Просмотр содержимого документа
«Внеурочной деятельности «Краеведение» 7 класс»
Пояснительная записка
«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.
Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого
вырастает большое». А.Е.Ферсман
Программа составлена на основе ФГОС;
Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,
Примерной программы основного общего образования;
Образовательной программы школы;
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
Требований к результатам основного общего образования.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Актуальность:
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края
Задачи: Образовательные задачи:
сформировать знания о природных особенностях своей местности;
научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
способствовать воспитанию природно - и культурно охранного, экологического сознания.
развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;
Воспитательные задачи:
формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 13 лет
Формы и режим проведения занятий
Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности школьников: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.
А также использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее, архиве с целью накопления материала. Также проведение экскурсий, походов с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, растительности
Содержание и структура программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения: 7 класс
Количество часов в неделю - 1 раз в неделю
Всего- 33 часов:
обучающиеся 7 классов
Личностные и метапредметных результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д.;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных вне учебных ситуаций; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового
образа жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработкиинформации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений, обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими
людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков
Календарно- тематический план
внеурочной деятельности «Познай свой край» 7 «Б» класс – 33 часов
1 четверть – 8 часов
№ п\п
Тема занятия
Деятельность учеников/
Практические занятия
Дата проведения
План.
Факт.
1.
Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов»
Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений
15.09
2.
Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях»
Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов»
Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края.
Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений
16.02
22.
Игра «По заповедным тропам родного края»
Участие в игре
02.03
23.
Шоу викторина «Земля у нас – одна».
Участие в викторине
09.03
24.
«Экологический эрудит» - игра.
Участие в игре
16.03
25.
Оформление выставок рисунков
- «Малые реки нашей местности»;
- «Родники вы мои, родники»
Оформление выставок рисунков
23.03
4 четверть -8 часов
26
Известные люди родного края
сообщения
06.04
27.
Изображение в творчестве поэтов природы родного края.
Изучение творчества
13.04
28.
Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края.
Изучение творчества
20.04
29.
Трудовой десант: «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы»
Трудовой десант
27.04
30.
Население Прохладненского района.
беседа
04.05
31.
Я родился в Прохладненском районе, традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей.
Сочинение, обсуждение
11.05
32
Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.
Подготовка творческой работы
18.05
33.
Защита творческих работ
защита
25.05
ИТОГ
33ч.
Материальное обеспечение программы
Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам. Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.
Методическое обеспечение программы
1. - Знакомство с произведениями М.Губжева, К. Кулиева, А. Кешокова и т.д.
2. - Знакомство с нартским эпосом
3. - Чтение русских былин и сказок, сравнение с нартским эпосом.
4. - Пословицы, поговорки народов КБР
5. - Разучивание стихотворений поэтов КБР
Календарно- тематический план
внеурочной деятельности «Познай свой край» 7 «А» класс – 33 часов
№ п\п
Тема занятия
Деятельность учеников/
Практические занятия
Дата проведения
План.
Факт.
1 четверть – 9 часов
1.
Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов»
Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений
04.09
2.
Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях»
Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов»