Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Первостепенная задача современной образовательной системы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей - важный компонент социального заказа для образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
Определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста »
Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Белоглазова Кристина Валерьевна
Первостепеннаязадачасовременной образовательной системы
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей - важный компонент социального заказа для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества отводится образованию и воспитанию.
Концепциядуховно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России
Определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Современныйнациональныйвоспитательный идеал
это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности
-Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Работа с семьей(одно из направлений)
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов
ТЕМЫ СОБРАНИЙ
«Семейные традиции – как основа воспитания детей», «Воспитываем добротой», "Ребенок учится тому, что видит у себя дома«, "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника? «, «Семейное здоровье», «Прививаем любовь к чтению », «Как хорошо в семье», «Что такое дружба? »
Основные направления работы с семьей
изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка;
просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
приобщение родителей к участию в жизни группы, детского сада;
возрождение семейных традиций
Перспективный план с учетом направлений
В плане обязательны акценты на:
деятельность по программе воспитания и обучения в ДОУ;
работа по сохранению и укреплению здоровья детей, в т.ч. психического;
духовно-нравственному воспитанию детей.
Методы ежедневной работы с семьей
целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения в моменты расставания с родителями в утренние и вечерние часы;
беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
просмотры родителями разных видов детской деятельности, в т.ч. видеозаписи, прослушивание аудио записи;
вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров по общению (совместное изобразительное творчество, конструирование, игра, спорт, труд);
привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
проведение опросов, тестирования с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Уголки для родителей
В групповых комнатах, в приемной должны быть «уголки для родителей». В уголках размещается информация о жизни конкретной возрастной группы («Вести из группы», «День за днем», «Мир увлечений», «Выставка Волшебного Карандаша»), оформлены фотовыставки «Наша дружная семейка», «Родители и дети», «Вместе трудиться веселей».
Ведение дневников воспитателями
Где записываются рассказы детей на темы: «Моя мама», «Мой дедушка», «Мой самый любимый и дорогой человек». Организуются фотовыставки «Наши мамы лучше всех», «Мой папа – защитник Отечества»
Он заключается в воздействии воспитателя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
На основе педагогических исследований были разработаны принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников:
Принципинтегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры, разных сфер искусства.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, в народной культуре, т.к. ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принципопоры на ведущую деятельность
реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества
предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Тамбовской области
Принцип учета возрастных особенностейи концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации
Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.
Примерная программа (парциальная) для дошкольных образовательных учреждений
Феоктистова Т. Г., ШитяковаН. П.
Деловая игра для родителей: Моя семья
Цель: формирование у родителей положительно-насыщенного образа семьи.
Задачи: - создать условия для глубокого понимания ценностного отношения к своей семье; - научить родителей формировать у детей знания о семье, ее родословной, быте, семейных традициях
Основная идея: семья – это остров любви, терпения, послушания , спасения
Содержаниетемы: Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Значение пословиц: «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает» «Все купишь, а отца-матери не купишь», «Умел дитя родить, умей и научить»
Содержаниетемы:
Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского; няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна)
Ключевые слова: семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Подготовительная работа: - оформление семейной газеты с фотографиями, рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами как профессиональных авторов, так и любительских, написанными ребенком или членом его семьи. Тема оговаривается заранее («Моя семья», «По тропинкам сказок», «Я люблю …» и др.). Семейные газеты на плотных листах бумаги (не менее 42*59) вывешивают в помещение, где будет проходить родительское собрание;
- совместное составление родословной родителями и детьми. Семьи составляют родословную, указывающих всех предков ребенка, как по мужской так и по женской линии, оформляя ее в виде древа. В роли экскурсовода выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях и т.п.; - создание семейного герба. Воспитателю следует подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике
Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево. Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь». Зрительный ряд: семейные фотографии. Подведение итога собрания.
Азы воспитания . Форма проведения: Устный журнал. Цель: создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Задачи: 1.Определить новые направления в работе внутри педагогического коллектива и с родителями. 2.Предложить воспитателям новые технологии общения с родителями. 3.Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Информация для родителей:
- Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учиться драться. - Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким. - Если с ребёнком честны - он учится оценивать. - Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
1-ястраница: И м я
Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами. Содержание темы: Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек (например, Александр – «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна – «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина – «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится).
Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как празднуют именины. Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага). Ключевые слова: имя, именины, ласковое обращение по имени (например, Леночка, Ленок, Ленуся и т.п.).
Литературный ряд для домашнего чтения: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.
Литературный ряд для домашнего чтения: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.
2-ястраница: Слово
Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет. Содержание темы: Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.
Ключевые слова: спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная, прости, извини, спаси и помилуй. Практический материал для работы с детьми дома: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.
Литературный ряд для домашнего чтения: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик, добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела», «Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка», П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово». Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова»