kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме: «Использование потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: «Использование потенциала занятий

по краеведению во внеурочной деятельности». Автор материала Попова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 22" г. Калуги.               Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции и исследовательских компетенций. Оно играет существенную педагогическую роль в духовно-нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Использование потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности»»




Методическая разработка

по теме:

«Использование потенциала занятий

по краеведению во внеурочной деятельности»







Автор:

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Калуги

Семенова Татьяна Владимировна





г. Калуга, 2011г.


Содержание

1.Введение………………………………………………………………………...3

    1. Актуальность……………………………………………………………….…3

    2. Принципы отбора содержания…………………………………………….…7

1.3 Цели и задачи методической разработки…………………………………. 8

1.4 Способы реализации намеченных целей и задач…………………………...8

1.5 Технология и формы организации деятельности………………………….12

2.Структура содержания программы «Моя улица – мой микрорайон»…….16

3. Тематический план…………………………………………………………....19

4. Информационно-методическое обеспечение программы………………….22

5. Результаты апробации программы ……..…………………………………..28

6. Список литературы………………………………………………………….30

7. Приложение…………………………………………………………………..31


















1. Введение

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя свою работу по развитию устной и письменной речи детей на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим. Считаю, что есть необходимость повысить познавательный интерес к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему, к окружающей нас природе. Именно поэтому я обратилась к теме краеведения, поставив перед собой задачу, познакомить детей с историей родного края, учитывая возрастные особенности детей.

Как подобрать краеведческий материал? Как подать найденный детям материал доступно и интересно?

В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «…к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания курса по краеведению стало отсутствие в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования подобной учебной дисциплины нет, нет и разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения.

1.1Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и их родителей в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность организуется в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного начального образования с 1 сентября 2010 года.

Внеурочные формы работы, отличаются от уроков:

  • могут быть кратковременными, меньше урока и более длинными; нет строго ограничения во времени (в зависимости от формы занятия);

  • участие в них детей носит добровольный характер, определяемый их интересами;

  • учитель свободен в выборе формы проведения занятия.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, первоклассники особенно восприимчивы к новым социальным знаниям, т. к. школа для них новая реальность.

Практика показывает, что в школу не всегда приходят дети готовые к обучению, и есть дети, для которых учебные задачи являются непосильными.

Организация дополнительной развивающей среды (краеведение), сочетающая игровую форму, продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям из группы риска найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.

С 2008г. по 2011г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Калуги являлась экспериментальной площадкой Управления образования по программе «Создание системы туристско-краеведческой работы в общеобразовательной школе». Учителями начальной школы был разработан курс по краеведению «Наш край» для учащихся 1, 2, 3, 4 классов.

С 2010-2011 учебного года МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Калуги участвует в реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС второго поколения, в соответствии с которым краеведческое направление развития учащихся считается одним из приоритетных. Я являюсь непосредственным участником эксперимента управления образования «Переход на ФГОС НОО в 2010/2011 учебном году (1 класс)» передо мной была поставлена задача по доработке имеющейся программы по краеведению «Наш край» до соответствия с ФГОС.

Актуальность данной методической разработки «Использование потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности» / «Моя улица – мой микрорайон»/ во 2-ых классах заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Малая Родина», «Отечество», «Родная земля», «Моя семья и род», «Мой дом».

Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции и исследовательских компетенций. Оно играет существенную педагогическую роль в духовно-нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования духовно-нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к малой родине. Эта любовь подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в духовно-нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

Настоящая методическая разработка «Использование потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности» предусматривает реализацию регионального компонента. Принципиальной особенностью краеведческого курса «Моя улица – мой микрорайон» во 2-ых классах является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале, истории и культуры родного Калужского края.

Принципиальное изменение форм организации внеурочной деятельности заключается в том, что занятие, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

В программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационные технологии, проектные технологии.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий - всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстраций.


1.2 Принципы отбора содержания.

Принципы, лежащие в основе отбора содержания методической разработки «Использования потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности» / «Моя улица – мой микрорайон»/ во 2-ых классах:

  • принцип гуманизации; (гуманное отношение к личности воспитанника; уважение его прав и свобод; предъявление воспитаннику посильных и разумно сформированных требований)

  • принцип научности; (использование научных, достоверных данных)

  • принцип доступности; ( объем и содержание учебного материала по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков)

  • принцип практической направленности; (связь теории и практики)

Существуют различные уровни изучения краеведения в начальной школе:

  • получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя;

  • самостоятельное приобретение знаний, активизирующих познавательную деятельность через рассказы очевидцев, членов семьи, изучение материалов местных изданий.

1.3 Цели и задачи методической разработки «Использование потенциала занятий по краеведению во внеурочной деятельности» / «Моя улица – мой микрорайон»/ во 2-ых классах

Цель: формирование знаний об истории, природе, культуре родного края, способствующий развитию социальной активности детей, воспитанию потребности сохранения культурной самобытности родного города.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей своей улицы, своего микрорайона;

  • расширить и систематизировать знания учащихся о своем микрорайоне;

  • познакомить с особенностями архитектуры, достопримечательностями, памятниками;

  • познакомить с местонахождением учреждений культуры и образования;

  • научить ориентироваться в своём микрорайоне;

  • организовать работу по формированию умения ориентироваться в городе;

  • воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к окружающему миру.


1.4 Способы реализации намеченных целей и задач: беседы, игры, тренировки по знанию и выполнению ПДД, прогулки – экскурсии, индивидуальные занятия, фоторепортажи, виртуальные экскурсии, творческие встречи, мастер – классы, выставки.

Программа дает возможность формирования универсальных учебных действий у обучающихся:

Личностные УУД:

  • воспринимать целостно окружающий мир;

  • чувство гордости за свою Родину, город, микрорайон;

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • установку на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

  • осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;

  • выбирать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • находить недостающую информацию в информационном поле;

Коммуникативные УУД:

  • учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • вести дискуссию;

  • развитие монологической речи;

  • уверенно держать себя во время выступления;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • находить компромисс;

Познавательные УУД:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выдвигать гипотезы;

  • овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

  • анализировать, полученные умения для получения новых знаний.

Основные подходы формирования универсальных учебных действий:

Картографический подход - формирование умения свободно пользоваться картами разного содержания и составление плана местности.

Экологический подход формирует у учащихся современное понятие о триединстве системы «природа - человек - общество» и наглядно раскрывает учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дает конкретные примеры ее изменений, показывает, какая существует связь хозяйственной и общественной деятельности с природой и к каким она приводит результатам, как для природы, так и для человека.

Исторический подход в краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Он раскрывает учащимся связи края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честь стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Практический подход в содержании краеведения занимает значительное место. Экскурсии, работа на местности, интегрированные занятия с практической направленностью, учат нас применять теоретические знания на практике.

Исследовательский подход позволяет сделать процесс обучения более значимым. В общественном сознании существует представление об исследовании как установлении, обнаружении, понимании закономерностей действительности. Под этим типом деятельности подразумевается извлечение чего-либо из “следа”, т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, аналитических навыков.

Юный краевед имеет возможность научиться:

  • развивать способности анализировать и оценивать факты, явления, события, которые переживал наш край; раскрывать причинно-следственные связи между ними;

  • персонифицировать историю края, показав жизнь конкретных людей, оставивших след в истории;

  • формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры;

Юный краевед научится:

  • наблюдать за тем, что его окружает (во время прогулки по своей улице, экскурсии по своему микрорайону, городу, зелёной зоне (бульвару, парку, скверу, ближайшему лесу).

  • выделять предметы или объекты экскурсии, прогулки, которые запомнились.

(Рисовать или изображать другими способами то, что увидел здания, памятники архитектуры, объекты природы (поле, лес, полянка, речка) и другие объекты, которые особенно понравились и запомнились.)

  • рассказывать о том, что увидел на своей улице, в своём микрорайоне, городе, зеленой ближайшей зоне (парк, бульвар, лес и т.д.).

(После экскурсии или прогулки по своей улице, по своему микрорайону, городу, области, чтения книг, а также после беседы со старшими рассказать об улицах, площадях, жилых и хозяйственных постройках, промышленных предприятиях, транспорте, о людях, которые живут и трудятся, о природных объектах своего микрорайона, города или рядом расположенной зелёной зоны.)

  • делать письменные сообщения о том, что узнал и услышал о своём микрорайоне, зеленой ближайшей зоне, о людях, которые живут и трудятся рядом.

  • соблюдать чистоту природы, беречь её.

(На экскурсиях и прогулках по своему микрорайону, городу, области, ближайшей природной зоне бережно относится к природе (особенно на привалах), не засорять её, не рвать, не ломать растения, не вредить животным. Весь мусор с мест привала собирать и выбрасывать в мусорные ямы или ящики.)

  • играть в простейшие краеведческие игры (викторины).

(«Знаем ли мы улицы и переулки своего микрорайона?», «Знаем ли мы улицы и переулки своего города?», «Знаем ли мы магазины и другие обслуживающие население учреждения своего микрорайона (города)?» и т.д.)





Показатели достижений результата:

  • систематизация знания учащихся о своем микрорайоне, его историческом наследии (отчет об экскурсии);

  • простейшее ориентирование в городе (в микрорайоне);

  • формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников (библиотека, книга, Интернет);

  • выступления с докладами и сообщениями (уровень класса, школы);

  • работа с семейными архивами (фотоальбомами);

  • работа с картой (планом города);

  • бережное отношение к своему микрорайону, школе (участие в формировании портфеля достижений класса).


    1. 1.5 Технология и формы организации деятельности.

Программа «Моя улица – мой микрорайон» во 2-ых классах предусматривает организацию форм проведения занятий с учащимися:

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

1.Конкурсы

2.Викторины

3.Выставки

4.Краеведческие игры

5.Творческие вечера

6.Турниру юных краеведов

7.Конференции

8. Олимпиады

1.Теоретические занятия

2.Практические занятия

3.Беседа-диалог

4.Занятия малых групп в экспозициях музеев

5.Экскурсии


1.Консультации

2.Сообщения и доклады учащихся

3.Защита творческих проектов

4.Защита авторских проектов


Наиболее эффективными  из форм являются: беседа-диалог, пешеходные и автобусные экскурсии, сообщения и доклады учащихся, викторины, конкурсы, игры. Установлено, что игровые формы занятий стимулируют школьников к изучению краеведческой литературы.

С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, игра – это особая форма активной деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к самому себе.

Практическая работа прививает и закрепляет навыки, заложенные теоретическими занятиями. Такие виды работ, как разгадывание кроссвордов, участие в викторинах и др. подготавливает учащегося к самостоятельной деятельности.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы с разными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Изложения материала на занятиях должно быть эмоционально и логически последовательно, с целью привести ребенка к высшей точке удивления и переживания, поэтому на занятиях должна присутствовать некоторая импровизация.

Для формирования универсальных учебных действий на занятиях мною применяется метод маркировки текста (Инсерт) и коллажирование.

Маркировка текста. Данный прием позволяет удерживать внимание в процессе чтения, дает возможность классифицировать информацию в зависимости от опыта. Предполагает полную самостоятельность ученика.

Фрагмент занятия: «Экология микрорайона».

А) Учащимся задается вопрос.

Как вы думаете, от чего деревья болеют? (Предположения детей записываются на доске).

Б) Учащимся предлагается прочитать текст и промаркировать его. При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

  • галочкой (ν) помечается то, что вы уже известно;

  • знаком (+) помечается то, что является для вас интересным, новым и неожиданным;

  • знаком минус (-) помечается то, что противоречит тому, что вы уже знаете или думали, что знаете;

  • вопросительный знак (?) ставится, если у вас возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Отчего деревья болеют?


(ν)По мере экономических успехов и подъема благосостояния, а промышленно развитых странах все сильнее загрязняется воздух: в атмосферу выбрасываются тысячи и тысячи тонн ядовитых газов, дыма и других продуктов неполного сгорания топлива на заводах и электростанциях, в двигателях автомобилей. В течение последних десятилетий объем выбросов вредных веществ увеличился. Высокие трубы промышленных центров разносят частицы дыма на огромные пространства. Большая часть оседает на горных склонах, где еще порой зеленеют леса.

(+)Когда содержащиеся в дыме двуокись серы соединяется с водяными парами (?)атмосферы, образуется серная кислота – вещество, разъедающее даже металлы. С дождями кислота возвращается обратно на Землю. Такие дожди называют кислотными. Специалисты утверждают, что именно они стали главной причиной болезни лесов. Остальные факты лишь усугубляют беду.

(-)Из-за дождей лесные почвы становятся все более кислыми. В результате повреждаются тонкие корешки и жизненно необходимые дереву грибницы – корням становиться все труднее поглощать воду с растворенными в ней минералами.

(?)Кислотные дожди также растворяют восковой защитный слой хвои и листвы, (?)в результате их устьица уже не могут регулировать воздухо- и влагообмен. Специалисты называют это «оцепенением устьиц» - дерево теряет все больше жидкости и в конце концов засыхает. Особенно много деревьев гибнет в сухие и жаркие годы.

В) После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу под руководством учителя.

Таблица представлена на доске.

Сначала заполняется 1- я колонка по всему тексту, затем 2-я и т. д.


V

+

-

?

загрязнение воздуха

кислотные дожди

кислая почва

грибницы

устьица

серная кислота


Г) Желательно остановится подробнее именно на противоречиях и вопроса. Некоторые вопросы и противоречия могут быть решены сразу же после прочтения текста, а для решения остальных придется обратиться к энциклопедиям и справочникам, т.к. надо определить по какой теме справочная литература будет необходима.


Коллажирование – ассоциативный способ обработки информации. Составление коллажа процесс длительный, поэтому надо ориентироваться на два занятия, а если ребята знают способ выполнения можно выполнить как домашнее задание.

Для составления коллажа необходимы старые журналы, газеты, фломастеры, клей, бумага, ножницы, все это надо заранее приготовить.

Работа может быть индивидуальная, групповая и парная.

Фрагмент занятия: «Предприятия микрорайона».

а) Детям дается домашнее задание:

  • узнать где и кем работают их родители;

  • нарисовать портрет мамы или папы на рабочем месте.

б) На занятие дети приносят свои рисунки, рассказывают о занятиях родителей.

в) В конце занятия на большом ватманском листе «Доска почета» наклеиваются портреты родителей.









2. «Структура содержания программы

Программа «Моя улица – мой микрорайон» рассчитана на 34 часа

(1 час в неделю).

Мой микрорайон

1. Введение: «Изучай свой край».

Что такое «Краеведение».

Понятие Родина. Родной край, область, город, район, микрорайон (населенный пункт).

2. История названия родного города.

Письменные источники. Первые упоминания о нашем городе. Что изучает археология. Знакомство с гипотезами о название города.

3. Географическое положение г. Калуги.

Особенности географического положения. Реки, озера.

Районы города на карте. Мой микрорайон.

Научить детей пользоваться картой города.

4. Местоположение микрорайона «Черемушки» (история образования).

История образования микрорайона. Нахождение микрорайона на карте города. Знакомство с предприятиями и культурными учреждениями микрорайона.

5.Природа вокруг нас.

Мир живой и неживой природы микрорайона. Погода и её влияние на здоровье человека. Народные приметы. Познакомить с сезонными изменениями в природе.

6. Экология микрорайона.

Понятие экология. Как попадают вредные вещества в организм человека (воздух, вода, пища). Меры, направленные на снижение вредного влияния окружающей среды на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.

7. Экскурсия по микрорайону.

Улицы, переулки, дома. Осенние изменения в зеленой зоне микрорайона. Какие деревья растут в нашем микрорайоне. Краски осени. Расселение растений на новые места в твоём микрорайоне. Обучение работы с картой микрорайона, составление плана маршрута. Обучение ориентированию по заданному маршруту.

8. Отчет об экскурсии, выставка поделок из природного материала.

9. Что такое исследовательская работа?

Знакомство с исследовательской работой. Правила выбора темы.

Составные части исследовательской работы.

Моя улица

1. Улицы, по которым я хожу.

Знакомство с элементами улиц и дорог. Организация улицы. Названия улиц.

2. Исследовательская работа «История моей улицы».

Выбор темы. Знакомство с историческими документами.

3. Безопасный путь в школу и обратно.

Правила поведения на улице, в транспорте. Личный опыт безопасности движения по улицам. Викторина «Знаем ли мы улицы и перекрестки своего микрорайона?»

4. МОУ «СОШ №22» (история возникновения).

Улица, на которой находиться школа. История образования школы.

Встреча с ветеранами педагогического труда.

5-6 Практическое занятие «Моя школа будущего».

Наши школьные традиции. Развитие школы.

7.Экскурсия: «Здравствуй, волшебница – зима».

Зимние изменения природы микрорайона. Краски зимы.

Рассмотреть деревья в зимнем наряде, следы птиц на снегу.

Операция: «Покормите птиц зимой» (изготовление, развешивание кормушек).

8. Отчет об экскурсии, выставка рисунков и фотографий.

Интересное рядом

1. Праздники нашего микрорайона.

Познакомиться с праздниками, отмечающимися в микрорайоне (Новый год, Масленица, День Победы, День защиты детей).

2. Интересные люди нашего микрорайона.

Герои - труда микрорайона. Спортсмены микрорайона.

3. Предприятия микрорайона.

Заводы, предприятия. Люди, каких профессий заботятся о чистоте воздуха, о сохранении животных и растений микрорайона. Места работы родителей, их профессии.

Экскурсия на предприятие, где работают родители.

4. Отчет об экскурсии, викторина «Все работы хороши…».

5. Образовательные и культурные учреждения микрорайона.

Техникумы, училища, школы, детские сады, библиотеки, подростковые клубы.

6. «На страже Родины» (классный час с родителями учеников).

История праздника «Дня защитника Отечества»

7. Площадь им. В.В. Маяковского (история и современность).

История создания. Маяковский детям.

8. Спортивные учреждения нашего микрорайона.

Спортивный комплекс «Труд».

Детская площадка на площади им. В. Маяковского.

9. Учреждения сферы обслуживания микрорайона.

Магазины, ателье, парикмахерские, аптеки.

10. Практическая занятие «Я знаю свой микрорайон».

История семьи, история Родины

1. Экскурсия: «Встретим пробуждение весны».

Весенние изменения в природе. Первоцветы. Охрана исчезающих видов растений. Знакомство с Красной книгой Калужской области. Бережное отношение к природе микрорайона.

2. Отчет об экскурсии, доклады «Первоцветы», выставка творческих работ.

3. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны.

Знакомство с документами, литературой о земляках участниках ВОВ.

Посещение школьного Музея боевой славы.

Правила поведения в музее.

4. Памятники истории вокруг нас.

Наш земляк Г.К. Жукова. История создания сквера им. Г.К. Жукова.

Изготовление поздравительных открыток.

5. День Победы.

Встреча с ветеранами ВОВ. Возложение цветов.

6. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.

О чем рассказывают семейные реликвии. Семейные фотографии прошлых лет.

7. Исследовательская работа «Создание моей родословной».

Что такое родословное дерево. Знакомство с геральдикой. История возникновения фамилий. Составление родословного дерева.

8.Творческий отчет, презентация: «Что узнали и чему научились за год».






3. Тематический план

Тема

Формы работы

Виды деятельности учащихся

I четверть Мой микрорайон (9ч.)

1

Введение: «Изучай свой край»

беседа-диалог

Различать понятия «город», «микрорайон», «улица», «карта города», «карта микрорайона».

Извлекать необходимую информацию из карт, дополнительной краеведческой

литературы.

Анализировать влияние человека на природу и моделировать ситуацию по её сохранению.

Характеризовать признаки времен года нашей местности. Выявлять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрыть понятие «осень».

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных, человека.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.

Развивать образную речь, наблюдательность, память.

Презентовать подготовленный материал.

2

История названия моего города

теоретическое занятие

3

Географическое положение

г. Калуги

практическая работа

4

Местоположение микрорайона

«Черемушки», история названия


беседа-диалог, практическое занятие

5

Природа вокруг нас

викторина,

маркировка текста

6

Экология микрорайона

анкетирование,

маркировка текста

7

Осенние изменения в природе

сезонная экскурсия

8

Отчет об экскурсии, выставка поделок из природного материала


коллажирование

9

Что такое исследовательская работа?


теоретическое занятие

II четверть Моя улица (8ч.)

1

Улицы, по которым я хожу

беседа-диалог, сообщения

Знать виды транспорта.

Участвовать в игровых ситуациях – выполнять правила уличного движения.

Применять личный опыт

2

«История моей улицы»


исследовательская работа


3

Безопасный путь в школу и обратно

викторина


Безопасности движения по улицам.

Знать правила поведения в школе, взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.

Ориентироваться на местности. Выявлять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрыть понятие «зима».

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе, на улице и других общественных местах.

Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных, человека, проводить групповые наблюдения во время экскурсий.

Презентовать подготовленный материал.

4

МОУ «СОШ №22», история возникновения

творческая встреча

5-6

«Моя школа будущего»


практическое занятие,

турнир юных краеведов

7

«Здравствуй, волшебница – зима»

сезонная экскурсия

8

Отчет об экскурсии, выставка рисунков, фотографий


коллажирование

III четверть Интересное рядом (10ч.)

1

Праздники нашего микрорайона

краеведческая игра

Расширять информационные сведения о микрорайоне: государственных учреждениях и их значении.

Различать основные профессии людей. Рассказывать о профессиях членов своей семьи.

Ориентироваться в пространстве, запоминать знакомые места.

Воспитывать уважительное отношение к взрослым, их советам и помощи.

Выполнять правила поведения в общественных местах.

Ориентироваться в своем микрорайоне.

Презентовать подготовленный материал.

2

Интересные люди нашего микрорайона

творческая встреча

3

Предприятия микрорайона

(экскурсия на предприятие, где работают родители уч-ся)


тематическая экскурсия,

коллажирование

4

Подведение итогов экскурсии «Все работы хороши…»

викторина

5

Образовательные и культурные места нашего микрорайона

беседа

6

«На страже Родины»

творческая встреча

7

Исследовательская работа

«Площадь им. В.В. Маяковского (история и современность)»

тематическая экскурсия

8

Спортивные учреждения нашего

микрорайона

викторина

9

Обслуживающие предприятия микрорайона

ролевые игры

10

«Я знаю свой микрорайон»

практическая занятие

IV четверть История семьи, история Родины (8ч.)

1

«Встретим пробуждение весны»

сезонная экскурсия

Выявлять и обобщать признаки, явления, помогающие раскрыть понятие «весна».

Определять состав семьи, круг близких родственников.

Рассказывать о семейных традициях.

Умение ценить семью.

Пользоваться дополнительной литературой для подготовки к занятиям.

Читать произведения о ВОВ.

Выражать свое отношение о прочитанном материале.

Готовить сообщения на заданную тему.

Презентовать подготовленный материал.

2

Отчет об экскурсии,

доклады «Первоцветы», выставка творческих работ

выставка,

маркировка текста

3

Наши земляки – участники Великой Отечественной войны

тематическая экскурсия

4

Памятники истории вокруг нас

тематическая экскурсия

5

День Победы

творческая встреча

6

Какие события прошлого отразились в истории моей семьи

выставка

7

«Создание моей родословной»

исследовательская работа, коллажирование

8

Итоговое занятие: «Что узнали и чему научились за год»

творческий отчет









4. Информационно-методическое обеспечение программы

1. К программе курса были разработаны правила и памятки:

1.1 Законы, правила и традиции туристско-краеведческой деятельности учащихся второго класса.

Второклассник-краевед хорошо знает историю и дела юных краеведов.

Второклассник-краевед знает правила юных туристов, выполняет их, в том числе и на прогулках и экскурсиях по своей улице, микрорайону.

Второклассник знает и любит свой микрорайон, стремится к его улучшению.

Второклассник-краевед на экскурсиях и прогулках знакомится со своей улицей, жилыми домами, предприятиями и учреждениями сферы обслуживания, службами быта, достопримечательными местами. Узнаёт, какие обслуживающие население учреждения имеются на улице, как они работают (элементарные сведения); почему такое название носит улица. Знакомится с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проживающими на его улице, в микрорайоне. Посещает учреждения культуры и памятные места микрорайона.

Второклассник-краевед знает свой парк, бульвар (зеленую ближайшую зону) бережёт их, участвует в их улучшении.

Второклассник-краевед в экскурсиях и на прогулках знакомится с растительным и животным миром своей зеленой ближайшей зоны, с неживой природой (вода, земля, воздух). Узнает, что нужно для сохранения и улучшения своего парка, сквера. Участвует в работе по их охране и улучшению.

Второклассник-краевед – хороший друг и товарищ. Он вежлив и уважителен со старшим, помогает старшим и слабым.

Второклассник-краевед - всегда со своим коллективом, помогает товарищам решать совместные дела. Не забывает, что на прогулках и экскурсиях надо помогать слабым, уважительно относиться к взрослым и девочкам, быть вежливым, предупредительным с незнакомыми людьми. Помнит, что дисциплина и организованность помогает хорошо выполнить поставленные перед ним задачи. Доброжелательно и справедливо обсуждает работу своих товарищей.

Второклассник-краевед - любит труд, честно выполняет порученное ему дело.

Вместе со всеми он готовит предстоящую экскурсию или прогулку по своей улице, выполняя обязанности по своей туристской или краеведческой должности-специальности «знатока» и другие обязанности. Приводит в порядок после экскурсии или прогулки свои записи, наблюдения, собранный краеведческий материал. Готовит отчёт по своей должности. Участвует в утреннике-отчёте.

Второклассник-краевед, знакомясь со своей улицей, учится видеть красоту окружающего мира, природы, особенности архитектуры, достопримечательности, памятники.

Второклассник-краевед познаёт красоту окружающего его мира: объектов природы, объектов и предметов, созданных руками человека, явления городской и сельской жизни на территории своей улицы. Познает красоту человеческих отношений на маршрутах экскурсий и прогулок по микрорайону. Старается развить в себе чувство прекрасного. Читает книги об истории создания, названия своей улицы, о людях, живущих здесь, слушает музыку о природе, народную музыку, песни; знакомясь с картинами художников о природе, сельской и городской жизни.

Второклассник-краевед сам рисует, поёт, декламирует, готовит письменные и устные отчёты об экскурсиях и прогулках, выступает на утренниках-отчётах с номерами художественной самодеятельности.

Второклассник-краевед укрепляет своё здоровье. Он аккуратен, любит чистоту и порядок.


1.2 Правила безопасности на прогулках и экскурсиях

Главное правило: выполнение указаний старших и дисциплина.

Краевед выполняет все указания старших, делает замечания тем ребятам, которые забывают об этом. На экскурсиях, прогулках, при подготовке к ним, а также в работе над своими отчётами он организован и дисциплинирован, всегда спрашивает старших, когда начинает любое дело или хочет перейти к другому делу, помогает другим, не мешая остальному коллективу, уважительно относится к взрослым и девочкам. На маршрутах туристских прогулок и экскурсий соблюдает порядок расположения в строю, тишину при движении, не ссорится, не устраивает возни, не обижает слабых.

Соблюдение основных правил уличного движения для пешеходов.

Где можно переходить улицу, площадь, шоссе, на которых интенсивное транспортное движение. Как регулируется движение пешеходов на улицах. Как должна группа школьников переходить улицу.

Соблюдение основных правил поведения в лесу, на экскурсии.

Осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии предохраняют от ран и ушибов.

Краевед на туристской прогулке и экскурсии должен осторожно и правильно преодолевать встречающиеся препятствия (упавшие деревья, крутые спуски, низкие ветки и т.д.)

Пользование городским общественным транспортом.

Для поездки на прогулку и экскурсию быстро и организовано сесть в городской общественный транспорт и разместиться так, чтобы не мешать пассажирам, и также, быстро и организовано выйти из него. Надо вести себя в общественном транспорте так, чтобы ваше пребывание в нём заслужило одобрение пассажиров и водителя.







1.3 Памятка краеведу- исследователю


  1. При выборе темы и формулировки не увлекайтесь глобализмом. Ваше дело – небольшое самостоятельное исследование на конкретном материале, желательно, вами собранном. Название должно отражать содержание. Если необходима поэтическая строка или цитата в названии, то следует дать расшифровку в подзаголовке.

  2. Необходимо структурировать работу, текст должен быть разбит на части. Следует сформулировать гипотезу, цели и задачи, сделать обзор источников и литературы, представить ход исследования, выводы, поблагодарить тех, кто помогал в исследовании.

  3. Научитесь различать источники и библиографию. Необходимо полностью указывать выходные данные для книг и архивные данные для документов (название архива, музея, библиотеки, указание номера фонда, описи, дела, листов).

  4. Очень полезно научиться применять научно-справочный аппарат – отсылки в примечаниях к литературе и источникам, в том числе сетевым, с указанием выходных данных, страниц, архива, описи, листов, сетевого адреса.

  5. Если вы изучали документы, следует не только их процитировать, но и сделать анализ, сравнение, сопоставление, комментарий. Не забывайте цитаты помещать в кавычки и не делайте их очень большими.

  6. Если вы знакомите нас с первым этапом работы – сбором материала, то не забудьте это оговорить. Этот этап тоже можно представить на конференции, чтобы обсудить пути дальнейшей работы.

  7. Если используется анкетирование, то необходимо представить вопросник, часть анкет и анализ результатов.

  8. В работах по топонимике собранный материал дается в приложении в виде таблиц, словаря.

  9. В приложении необходимо давать список материалов и аннотации к ним. Для фотографии – кто (что) изображен, место изображения, событие, дата, автор. Для документа – полное его название, место хранения, номера фондов, описей листов, а для музейных материалов – шифры музейных предметов по музейным книгам учета. Для книги – выходные данные. Для иллюстрации – сюжет, художник, техника исполнения.

  10. Обязательно тщательно выверяйте текст работы. Особенно внимательно проверяйте правильность написания фамилий и дат.

  11. В формулировках текста избегайте местоимения «я». Это не принято в науке. Будьте строги в оценке своего вклада в науку.

  12. Помните, ваша работа должна свидетельствовать о сопричастности судьбам тех, о ком вы пишете, к историческому прошлому края, страны. Отсюда ваша заинтересованность, увлеченность, участие души и сердца. Поэтому и речь будет простая, понятная, увлекающая, искренняя.

  13. При оформлении титульного листа работы не забудьте привести не только фамилию и имя, но и полностью назовите имя, отчество, фамилию и должность своего руководителя. А также – класс, школу, территорию; домашний адрес, свои паспортные данные.

Если вы представляете какой-нибудь детский коллектив ( кружок, клуб, общество, школьный музей, студию), то обязательно укажите их названия.



2.Материально – техническое обеспечение

2.1 Библиотечный фонд:

  • научно-популярные, художественные книги для чтения;

Д.И. Малинин. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам

губернии. – Калуга: Золотая аллея, 1992г.

Калуга в шести веках: материалы 7-й городской краеведческой конференции. – Калуга: Полиграф - Инфо, 2009г.

В.И. Комиссаров. Православные храмы Калуги. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2001г.

И.В. Ксенофонтов. Литература Калужского края. :Учебно-методическое пособие. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2003г.

Пусть увидится вам Россия / Сост: С.А. Васильчиков и В.А. Волков. – М.: Современник, 1984г.

В. А. Пухов. История города Калуги. - Калуга: Золотая аллея, 1998г.

  • детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии).

2.2 Печатные пособия:

  • таблицы природоведческого и обществоведческого содержания

  • географические настенные карты;

  • иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

2.3 Экранно-звуковые пособия:

  • видеофильмы;

  • аудиозаписи.

2.4 Учебно-практическое оборудование:

  • термометры для измерения температуры воздуха, воды;

  • компас;

  • модели светофоров, дорожных знаков;

2.5 Натуральные объекты:

  • коллекция полезных ископаемых;

  • коллекции плодов и семян растений;

  • гербарии дикорастущих растений.

2.6 Игры:

  • наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: «Магазин», «Почта», «Парикмахерская», «Швейное ателье»,

«Аптека», «Поликлиника».







5. Результаты апробации программы

Программа «Моя улица – мой микрорайон» во 2-ых классах апробируется во 2«Б» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Калуги

Формы проверки реализации программы:

Коллективные: конференции, олимпиады, конкурсы, выставки, викторины, краеведческие игры.

Индивидуальные: творческие отчеты, доклады, защита творческих проектов.


Промежуточные результаты:

1. Результаты опроса предпочтений учащихся 1 «Б» класса.

Место проведения: МОУ «СОШ №22» г. Калуги.

Дата проведения: декабрь 2010г.; май 2011г.

Кол-во учащихся: 23 человека.

Метод исследования: опрос предпочтений школьных предметов.

Цель: определить личностные предпочтения в отношении школьных предметов (уроков) в коллективе.

Способ проведения: каждый ребенок получил бланк со списком учебных предметов, которые преподаются в данном классе. Учащиеся в соответствии со своими предпочтениями должны были проранжировать уроки от самых интересных и значимых к менее предпочитаемым.

Результаты:

  1. Участие в школьном марафоне «Лабиринт».


Перспектива:

  1. участие детей в школьной краеведческой конференции;

2. разработка курса по краеведению для 3 классов в соответствии с ФГОС.




















6. Список литературы:

1. Е.Б. Бабошина. Краеведение и школа: к постановке проблемы обучения. – Курган, 1992;

2. В.В. Гузеев. Развитие образовательной технологии. – М.: Знание, 1998.

3. Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В. Светенко,

И.В. Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003.

4. Калуга: Путеводитель. – Тула, 1971.

5. Калуга: историко-краеведческие очерки. – Тула, 1978.

6. Д.В. Кацюба. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово, 1994;

7. А.В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. – // “Завуч”, № 1, 2001;

8. А.В. Леонтович. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // “Завуч”, № 1, 2001;

9. А.В. Леонтович. Рекомендации по написанию исследовательских работ. – // “Завуч”, № 1, 2001;

10. Н.Г. Нестерова. Развитие познавательной активности учащихся в процессе краеведческой деятельности. – Томск, 1994;

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000/;

12. Д.И. Малинин. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. - Калуга: Золотая аллея, 1992.

13. Г.М. Морозова. Прогулки по старой Калуге. – Калуга: Золотая аллея, 1993.

14. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов /Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.

15. В.Е. Продувнов. Это моя Калуга. – Изд. Н. Бочкаревой, 2000.

16. В.А. Пухов. История города Калуги. - Калуга: Золотая аллея, 1997.

17. С.И. Самойлович. Родословная К.Э. Циолковского (1968г.) ГМИК Ф. 4, оп.1, д.304.

18. О.В. Чуракова. Ключевые компетенции как результат общего образования.

  1. Е. Фридгельм. Калуга и калужане. – Калуга, 1998.



Приложение*.

Памятки для написания работ

Памятка № 1

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА исследования отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ исследования – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ исследования – тот же объект исследования, но более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.



Памятка № 2. Работа с литературными источниками


Этапы работы

Содержание этапов

1.

Общее ознакомление 

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника 

2.

Внимательное чтение по главам и разделам 

Выделение наиболее важного материала из текста.

Маркировка текста

3.

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее значимого материала текста 

4.

Составление плана прочитанного материала 

В пунктах плана отражается основные мысли текста 

5.

Выписки из прочитанного 

Полные и точные отрывки (цитата + ее библиографическое описание) 

6.

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений







32




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Татьяна Андреевна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства