kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого классного  часа. Тема: "Дети блокадного Ленинграда".Дети познакомятся с событиями ВОВ  - блокадой Ленинграда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧА-СА

Тема

Дети блокадного Ленинграда

Учитель

Камышева Наталья Владимировна

Цель

Сформировать представление об особенностях жизни детей в блокадном Ленинграде;


Задачи

Познавательные: познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда, о том, как дети жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны

Развивающие: развивать у учащихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей.

Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа, своих сверстников, в период блокады Ленинграда



Образовательные ресурсы

1. Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., России (в 3 частях) Токарева А.Я. и другие; под редакцией Торкунова А.В., изд. «Просвещение». 2020 г. 2. Презентация.


методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты:


Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к Отечеству, развитие морального сознания.

Метапредметные:

познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;

коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими учащимися, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельность в парах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач;

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.

Применяемые технологии


Методы

-информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти учащихся)

-частично-поисковый (эвристический) (учащиеся рассуждают, обобщают, делают выводы)

- беседа

- просмотр.




Оборудование

Компьютер, колонки, презентация, конверт, кусочки черного хлеба , раздаточный материал

















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА


Этапы


Деятельность педагога

Деятельность обучающих

ся

Универсальные учебные действия





1.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности Создание проблемной ситуации, целеполагание.

- Здравствуйте, я приветствую вас на нашем уроке.


Сегодня на уроке мы отправляем в путешествие. А куда мы отправляемся поможет определить билет от турагентства.

Назовите город, в который мы отправляемся.

Перед вами находится кроссенс с фотографиями.

Подумайте, для чего мы отправимся туда и о ком пойдёт речь на нашем классном часе?

На основании этого, прошу вас сформулировать тему и цель урока.

(Тема «Дети блокадного Ленинграда». Цель: узнать о жизни детей Ленинграда в период блокады.)


Слушают, отвечают на вопросы.

(Ленинград.

Дети блокадного Ленинграда)


Включаются в работу







Формулируют тему и цель урока.


Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

-настраивать себя на продуктивную работу

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование

2. Актуализация знаний

-Скажите, а что вы знаете о блокадном Ленинграде?

Как мы могли бы попасть туда зимой 1943 года?

(По льду Ладожского озера была проложена дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить людей из блокадного города.)

Закройте глаза и мысленно перенеситесь в то время. Поможет нам военная кинохроника.

Мы с вами в Ленинграде. Посмотрите, что происходило в городе. Как жили дети.

Видеофрагмент о Ленинграде.

Дневники из блокадного Ленинграда

Чтение стихотворения

- Как вы думаете, для чего люди вели эти дневники? (Они пытались перенести свою боль на бумагу, т.е. облегчить свои страдания)

Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня»

Чтение стихотворения.

- А знаете ли вы их трагическую историю. (Если знают, то прошу рассказать, если не знают, то читаю)

 Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала девочку сиротой.

В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.


  • ("Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

  • "Савичевы умерли"

  • "Умерли все"

  • "Осталась одна Таня"

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Дневник Юры

Ученик: А вот дневник Юры Рябинкина:
Сентябрь 1941 г «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод…»
Октябрь: « От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все- таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба…»
Ноябрь: « Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…»
3 января 1942 г.: «Я хочу так страстно жить , веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза…»
Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: « Я почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил… силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я…»
Ученик: Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово «блокада» и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких.

Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

Вроде бы, обычная школьная тетрадь. Читаем: «Тетрадь ученицы третьего класса…» Сравните со своей

(Номер не школы, а бомбоубежища.)

Такое могло быть только в Ленинграде

Опасен и тяжел был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали

не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

«Девочка руки протянула

                            Уснула,

                             А оказалось – умерла…

                             Никто не обронил ни слова,

                             Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

                             Учитель выдавил, что снова

                             Уроки после похорон»

Рассказ

Перед вами лежит таблица с нормами хлеба, который выдавали в блокадном Ленинграде.

Ответьте на вопросы

Сколько хлеба было положено взрослым?

Сколько хлеба было положено детям?

Практическая работа

Предполагаем какого размера кусочек хлеба должен быть, если его вес 125грамм.

Отрезаем и взвешиваем.

Посмотрите на круговую диаграмму из чего состоял хлеб?

Вывод


Как и в каких условиях жили дети?

(Голодали, умирали, не было воды, света, тепла)


Но не смотря на лишения дети не сдавались. Они помогали взрослым.

Во время летних каникул школьники помогали восстанавливать школы: сооружать новые печи, вставлять стекла в окна, убирать классы, заготавливать топливо на предстоящий холодный сезон, готовить школы к новому учебному году. Кроме помощи школе, ребята продолжали вносить свой вклад в защиту родного города: дежурили на крышах, помогали в госпиталях, работали в пожарных группах, вставали к станкам на заводах, выращивали овощи на небольших грядках городских огородиков, становились связными и посыльными


Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленые брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...


В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !". Потом в кают-компании шёл концерт.

Вывод.

Как помогали взрослым?

Проверка поисковой работы
Памятники войны


Война в цифрах. Работа с текстом.


В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда".
Ю.Воронов.


Какая пословица подходит к теме нашего урока?

«Тот герой, кто за Родину

горой», «За правое дело стой смело!», «Мужество создаёт победителей»,

«Хоть ростом маловаты, да мужеством богаты».




Отвечают на вопросы.


Делают выводы








Девочка читает стихи
































































Сравнивают тетради


















Изучают состав хлеба



Отвечают на вопрос







































Отвечают

Заполняют таблицу











Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

-определять и формулировать проблему

-осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

-строить понятные для собеседника высказывания

-воспринимать информацию на слух

-отвечать на вопросы учителя

Личностные УУД

-смыслообразование

-нравственно-этические



Познавательные:

-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности

-соотносить информацию в разных форматах

-структурировать материал, выделяя в нем главное

-анализировать, сравнивать, делать выводы

Коммуникативные УУД:

-строить монологическую речь

-слушать и понимать речь других

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности



Регулятивные УУД:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность

-выдвигать свои гипотезы

-осуществлять самоконтроль

-организовать выполнение заданий учителя

-делать выводы по результатам работы

Личностные УУД

-смыслообразование

Познавательные:

-анализировать, сравнивать, группировать

-ситематизировать изученное

Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Коммуникативные: взаимодействовие с учителем и группой.

Познавательные:

-самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи

-обобщать и классифицировать

-анализировать, сравнивать, группировать

-ситематизировать изученное

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль

-планировать свои действия

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-конролировать и корректировать свою деятельность

Личностные УУД

-смыслообразование




Рефлексия. Подведение итогов занятия.

В начале урока мы отправились в путешествие составьте мини-рассказ о увиденном используя кроссенс «Дети Ленинграда» (расскажите, что вы узнали о жизни детей блокадного Ленинграда)

Или Синквейн ( на доске )

Корзина чувств

Блокада Ленинграда, одно из самых трагических событий в мировой истории. Каждый день жизни в блокадном городе это подвиг. Подвиг, который не должен померкнуть в памяти поколений.

Минута памяти. Видео

Выступление с мини-рассказами или вывод

Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное, делать выводы

Коммуникативные УУД:

-строить монологическое высказывание

-оформлять мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль

-соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения

Личностные УУД

-самоопределение

-смыслообразование

-нравственно-этические
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Технологическая карта классного часа.Тема: "Дети блокадного Ленинграда"

Автор: Наталья Владимировна Камышева

Дата: 24.03.2024

Номер свидетельства: 647854


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства