kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа " Дети блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час,посвященный теме 

 « Дети блокадного Ленинграда»

Цель:

- выработать у учащихся глубокое понимание патриотического долга;

- утверждение в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

-  уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа " Дети блокадного Ленинграда" »







Классный час ,посвященный теме

« Дети блокадного Ленинграда»



«Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы….»

Слайд № 1 Ю.Воронов

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Слайд 2

Вы никогда не задумывались над тем, сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат. 27 января -День снятия блокады - одна из них. Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбежек... и, вместе с тем, картину всеобщей радости, ликования обессилевших людей, когда после 900-дневного беспросветного существования они обрели надежду на жизнь. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.

Слайд 3

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город. Круглосуточно город подвергался артиллерийскому и авиационному воздействию врага (Звучит звук сирены).

Слайд 4,5

Шли дни и ночи упорной борьбы. Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Запасов основных видов продовольствия для войск и жителей города по состоянию на 12 сентября 1941г было не более чем на 30 -60 суток. Почти отсутствовали картофель и овощи. А в Ленинграде кроме коренного населения находились десятки тысяч беженцев, его обороняли войска. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400г, а все остальные - по 200г недоброкачественного хлеба в сутки. Резко сократилась выдача других продуктов. На декаду полагалось 50 грамм сахару, 100 грамм конфет, 200 грамм крупы, 100 грамм растительного масла, 100 грамм рыбы и 100 грамм мяса.

Слайд 6

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 г хлеба, а все остальные - по 150 г. Немцы разбомбили главные продовольственны склады. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные



Слайд 7.

Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: «Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, будто засыпают. .. Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие - ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого».  

Слайд 8

"Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда.

Слайд 9

Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину" (из воспоминаний воспитателей детского дом

Слайд 10

СЦЕНКА-Слайд 11

Слайд 12

Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.

Слайд 13

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов



Слайд 14

В городе развелось много крыс.

Весной полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней люди и благодарили,.что она его сохранила.

В марте 1942 года на городской тощую кошку.Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились ,а исхудавший ,похожий на скелет милиционер следил,чтобы никто не изловил его.

Апреле 1942 года ,проходя мимо кинотеатра «Баррикада» увидала толпу у окна одного из домов. О дивились на необыкновенное зрелище: на подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами.Увидев это ,я поняла ,что мы выжили.

Блокада   была нацелена на вымирание населения.

Но город жил и боролся.

Заводы продолжали выпускать военную продукцию, в школах шли занятия, в филармонии звучала музыка

В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. В зал доносился гул артиллерийской канонад, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций. (Звучит отрывок из Седьмой симфонии)

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка
во всём,
Всем и для всех -
не по ранжиру.
Осилим... Выстоим... Спасём...
Ах, не до жиру - быть бы живу...
Солдатам головы кружа,
Трёхрядка
под накатом брёвен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну
струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно,
Навзрыд
Одной - единой страсти ради
На полустанке - инвалид
И Шостакович - в Ленинграде.

Слайд 15

Несмотря на героизм и мужество населения, положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. К двадцатым числам ноября 1941 г запасы продовольствия подошли к концу. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительству через Ладожское озеро ледовой дороги, её охране и обороне. Лёд был ещё тонкий, но голодный Ленинград не ждал. И 20 ноября по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия.

Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. В первые недели фашистские лётчики почти безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины, обогревательные и санитарные палатки, фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия, большое количество зенитных пулемётов. Уже 16января 1942 г на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000т было доставлено 2506 т грузов. С этого дня темп перевозок стал непрерывно возрастать..

Слайд 16

Уже в конце ноября 1941 г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд. Из блокированного города уезжали в первую очередь дети, женщины с детьми, больные, раненые и инвалиды.

Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами -работниками детских домов во время опасности. "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены".



Слайд 17

. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти». Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение».
Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

Слайд 18

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Многие подростки вместе со взрослыми расчищали Невский проспект от руин и гор трупов ,которых похоронили в братской могиле.

Слайд 19

Весной сажали овощи парках, садах города.

Слайд 20

Многие мальчишки следили за вражеской авиацией., тушили зажигательные бомбы, трудились на заводах.

Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

Слайд 20

В самые суровые дни блокады зимы 1941-1942 годов в осаждённом городе работали 39 школ, позже их стало более 80.

Слайд 21

Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

Слайд 22



Слайд .23

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… » Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».



К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы.

коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. ( Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом )

А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Ю.Воронов.)

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

27 января 1944 года прогремел победный салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Слайд 24

В рабочем посёлке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру. Дневник Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все".

Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

Песня о розе (исполняют девочки из класса)

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.



Слайд 25

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Память. Дневник  выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня умерла от истощения.

Слайд 26
Памятник  «Дневник Тани Савичевой»  состоит  из восьми стел — страниц блокадного дневника

Слайд 27

Пискаревское кладбище ,где захоронены 650 тысяч блокадников Как нельзя из истории Ленинграда- Петербурга  вычеркнуть горестные блокадные страницы, так невозможно понять, что такое ленинградская блокада, не увидев Пискаревского кладбища.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено здесь...
При входе  на Пискаревское кладбище – павильоны-пропилеи,  в которых размещена  музейная экспозиция,  посвященная блокаде. Трехсотметровая аллея, разделенная газонами на три ряда, ведет вдоль братских могил, у каждой из которых – гранитная плита с изображением дубового листа и даты: 1941, 1942, 1943…
В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек, погибших от голода, и больше чем  17 000 людей, ставших жертвами бомбежек и  обстрелов.
В конце аллеи в скорбном молчании застыла Родина-Мать – 6-метровая статуя на 6-метровом пьедестале.



Слайд 28

Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).







Слайд 29

На  улицах, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим  разместили предупреждающие надписи.  Несколько сохранилось до сих пор.
Надпись на Невском 14

Слайд 30

Двор с глобусом
 Невский проспект, дом 14
Это  двор того самого дома по Невскому пр. 14, на стене которого сохранена блокадная памятная надпись - "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

Голубой  глобус  с бронзовыми нашлепками континентов – это блокадный монумент.  Памятник интерактивный: внутри него громкоговорители.

Стихи на табличке блокадного поэта Ю. Воронова:
«Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы».  

Слайд 31

Памятник  детям- блокадникам в Красноярске 

Девочка, держащая в руках кусочек хлеба, суточный паек блокадников, рядом ее младший брат с бидоном,  c которым ходили на Неву за водой, и саночками,  для перевоза погибших в Ленинграде стоят на фоне «решетки Летнего сада».

Слайд 32

8 сентября 2010 года, в День памяти жертв блокады, на Васильевском острове открылся памятник детям блокадного Ленинграда. Памятник установлен в яблоневом саду, который в 1953 году посадили ученики одной из городских школ в память о детях блокадного города.



Слайд 33

 Светлая стела с барельефом: нежный улетающий в небо ангел печально опускает на землю гирлянду роз. И табличка со словами:
«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда, похороненные в декабре 1942 года. Мемориал возведен на пожертвования ярославцев, июнь, 1998 г.»



Слайд 34

На мемориальное кладбище «Остров Декабристов», где похоронены многие погибшие в блокаду жители Васильевского острова, приходит Анатолий Петрович Евплов.

 Ему было 9 лет, когда началась блокада, зимой 1942 года в одну ночь умерли брат и сестра, потом от истощения, уже на Большой земле, умер отец, потомственный рабочий Балтийского завода. Они с мамой выехали по Дороге Жизни в марте 1942 года.

— Своих умерших детей мама привезла на Смоленское кладбище, где по указанию обслуживающего персонала уложила их в штабель из трупов. Никаких документов мама не получила. В ту первую блокадную зиму записывали далеко не всех умерших. Формально они числились живыми, — рассказывает Анатолий Петрович. — И сегодня мы не знаем, где же они точно похоронены. Но всегда считали, что именно на кладбище, которое сегодня носит название «Остров Декабристов». И каждый год я приходил сюда, чтобы положить цветы.

Анатолий Петрович много лет собирает материалы о блокаде, изучает данные о погибших детях. Он уверен, что в 1941—1942 годах погибло больше детей, чем указывают официальные цифры. Ведь его брат и сестра — не единственные, кто остался в списке живых. В этих официальных данных не учтены похороненные без регистрации, те, кто умер по дороге в эвакуацию, дети, родившиеся в эвакуации и прожившие очень недолго. Блокада не отпустила многих из тех, кто смог выбраться из окруженного фашистами города. Так, летом 1942 года у Анатолия Евплова родилась сестра — мама покидала блокадный Ленин-град беременной. Сестра Тоня прожила всего год и была похоронена в Казахстане.

— Малыши и подростки блокадного Ленинграда умирали быстрее взрослых, — уверен Анатолий Петрович. — Также очень высокой была смертность новорожденных. Из них до годовалого возраста дожили менее половины.

Всем этим детям решил поставить памятник — памятник скорби и печали — Анатолий Петрович Евплов. На семейном совете было решено сначала сделать памятник за собственные средства, а потом уже идти с просьбой об установке. После того как памятник был изготовлен, Анатолий Петрович обратился в администрацию Смоленского кладбища. Ему подробно рассказали, как и где нужно получать разрешение. «Мне все очень помогали, удивлялись, конечно, что я не представляю какую-нибудь общественную организацию, а делаю все по личной инициативе, но нигде не отказали». Анатолий Петрович получил согласование , разрешение на установку памятника



Стихотворение Р. Рожественского «Помните!» (в исполнении ученицы)

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

(Р.Рождественский)





















Весь класс пишет свои пожелания, на вырезанных из бумаги голубях, что они хотели бы пожелать детям всего Мира!

Свои пожелания ребята привязывают к воздушным шарам , которые выпустим в небо возле памятника Неизвестному Солдату, находящемуся на территории нашей школы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка классного часа " Дети блокадного Ленинграда"

Автор: Валишина Зиля Адибовна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "методическая разработка классного часа "Дети войны" "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "245005"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446045155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Информационно -исследовательский проект "Дети блокады Ленинграда""
    ["seo_title"] => string(69) "informatsionno_issliedovatiel_skii_proiekt_dieti_blokady_lieninghrada"
    ["file_id"] => string(6) "365780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480873418"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методические разработки "Хлеб - всей жизни голова""
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskiierazrabotkikhliebvsieizhiznigholova"
    ["file_id"] => string(6) "273502"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452240984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства