kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Цель: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности, развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе »

Алейникова Лариса Геннадьевна

Духовно – нравственное воспитание детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Цель: духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности, развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом я поставила следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников.

2. Развивать духовно – нравственные качества младших школьников в процессе учебно – воспитательной деятельности.


Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно - эстетическая, политическая, правовая и т.д.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.

В работе с учащимися широко применяется этическая беседа. Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Большую воспитательную силу имеет пример героев книг, фильмов. Психологической основой примера служит подражательность. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы необходимо. Вовремя к месту приведенный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

В школе могут проводится праздники:

сентябрь (День знаний); октябрь (Посвящение в ученики-первоклассники); ноябрь (Дни духовности и культуры); декабрь (Крещенские чтения); январь (Рождество Христово); февраль (Неделя патриотической песни); март (Неделя малышей); апрель (Пасха); май (День славянской письменности).

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.



  1. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя.

  2. Классный руководитель. 2003, №4

  3. Классный руководитель. 2004, №3.

  4. Народная школа. 2006, №3.

  5. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. – Челябинск, 1998. – 20 с.

  6. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с. – (Библиотека для родителей).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алейникова Лариса Геннадьевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163705


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства