Образованность, интеллект, знание своего дела - эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность.
Существует мнение, что само по себе образование дает высокую общую культуру, определяет нравственный облик человека и, в частности, его культуру поведения. Так ли это? Можно ли согласиться с мнением, что не нужно специально воспитывать культуру поведения, что это мелочи, что главное - воспитать образованного, знающего, умеющего хорошо работать человека, а всё остальное придёт само собой? Нет. Такое мнение неверно. Нам иногда приходится встречаться с людьми, знающими и любящими своё дело, но невоспитанными, невежливыми. От встречи с ними остается неприятный осадок. Обидно за человека образованного, который оказался невоспитанным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по теме азбука общения»
Программа кружка
«Азбука общения» 8 класс
Пояснительная записка.
Образованность, интеллект, знание своего дела - эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере? Сегодня всё большее значение приобретают личностные качества человека, его культурный уровень, духовное развитие, воспитанность.
Существует мнение, что само по себе образование дает высокую общую культуру, определяет нравственный облик человека и, в частности, его культуру поведения. Так ли это? Можно ли согласиться с мнением, что не нужно специально воспитывать культуру поведения, что это мелочи, что главное - воспитать образованного, знающего, умеющего хорошо работать человека, а всё остальное придёт само собой? Нет. Такое мнение неверно. Нам иногда приходится встречаться с людьми, знающими и любящими своё дело, но невоспитанными, невежливыми. От встречи с ними остается неприятный осадок. Обидно за человека образованного, который оказался невоспитанным.
Это еще раз говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания. Поэтому мною и выбрана тема для занятий кружка «Азбука общения». Данная программа разработана мною в соответствии с современными тенденциями развития образования, носит адаптированный характер. Все данные материалы разработаны в соответствии с образовательными стандартами второго поколения. Цель занятий: сформировать и совершенствовать у учащихся нормы этической культуры, развивать их коммуникативные способности через овладение речевой культурой как важнейшим, жизненно необходимым средством общения. Задачи:
Пробудить у детей желание стать культурными, воспитанными людьми и научить их основным правилам поведения в типичных ситуациях;
Повысить речевую культуру общения;
Научить социально-приемлемым способам общения и уважительному, тактичному отношению к личности другого человека, а также сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками, взрослыми и устойчивую положительную самооценку.
Научить их приемам самоконтроля и самовоспитания;
Развить творческие и артистические способности детей;
Методы и формы деятельности:
Лектории
Ролевые игры
Занятия теории нравственности и культуры общения чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, играми, этикетными ситуациями.
Ведение дневников самовоспитания и самоконтроля
Тестирование учащихся
Работа в группах
Программа рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю, участники программы учащиеся 8 класса.
Планируемые результаты всоответствии с ФГОС Получив знания по данной теме, участники кружка «Азбука общения» должны: - усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д. - иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком - соблюдать школьный этикет - соблюдать правила поведения в школе, дома и в общественных местах - уметь культурно вести себя в гостях, знать иметь навыки приема гостей - уметь анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием порядочности, чести и достоинства - в общении быть вежливым, тактичным, уважать вкусы и взгляды другого человека стремиться к совершенствованию физической красоты и нравственности
Содержание программы (34 ч.)
1 Раздел
1.Общее понятие об этикете. Знакомство. Что такое этикет? Этикет – составная часть общественного порядка и порядочного человека.
2.Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться»
2 часа
1 час
1 час
2 Раздел
Культура общения
12 часов
Приветствие. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствия для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.
Правила обращения. Обращения на «ты», «вы». Обращение старшего к младшему и наоборот. Обращение к незнакомому человеку.
Представление при знакомстве. Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и полу.
Правила беседы и культуры речи. Умение говорить и слушать собеседника. Тон разговора и манера при ведении беседы.
Этикет общения по телефону. Правила общения по проводному телефону. Умение пользоваться сотовым телефоном
Этикет в любви и дружбе. Этикет в дружбе, в любви, в семье. Культура выражения чувств.
Уроки самовоспитания. - определение цели и составление плана самовоспитания -организация ведения дневников по самовоспитанию -анкетирование по теме «Культура общения»
2 часа
2 часа
2 час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
3 Раздел
Культура поведения
10 часов
Поведение на улице. Улица – общественное место. Проявление вежливости на улице.
Поведение в общественном транспорте. Вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность
Школьный этикет. Поведение на уроках и переменах. Уважительное отношение ко всем работникам школы. Поведение в столовой.
Поведение на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.
Этикет поведения в театре, кино, на концерте в музее. Правила поведения. Уважение к зрителю. Театральные термины.
Поведение в православном храме. Культура и религия. Верующие. Православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.
Танцевальный этикет. История танцев. Танцевальный этикет. Поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера.
1 час
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
1 час
4 Раздел
Повседневный этикет
5 часов
Этикет визитов и приемов гостей. Беседы. Ситуативно-ролевая игра. Обсуждение игры
Этикет застолья. Правила сервировки стола. Как вести себя за столом. Как правильно есть.
Красота повседневности (внешность, школьная форма, мода). Понятие внешности. Рациональность в выборе одежды. Внешность и капризы моды. Школьная форма.
Уроки самовоспитания. - проверка дневников по самовоспитанию - конкурс знатоков этикета - итоги работы над собой
1 час
2 час
1 час
1 час
5 Раздел
Культура речи
5 часов
Основные понятия культуры речи. Беседы. Тестирование.
Работа над речевыми недочетами, постановка ударений в словах; нормы произношения.
Учимся деловому общению. Лекция. Работа в парах. Занятие-практикум.
Культура монологической речи. Искусство диалога Учимся выступать перед аудиторией. Речевое моделирование. Составление опорных конспектов.
Уроки самовоспитания. Тестирование «Воспитанный ли я человек?»
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Структура программы
Учебно – методический план
8 класс
№ занятия
Тема
Кол- во часов
1
Общее понятие об этикете. Знакомство. Что такое этикет?
1
2
Коммуникативный тренинг «Я хочу общаться»
1
3
Приветствие. Формы приветствия.
1
4
Правила рукопожатий и приветствия для мужчин и женщин
1
5
Правила обращения. Обращения на «ты», «вы».
1
6
Обращение старшего к младшему и наоборот. Обращение к незнакомому человеку.
1
7
Представление при знакомстве. Значение в жизни человека представления при знакомстве.
1
8
Правила представления по возрасту и полу.
1
9
Правила беседы и культуры речи. Умение говорить и слушать собеседника.
1
10
Тон разговора и манера при ведении беседы.
1
11
Этикет общения по телефону.
1
12
Этикет в любви и дружбе.
1
13
Уроки самовоспитания. Организация ведения дневников по самовоспитанию.
1
14
Анкетирование по теме «Культура общения»
1
15
Поведение на улице.
1
16
Поведение в общественном транспорте.
1
17
Школьный этикет. Поведение на уроках и переменах.
1
18
Поведение в столовой.
1
19
Поведение на природе.
1
20
Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий.
1
21
Правила поведения в театре, кино, на концерте, в музее.
1
22
Театральные термины.
1
23
Поведение в православном храме.
1
24
Танцевальный этикет.
1
25
Этикет визитов и приемов гостей.
1
26
Этикет застолья.
1
27
Правила сервировки стола. Как вести себя за столом.
1
28
Красота повседневности.
1
29
Уроки самовоспитания. Проверка дневников по самовоспитанию, конкурс знатоков этикета
1
30
Основные понятия культуры речи.
1
31
Работа над речевыми недочетами, постановка ударений в словах; нормы произношения.
1
32
Учимся деловому общению.
1
33
Культура монологической речи. Искусство диалога.
1
34
Уроки самовоспитания. Тестирование «Воспитанный ли я человек?»