Конспект классного час " Страницы блокадного Ленинграда"
Конспект классного час " Страницы блокадного Ленинграда"
Тема: "Страницы блокадного Ленинграда"
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с печальными страницами в истории нашей страны.
2.Познакомить с понятием «блокада».
3.Пробудить в учащихся чувство сострадания и гордости за стойкость и мужество своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью поэтических и музыкальных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного час " Страницы блокадного Ленинграда"»
Классный час
Тема: "Страницы блокадного Ленинграда"
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с печальными страницами в истории нашей страны.
2.Познакомить с понятием «блокада».
3.Пробудить в учащихся чувство сострадания и гордости за стойкость и мужество своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью поэтических и музыкальных произведений.
Формируемые УУД:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувств понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учиться высказывать своё предположениена основе работы с материалом;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
находить ответы на вопросы в тексте;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
умение слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средства обучения:
-наглядность на доску;
-карточки с заданиями;
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
-презентация.
Ход занятия
1.Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой- Послушаем стихотворение и узнаем, о чём пойдёт речь на классном часе.
Стихотворение «Пусть дети не знают войны» читает наизусть подготовленный ученик
-О чем говорится в стихотворении?( -В стихотворении говорится о войне.)
-Назовите тему классного часа. -Тема «Война».
2.Актуализация знаний.
-Какая по вашему мнению, самая страшная и кровопролитная война была в прошлом веке? Назовите годы ВОВ.( -Великая Отечественная война или Вторая Мировая война. 1941-1945.)
(Если дети затрудняются с ответом, учитель сообщает сам). . Слайд 1
(Учитель размещает на доску тему классного часа:(карточка) «Война 1941-1945»)
-Как вы думаете, почему война называется «Отечественная» и «Мировая»?(Если дети затрудняются с ответом, учитель сообщает сам).( Отечество – синоним слова Родина. Вся наша большая страна воевала за свободу своей Родины. Мировая, потому что весь мир был втянут в эту страшную войну.)
- Почему оказалась втянутой в войну и с кем воевала наша страна? (Учитель дополняет исторические сведения).
-Какие у вас возникают ассоциации (что представляете), когда слышите слово «ВОЙНА»?
Учитель записывает слова-ассоциации детей. Появляется «ассоциативный ряд».
Если дети не называют ассоциацию с войной «Блокада Ленинграда», то эту её предлагает учитель.( смерть , голод , разруха , с трах , горе, беда, взрывы, блокада Ленинграда)
-Какое слово вам непонятно? Сегодня «откроем», что значит слово «БЛОКАДА».
3.Постановка проблемы.
-Тема нашего классного часа «Война 1941-1945. Блокада Ленинграда» не случайна. наша страна отмечает 77 годовщину снятия блокады Ленинграда. Блокада длилась почти 900 долгих и тяжелых дней с 21 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.Слайд 2.
С целью создания проблемной ситуации и столкновения различных мнений, учитель использует приём Верное высказывание/ Неверное высказывание. Слайд 3
- Если согласны с высказыванием – ставите + в графе
Дети читают высказывания на карточке, самостоятельно отмечают. При пошаговой проверке появляются разные мнения учеников.
Верное высказывание
Неверное высказывание
1.Блокада – это окружение города.
2.На день в дни блокады человеку давали булку хлеба.
3.В блокаду дети не ходили в школу.
4.Город Ленинград в годы блокады был полностью отрезан от страны.
Формулируют цели классного часа.
-Узнать, что такое блокада. Кто и зачем взял Ленинград в блокаду?
4.«Открытие» новых знаний.
Давайте проверим, кто же из вас был прав.
-Зачитайте первое высказывание. Узнать, что значит слово «блокада» и проверить правильность суждений сможем, когда поработаем с текстом в паре.( - Блокада – это окружение города.)
-Прочитайте текст и подчеркните слово, что удалось сделать фашистам с Ленинградом, когда они подошли к нему вплотную?
-Какое слово подчеркнули? Сделайте вывод, что значит блокада?
-Кто ответил «не верю» сотрите + и поставьте его в графе «верю».
(Рассказ учителя)
- Какой город – столица России? Почему же именно Ленинград выбрали фашисты?
-«Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа», - говорили фашисты. Как человек не может без души, так и страна потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда. Ленинград
(нынешний Санкт-Петербург) во все времена считали культурной столицей России. Посмотрите, как красив этот город.Слайд 4,5,6,7
- Гитлеровское командование бросило к городу огромные силы. Но фашисты просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город. Слайд 8,9,10,11,12,13
Несмотря на героизм наших войск, город всё же был плотно окружён немцами и отрезан от страны. Началась блокада. Ленинград постоянно бомбили, обстреливали ежедневно и днем и ночью. Люди прятались в бомбоубежищах, город пустел. И только стук метронома по радио, которое было в каждом доме и на улице, как стук сердца города, сообщал о том, что город живет и борется. На защиту города поднялись все жители.
-Как вы думаете, что выходило из строя при бомбежках, обстрелах?
-Жители города не сдавались, после каждого нового обстрела, бомбежки чинили линии электропередач, разбирали завалы. За водой в мороз ходили за несколько километров на реку Неву, на которой стоит город. А морозы тогда стояли лютые. Собирали, где могли, дрова, топили печь, чтобы хоть немного согреть свои квартиры. Люди стойко держались.
-Что произойдет, когда город долгое время отрезан от страны?
-Зачитайте второе высказывание. Проверить правильность ответа поможет сравнение. Посмотрите на слайд или тарелку (учитель может для наглядности положить на тарелку 250 граммов хлеба).Слайд 14
-Сколько здесь хлеба?
-Работающему человеку на сутки по карточкам выдавали всего 250 гр. хлеба, кто не работал и того меньше. То, что люди получали, и хлебом-то назвать было сложно, так как добавляли много различных примесей. Слайд 14
Если карточки теряли, то вновь их не выдавали, и человек или семья оставались без хлеба.
-Какой ответ будет верный. Поработайте на карточке, исправьте свой ответ, если неверно отметили.
-Как вы считаете, достаточно ли столько хлеба человеку на сутки? Что происходило с людьми? Слайд 15,16
-Люди умирали целыми семьями. Так, например, случилось и с семьёй ленинградской девочки Тани Савичевой. Послушаем. ? Слайд 17,18
(Рассказ подготовленного ученика)
-Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Семья жила на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13. Это была обычная большая семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.Слайд 19
*«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч утра 1941 года»
* «Бабушка умерла25 января в 3 ч дня 1942 года»
*«Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 года»
*«Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 года»
*«Дядя Леша умер10 мая в 4 ч дня 1942 года»
*«Мама умерла 13 мая в 7 ч 30 мин утра 1942 года»
* «Савичевы умерли»
* «Умерли все»
* «Осталась одна Таня»
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали её, и она вскоре умерла.
19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт- Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.
-Страшное было время.
Зачитайте третье высказывание. Проверим правильность выполнения. Послушайте стихотворение. В блокаду дети не ходили в школу.
Слушают стихотворение «В школе» Ю. Воронова, читает наизусть подготовленный ученик.
-Какой будет верный ответ?
-В окруженном городе в первую блокадную зиму работали 39 школ. В школах стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки мерзли, мел выскакивал из пальцев, но дети все равно учились и стремились к знаниям с верой в лучшее будущее. А ещё они помогали взрослым: ходили за хлебом, на реку за водой, выступали с концертами перед ранеными бойцами в госпитале, работали на заводах с 12 лет, в госпиталях, рыли окопы и работали на огородах, хотя сами едва держались на ногах от голода.Слайд 21,22,23
Корректируют свои ответы.
Зачитайте четвертое высказывание.
Проверить правильность ответа поможет видео. Послушайте внимательно песню и постарайтесь найти ответ на вопрос: «Город Ленинград был полностью отрезан от страны в течение всей блокады?»
-Как поняли, была ли связь со страной?
-Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года (через 2 месяца) по тонкому льду Ладожского озера, которое соединяет Ленинград со страной, начала действовать дорога, которую назвали «Дорогой Жизни». Слайд 24,25
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины (полуторки) по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. По «Дороге Жизни» эвакуировали жителей города.
Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перестанут защищать город и сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.
Ленинград! Для всех этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
27 января 1944 г. почти через 900 долгих дней блокада Ленинграда была полностью снята. Город праздновал своё освобождение салютом.
Город Ленинград в годы блокады был полностью отрезан от страны.
4.Закрепление знаний по теме Слайд 26
- Сейчас вы поработаете в паре с текстом на карточке. Надо вставить в тексте пропущенные слова.
Город ______________________________находился в блокаде _________ дней. Люди ____________________ от голода, но дети продолжали ходить в ____________________.
Полностью блокада с Ленинграда была снята ___________ января 1944 года.
-Как вы думаете, сколько человек погибло в блокаду в Ленинграде? Слайд 27
-За свое освобождение Ленинград заплатил дорогую цену. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
-Пискарёвское кладбище в Ленинграде –огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. На граните высечены слова. «Никто не забыт, ничто не забыто».
-Память погибших чтят минутой молчания.
5.Рефлексия
-По какой теме работали на классном часе?
-Почему мы сегодня затронули тему «Война 1941-1945. Блокада Ленинграда»?
-На какие вопросы вы хотели получить ответ?
-На какие вопросы мы ответили?
-А сейчас мы наденем «Ленточки» и будем ходить в них весь день, отдавая дань памяти и скорби всем, кого затронула страшная блокада.
Дома расскажите своим родным о блокадном Ленинграде.
Ленточка, распространяемая в рамках акции — это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зелёный — цвет жизни. Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» — главной награды блокадников.