Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»
6
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Воспитание - питание души и сердца ребенка возвышенным, благородным, прекрасным. Образование - ваяние, создание образа. Следовательно, образовательно-воспитательный процесс заключается в создании образа путем питания души красотой.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса мы пришли к решению строить внеурочную работу первой ступени как знакомство учащихся с традициями народной культуры.
Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Понятие «фольклор» – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге, о самом себе, о нравственности.
Нравственно-эстетические идеалы русского народа выражались в прекрасных народных песнях, сказках, произведениях малого фольклорного жанра. Краткость, выразительность, красота слога удачно передают опыт предшествующего поколения потомкам об отношении к природе, людям. Ничто не даёт таких разносторонних сведений о культуре, истории, быте, обычаях, нравах, этических нормах и эстетических идеалах, как фольклор.
Изучение традиций русской народной культуры реализуется в форме творческой фольклорной мастерской.
Мастерская - это новый способ организации деятельности учащихся. Она состоит из ряда заданий, игр, которые направляют работу, творчество ребят в нужное русло, но внутри каждого задания, игры школьники абсолютно свободны.
Цель творческой мастерской - ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).
Программа творческой мастерской рассчитана на 4 года. В течение этого времени дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и свое место в этом мире.
1-й класс. « Зачин дело красит» - пропедевтическая ступень.
Программа этого года вводит ребенка в круг вопросов, которые будут обсуждаться на протяжении последующих трех лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля.
В центре внимания
- загадки, потешки, скороговорки,
- хороводы,
- народные куклы,
- праздники,
- подвижные игры.
2-й класс. «С русским задором по русским просторам». Знакомство с
- прибаутками и небылицами,
- плясовыми песнями и припевками,
- частушками,
- народными инструментами,
- календарно-обрядовыми праздниками.
3-й класс. «Праздник праздников, торжество торжеств». Предметы изучения:
- пословицы и поговорки,
- частушки,
- песни лирические и исторические,
- игра на шумовых инструментах (организация ансамбля),
- обрядовые праздники.
4-й класс. «Гой ты, Русь моя родная!»
В центре внимания
- семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти;
- народный костюм;
- история России в произведениях древнерусской литературы, устного народного творчества;
- история родного края;
- работа ансамбля шумовых инструментов.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.
Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника, например, на тему «Кузьминки - об осени поминки», «Рождественские посиделки», «Раз в крещенский вечерок», «Пасхальный благовест», «Масленица-мокрохвостка» и др.
На «Забавной ярмарке» участники узнали об истории возникновения ярмарок, показали юмористические сценки из торговой жизни, поиграли в народные игры, спели частушки под гармонь.
На «Рождественских посиделках» воссоздаётся атмосфера праздничных и загадочных святочных дней. На протяжении всего праздника звучат песни. Воспроизводится сцена рождения младенца с помощью кукол в настольном театре. Основными характеристиками подобного праздничного вечера являются мягкий лиризм и грусть, эмоциональная насыщенность и яркость образов.
«Масленица»- фольклорный праздник, целью которого является знакомство школьников с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизведение отдельных обрядов этого праздника. При подготовке к празднику разучиваются «масленичные призывы», песни, хороводы. Родители, привлеченные к подготовке праздника, готовят различные традиционные угощения, и конечно блины.
В ходе праздника воспитанники узнают историю масленичного праздника, иллюстрируют масленичную неделю (семь значимых традиционных эпизодов праздника). На празднике поют, водят хороводы, «призывают» Масленицу со свитой, образно и красочно встречается Весна и различные символы весенних полевых работ. Традиционно праздник заканчивается чаепитием с блинами.
Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Программы духовно – нравственного воспитания с 1 по 4 класс
1-ый класс
Форма общения.
1.Доброе слово что ясный день.
2.Ежели вы вежливы,
3.Когда идешь по улице.
4.Узнай себя.
5.Нам счастья не сулит обида чья-то.
Отношения к окружающему.
1.Путешествие в волшебную сказку.
2.Я могу быть волшебником.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
4.Любимый уголок родной отчизны.
5.У каждого народа свои герои.
6.Мы соберём большой хоровод.
7.Я люблю маму милую мою.
8.Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
9.Люби все живое.
Отношения в коллективе.
1.Если радость на всех одна.
2.Мой класс - мои друзья.
3.Самолюб никому не люб.
4.Поиграем и подумаем.
5.0 дружбе мальчиков и девочек.
6.Путешествие в мир мудрых мыслей.
7. Доброта что солнце (итоговое занятие).
2-ой класс.
Форма общения.
1.Если песни петь, с ними веселей.
2.Добрым жить на белом свете веселей.
3. Добро творить - себя веселить.
4.Подумай о других.
5.Подарок коллективу.
6.Делу - время, потехе - час.
7.Чего в других не любишь, того и сам
не делай.
Отношения с окружающими.
1 .Подари другому радость.
2.0т чего зависит настроение.
3.Не стесняйся доброты своей.
4.Мой дом - моя семья.
5.В труде человек хорошеет
6.Все на белом свете солнышкины дети.
7.Поздравляем наших мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9.Цени доверие других.
Отношения в коллективе.
1 .Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
В рамках образовательно-воспитательного процесса приобщение к эстетическим ценностям младших школьников на основе традиционного народного искусства ведётся по направлениям.
Третье направление – привлечение воспитанников во время внеурочной деятельности в атмосферу народных традиций, обычаев, обрядов. Здесь практикуется сценарная разработка и проведение фольклорных праздников, выставок игрушек, состязаний в традиционных играх русского народа.