но ее уже можно почитать в интернете и я очень рекомендую вам найти время на чтение этой книги, а сегодня на уроке мы ознакомимся с отрывками из некоторых дневников.

Мастер п\о: Сегодня мы   поговорим о судьбах детей – детей войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мере. Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены.

Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Итак, мы сегодня поговорим о детях войны.

Дети войны. Кто они? Это маленькие герои войны (пионеры герои); Это героические труженики тыла; Это крошечные узники фашистских концлагерей; Это умирающие от голода дети блокадного Ленинграда;

Это сироты, потерявшие матерей в оккупации… Это дети, детство которых оборвалось 22 июня 1941 года.

Выступление Шеровой З.Р. и вокального объединения «Мажоринка»: с песней «Дети войны»

1 ведущий: В тот далекий летний день люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 70-80летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

2 ведущий: Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер.

1 ведущий: Школьники вместе с учителями после уроков работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, становились сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды, изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома,  рыли окопы, строили оборонительные сооружения, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»

2 ведущий: В годы войны не прекращались и занятия в школах. И как бы ни было трудно при керосиновых лампах школьники продолжали учёбу. Когда же занятия срывались бомбёжками, учителя давали занятия на дом и дети не смотря на голод, холод учили и хотели учиться. Многие учащиеся находились в школах с 8 часов утра до 6 часов вечера. Несмотря на трудности, успеваемость в учебе в большинстве случаев была высокой.

1 ведущий: Многие дети были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах. Им пришлось хоронить своих близких, замерзать, голодать. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. Война отучила этих детей плакать. Они четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют.

2 ведущий: Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны

Мастер п\о: А скольких детей погубила война, чьи имена нам неизвестны. Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства. На экране вы видите фото памятника в Ли?дице (чеш. Lidice, нем. Liditz) — шахтёрском посёлке в Чехии. Этот монумент включает в себя скульптуры 82 детей, которые были зверски убиты фашистами. Вообще за период второй мировой войны было убито более 13 миллионов детей! Только вслушайтесь в эту цифру:13 миллионов ни в чем не повинных детских жизней!

Ученик 1.: Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне (читает стихотворение "Тринадцать миллионов детских жизней")
мастер п/о: Предлагаю почтить память павших в той страшной войне минутой молчания.

Ученик 2: За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

  • Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев, Александр Чекалин;
  • Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя; Аркадий Каманин
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа[9], Валерий Волков, Саша Ковалёв;
  • Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
  • Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова[10]. Голикову, единственному из всех, звание было присвоено непосредственно во время войны (02.04.1944), остальным по окончании войны. (читает доклад о пионерах героях)

Мастер п/о: Этим мальчишкам и девчонкам очень хотелось жить, как и миллионам других невинно убитых ребят.

Ведущий 1: стихотворение Муссы Джаллиля  ВАРВАРСТВО (читает стихотворение)

Мастер п/о: На выезде из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) стоит памятник – “Цветок жизни”, в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: “Пусть всегда будет солнце”.  Дневники детей блокадного Ленинграда, вошли в детскую книгу войны. Самый знаменитый дневник Тани Савичевой вы видите сейчас на экране.

Мастер п\о: Никакая статистика не может передать ту боль и страдания, которые выпали на плечи детей, переживавших беды войны. (обучающиеся зачитывают отрывки из детских дневников)

Мастер п/о: Это всего лишь несколько скорбных свидетельств тех страшных лет. Лучше свидетелей, которые пережили весь этот ужас, о войне не расскажет никто. Мы предоставляем слово нашей гостье Лизе Акрамовне Кашаповой. Выступление гостя

Мастер п/о: Я хочу обратиться к вам, дорогие девочки, как к будущим матерям. Все меньше остается живых свидетелей той страшной войны, и возможно ваши дети уже не смогут услышать рассказ о тех трагических событиях из первых уст. Сохранить память о той войне, не дать угаснуть почитанию подвига нашего народа предстоит вам! Смотрите фильмы о войне, читайте книги замечательных авторов о подвигах наших героев, впитывайте рассказы живых свидетелей тех лет, у вас еще есть эта возможность и не позволяйте никому очернить память наших предков в попытке переписать ход истории! Я предлагаю послушать замечательное стихотворение Э.Асадова, "День победы" чтобы понять какой ценой достался нам наш мир. (ведущий читает стихотворение)

 Мастер п/о: В заключении нашей встречи предлагаем послушать песню «Боевые ордена», в исполнении Яны Баляновой. После чего нас ждет чаепитие и общение в неформальной обстановке.

Список используемой литературы:

  1. «Детская книга войны. Дневники 1941-1945»  Htpp://www.aif.ru, 2015г.
  2. Гранин Даниил  «Блокадная книга», изд.  Лениздат, 1984г.
  3. С.В. Шевченко, В.Г. Денисова «Классные часы», изд. «Учитель» Волгоград, 2005г.
  4. Htpp://www/openclass.ru/node/256663
  5. Htpp://ru.m.wikipedia.org
  6. Htpp://pioneer.aif.ru

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка классного часа "Дети войны" »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
методическая разработка классного часа "Дети войны"

Автор: Игнатьева Оксана Александровна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Методическая разработка классного часа :"Дети войны""
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia_razrabotka_klassnogho_chasa_dieti_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "472400"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528275619"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Методическая разработка. Классный час "День матери""
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnyi-chas-dien-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "265909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450038372"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час "С победой в сердце" "
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi-chas-s-pobiedoi-v-sierdtsie"
    ["file_id"] => string(6) "230337"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442089072"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка классного часа "Маленькие герои большой войны" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-malien-kiie-ghieroi-bol-shoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "189920"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427049614"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "Методическая разработка классного часа для обучающихся 3-4 классов «Мы помним! Мы гордимся» (к годовщине Победы в Великой Отечественной войне)"
    ["seo_title"] => string(146) "mietodichieskaiarazrabotkaklassnoghochasadliaobuchaiushchikhsia34klassovmypomnimmyghordimsiakghodovshchiniepobiedyvvielikoiotiechiestviennoivoinie"
    ["file_id"] => string(6) "328284"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463590973"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства