kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»

6


На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание - питание души и серд­ца ребенка возвышенным, благород­ным, прекрасным. Образование - вая­ние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный про­цесс заключается в создании образа путем питания души красотой.

В поиске путей обновления содер­жания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, за­гадках. Это мир очень яркий и выра­зительный, и поэтому он интересен для детей. Понятие «фольклор» – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге, о самом себе, о нравственности.

Нравственно-эстетические идеалы русского народа выражались в прекрасных народных песнях, сказках, произведениях малого фольклорного жанра. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают опыт предшествующего поколения потомкам об отношении к природе, людям. Ничто не даёт таких разносторонних сведений о культуре, истории, быте, обычаях, нравах, этических нормах и эстетических идеалах, как фольклор.

Изучение традиций русской народ­ной культуры реализу­ется в форме творческой фольклорной мастерской.

Мастерская - это новый способ орга­низации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого за­дания, игры школьники абсолютно свободны.

Цель творческой мастерской - ввес­ти детей в мир русской народной куль­туры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского на­рода (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.

1-й класс. « Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень.

Программа этого года вводит ребен­ка в круг вопросов, которые будут об­суждаться на протяжении последу­ющих трех лет: человек и природа; че­ловек и семья; человек и родная земля.

В центре внимания

- загадки, потешки, скороговорки,

- хороводы,

- народные куклы,

- праздники,

- подвижные игры.

2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с

- прибаутками и небылицами,

- плясовыми песнями и припев­ками,

- частушками,

- народными инструментами,

- календарно-обрядовыми праздни­ками.

3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:

- пословицы и поговорки,

- частушки,

- песни лирические и исторические,

- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),

- обрядовые праздники.

4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»

В центре внимания

- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рожде­ния до смерти;

- народный костюм;

- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;

- история родного края;

- работа ансамбля шумовых инстру­ментов.

Системообразующим видом дея­тельности, способствующим освое­нию традиций и ценностей русской народной культуры, является позна­вательная коллективная деятель­ность.

Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, напри­мер, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Рождественские посиделки», «Раз в крещенский вече­рок», «Пасхальный благовест», «Масленица-мокрохвостка» и др.

На «Забавной ярмарке» участники узнали об истории возникновения ярмарок, показали юмористические сценки из торговой жизни, поиграли в народные игры, спели частушки под гармонь.

На «Рождественских посиделках» воссоздаётся атмосфера праздничных и загадочных святочных дней. На протяжении всего праздника звучат песни. Воспроизводится сцена рождения младенца с помощью кукол в настольном театре. Основными характеристиками подобного праздничного вечера являются мягкий лиризм и грусть, эмоциональная насыщенность и яркость образов.

«Масленица» - фольклорный праздник, целью которого является знакомство школьников с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизведение отдельных обрядов этого праздника. При подготовке к празднику разучиваются «масленичные призывы», песни, хороводы. Родители, привлеченные к подготовке праздника, готовят различные традиционные угощения, и конечно блины.

В ходе праздника воспитанники узнают историю масленичного праздника, иллюстрируют масленичную неделю (семь значимых традиционных эпизодов праздника). На празднике поют, водят хороводы, «призывают» Масленицу со свитой, образно и красочно встречается Весна и различные символы весенних полевых работ. Традиционно праздник заканчивается чаепитием с блинами.


Таким образом, изучение народной культуры не только способствует раз­витию личности ребенка, его познава­тельного, коммуникативного, нрав­ственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.


Программы духовно – нравственного воспитания с 1 по 4 класс

1-ый класс

Форма общения.

1.Доброе слово что ясный день.

2.Ежели вы вежливы,

3.Когда идешь по улице.

4.Узнай себя.

5.Нам счастья не сулит обида чья-то.

Отношения к окружающему.

1.Путешествие в волшебную сказку.

2.Я могу быть волшебником.

3.Маленькое дело лучше большого безделья.

4.Любимый уголок родной отчизны.

5.У каждого народа свои герои.

6.Мы соберём большой хоровод.

7.Я люблю маму милую мою.

8.Поздравляем наших мам: коллектив­ный праздник.

9.Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1.Если радость на всех одна.

2.Мой класс - мои друзья.

3.Самолюб никому не люб.

4.Поиграем и подумаем.

5.0 дружбе мальчиков и девочек.

6.Путешествие в мир мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое заня­тие).

2-ой класс.

Форма общения.

1.Если песни петь, с ними веселей.

2.Добрым жить на белом свете веселей.

3. Добро творить - себя веселить.

4.Подумай о других.

5.Подарок коллективу.

6.Делу - время, потехе - час.

7.Чего в других не любишь, того и сам

не делай.

Отношения с окру­жающими.

1 .Подари другому радость.

2.0т чего зависит настроение.

3.Не стесняйся доброты своей.

4.Мой дом - моя семья.

5.В труде человек хорошеет

6.Все на белом свете солнышкины дети.

7.Поздравляем наших мам.

8.Со взрослыми и сверстниками.

9.Цени доверие других.

Отношения в коллек­тиве.

1 .Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.

2.Советуем друг другу.

3.Общее и особенное для маль­чиков и девочек.

4.Поговорил бы кто со мной.

5.Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).

6. Делаем газету (итоговое заня­тие).

3-ий класс.

Форма общения.

1.Здравствуйте все.

2.Будем беречь друг друга.

3. Дружим с добрыми словами.

4.Любим добрые поступки.

5.Подари учителю дело и слово доброе.

6.Умеем общаться.

7.Каждый интересен.

8.Подарок коллективу (коллек­тивная деятельность).

Человеческие отношения.

1.Душа - это наше творение.

2.Отворите волшебные двери добра и доверия.

3.Хорошие песни к добру ведут.

4. Вглядись в себя - сравни с другими.

5. Помоги понять себя.

6. 0 настоящем и поддельном.

7.Тепло родного дома.

8.Поздравляем наших мам.

9.Цветы, цветы - в них Родины душа.

10.Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1 .Чтобы быть коллективом.

2.Коллектив начинается с меня.

3. Подарок коллективу.

4.Секретные советы мальчикам и де­вочкам.

5. Скажи себе сам.

6.Вот и стали добрей и умней.

7.Школе посвящается (заключитель­ный праздник).


В рамках образовательно-воспитательного процесса приобщение к эстетическим ценностям младших школьников на основе традиционного народного искусства ведётся по направлениям.

Третье направление – привлечение воспитанников во время внеурочной деятельности в атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов. Здесь практикуется сценарная разработка и проведение фольклорных праздников, выставок игрушек, состязаний в традиционных играх русского народа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор: Козлова Юлия Александровна

Дата: 08.10.2019

Номер свидетельства: 522042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Выступление на тему: «Эффективные формы воспитательной работы классных руководителей по духовно-нравственному развитию обучающихся начальной школы» "
    ["seo_title"] => string(165) "vystuplieniie-na-tiemu-effiektivnyie-formy-vospitatiel-noi-raboty-klassnykh-rukovoditieliei-po-dukhovno-nravstviennomu-razvitiiu-obuchaiushchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "136826"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417190834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства