kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "Дорожная азбука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность рассчитана на учащихся начальных классов и соответствует федеральному стандарту. Планирование содержит пояснительную записку, содержание программы и тематическое планирование.Цель программы: охрана жизни и здоровья детей, формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дороге.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Дорожная азбука"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергиевская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО:

на заседании

методического совета

Протокол №1 от

«27» августа 2014г.

«СОГЛАСОВАНО»

«29» августа 2014г.

Зам.директора по УВР:

____________(Л.Д.Жигаева)


«УТВЕРЖДАЮ»

«29» августа 2014г.

Директор школы:

____________(С.В.Ушаков)




Программа внеурочной деятельности

по профилактике дорожно – транспортных

происшествий и изучению правил

дорожного движения учащимися

МБОУ «Сергиевская СОШ»

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

1 ступени общего образования

для 4 класса

Срок реализации 1 год. Разработчик: Балашова Т.И., учитель технологии.

Первая квалификационная категория

.





2014-2015 г.г.

Нормативные документы:


1.   Конституция Российской Федерации (1993 г.)

2.   Закон РФ « Об образовании» (1992 г.)

3.   Конвенция « О правах ребенка» (1989 г.)

4.   Устав образовательного учреждения.

5.    Закон РФ «О безопасности дорожного движения».

6. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.

7.  Правила дорожного движения.

 

Пояснительная записка.


  Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.

   В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия.  Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему  сохраняет свою активность.

 Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Цель программы:

  • охрана жизни и здоровья детей,

  • формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,

  • практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

 

Задачи программы:

1.   Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2.   Развитие дорожной грамотности детей.

3.   Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4.   Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5.   Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

 

Дети должны знать:

1.   историю возникновения ПДД;

2.   дорожные знаки;

3.   сигналы светофора;

4.   виды транспорта;

5.   причины  ДТП;

6.   правила движения на велосипеде;

7.   правила движения по дороге.

 

    Дети должны уметь:

1.   ориентироваться в дорожных ситуациях;

2.   оценивать свое поведение на дороге;

3.   объяснить товарищу правила поведения на дороге.





Содержание программы

Программа предусматривает следующие содержательные линии:

  • учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения;

  • работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;

  • проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.), обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;

  • сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Место программы в плане развития школы.

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся гимназии следует рассматривать как составную часть

общей воспитательной работы МБОУ «Сергиевская СОШ»

Объекты программы:

  • дети школьного возраста;

  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

  • педагогический коллектив образовательного учреждения.
















Принципы реализации программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

  • Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.

  • Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

  • Принцип возрастной безопасности. У школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

  • Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

  • Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.



Методы реализации программы

  • Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

  • Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.

  • Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

  • В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

  • Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

  • Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

  • Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

  • Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.






Формы проведения мероприятий:

  • тематические занятия

  • игровые уроки

  • практические занятия в «городах безопасности»

  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД

  • настольные, дидактические и подвижные игры

  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;

  • Конкурсы рисунков и стенгазет

  • Игра «Безопасное колесо»;

  • Посвящение первоклассников в пешеходы

  • Проведение уроков по ПДД












Срок реализации программы -1 год

Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, культурно-массовых мероприятий. 

Контроль за реализацией программы

Контроль осуществляется один раз в подугодие в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ДЕТСКОГО

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:

  • организационная работа;

  • инструктивно-методическая работа;

  • массовая работа.

Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности: обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки на внеурочной деятельности.

Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в гимназии, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак»).

Массовая работа. Данный вид деятельности является одним из самых важных, т.к. только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.

Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядов ЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП; выступление агитбригад, театрализованных представлений и т.д.

Основное содержание практической части программы


Практические и теоретические знания по основам правил безопасности дорожного движения учащиеся получают на учебных занятиях и тематических часах классного руководства.

Проведение практических занятий и внеклассных мероприятий (игр, конкурсов, экскурсий, выставок детского творчества, Недели безопасности) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.

Целью практических занятий и внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке занятий и внеклассных мероприятий учитываются некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы. Приглашаются на внеклассные мероприятия представители службы ГИБДД.


Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.

Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не соблюдают правила дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.

Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом учебного года и перед началом каникул.

На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального отдела ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Обязательно присутствие на собраниях представителей службы ГИБДД.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям. Руководствуясь принципом «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» на беседах и лекциях используется видеоматериал, демонстрирующий различные аварийные ситуации на дорогах, происходящих по причине нарушений правил дорожного движения.


Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.

Со школой тесно сотрудничает ГИБДД Ливенского района. Инспекторами ГИБДД проводятся профилактические беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке команды ЮИД, в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.

Работа с родителями на 2012-2014 учебный год

Сроки

Мероприятия

Участники

Ответственный

1

В течение года

Проведение выступление на тематических родительских собраниях во 2 и 3 классах

4 кл.


2

сентябрь

Общее родительское собрание на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школе и в семье»:

- выступление инспектора ГИБДД о состоянии ДДТТ;

- разбор безопасного маршрута от дома к школе

4 кл.

Инспектор ГИБДД, заместитель директора по ВР, классные руководители, ст. вожатая

3

В течение года – перед началом каникул

Консультации для родителей «Предупреждение ДДТТ во время каникул»:

- выполнение правил безопасности во время пребывания на улице и дороге;

- посадка, поведение детей в транспорте, выход из автотранспорта.

4 кл.

Учитель

Балащова Т.И.

4

февраль

Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дорогах» (приложение3)

4 кл.

Учитель

Балащова Т.И.

5

В течение года

Участие в общешкольных и внеклассных мероприятиях по профилактике ДДТТ: походы, экскурсии, конкурсы и т.д.

4 кл.

Учитель

Балащова Т.И.

Тематический план

4 класс


Тема занятия

1

Вводное занятие.

2

Безопасность пешеходов.

3

Проект №1 «Безопасность пешеходов».

4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения.

6

Проверка знаний  правил дорожного движения.

7

Основные понятия и термины ПДД.

8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

9

Предупредительные сигналы.

10

Движение учащихся группами и в колонне.

11

Перевозка людей.

12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.

13

Нерегулируемые перекрестки.

14

Проект №3 «Нерегулируемые перекрёстки».

15

Оборудование автомобилей специальными приборами.

16

Труд водителя.

17

Разбор дорожной ситуации на макете.

18

Проект №4 «Ситуации на дороге».

19

Дорожные знаки.

20

Проведения дня безопасности дорожного движения в классе.

21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

24

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

25

Поведение пассажиров после ДТП.

26

Обязанности велосипедистов.

27-28

Оценка дорожных ситуаций.

29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

32

Ответственность за нарушение.

33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

34

Итоговое занятие.








Календарно-тематическое планирование

4 класс


Дата

Тема занятия

Базовое содержание

УУД

План

Факт



1

Вводное занятие.





2

Безопасность пассажиров.

Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека.

Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.



Р:самостоятельная постановка учебной цели

Л:развитие морального сознания.

П: построение логической цепи рассуждений.




3

Проект №1 Безопасность пешеходов.

Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п.

К: обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

Р: формирование самооценки деятельности.



4

Знаем ли мы правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте и др.

Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.


П: поиск и выделение необходимой информации.

Л: развитие морального сознания через дискуссию.



5

Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения

Настольные игры по ПДД. Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения.

Л:формирова

ние личностной и коммуникативной рефлексии.



6

Проверка знаний  правил дорожного движения.

Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах.

К: адекватное межличностное восприятие.

Р: способность к самоорганизации.

Л:выработка кодекса моральных норм.



7

Основные понятия и термины ПДД.


Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.


К: использование адекватных языковых средств.




8

Проект №2 «Понятия и термины ПДД».

Закрепить полученные понятия.

П: умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме.

К:планирование общих способов работы

Р: способность к саморегуляции.



9

Предупредительные сигналы.

Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.

Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.

Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.


П: построение логической цепи рассуждений.

Р:самостоятельная постановка учебной цели



10

Движение учащихся группами и в колонне.


Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу.Порядок движения учащихся в колонне.Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования.

Л: формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий.



11

Перевозка людей.


Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?

Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.

Какие существуют запрещения при перевозке людей?

П: построение логической цепи рассуждений.




12

Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.


Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».

Правила посадки и высадки учащихся.

Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.

П: построение логической цепи рассуждений.




13

Нерегулируемые перекрестки.

 Что такое нерегулируемый перекресток?

Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.

Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?

Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.


П: выдвижение гипотез и их обоснование.

Р:самостоятельная постановка учебной цели



14

Проект № 3 Нерегулируемые перекрёстки.

Закрепить понятия «нерегулируемый перекрёсток», «равнозначные» и «неравнозначные» дороги, повторить знаки на нерегулируемых перекрёстках.

П: знаково-символическое моделирование

К:выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: формирование умения планировать свою деятельность.



15

Оборудование автомобилей специальными приборами.


Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.

Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.

Преимущественное право проезда специальных автомобилей.

Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или  желтого цвета.

П: умение анализировать объект.

Л: усвоение теоретических знаний.

К: способность с помощью вопросов добывать информацию.




16

Труд водителя.


Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.

Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.

Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.

Беседа водителя автомобиля.


К: вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем.



17

Разбор дорожных ситуаций на макете.


На макете рассматриваются дорожные ситуации, в которые попадают дети.

На имитируемых улицах выставляются различные дорожные знаки, фигурки пешеходов и игрушечные машинки.


Р: умение анализировать ситуации.

К:умение слышать и слушать друг друга.

П: умение выдвигать гипотезы и проверять их.

Л:развитие морального сознания.



18

Проект №4 Ситуации на дороге.

Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения.

Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.

К:управление поведением партнёра.

П:



19

Дорожные знаки.


Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов.

П: построение логической цепи рассуждений.

Р:самостоятельная постановка учебной цели



20

Проведение дня  безопасности дорожного движения в классе.


Проводится конкурс, викторина  на лучших знатоков правил дорожного движения.

П: умение делать выводы и умозаключения.



21

Практическое занятие на специально размеченной площадке.

Движение групп  

учучащихся по проезжей части на самокатах и велосипедах.Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам.Сигналы регулировщика.

К: умение аргументировать свою точку зрения.

Р: организовывать учебное сотрудничество.



22-23

Основные виды травм и первая помощь при них.

Практические занятия по оказанию пострадавшим первой доврачебной помощи.

К: обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.



24-25

Поведение пассажиров при неизбежности ДТП.

Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.

К: выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.




26

Обязанности велосипедистов.

Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде.

П: использовать разные виды информации.



27-28

Оценка дорожных ситуаций.


Проблемные дорожные ситуации: отвлечение внимания, закрытый обзор, «пустынная улица», пешеход стоит на проезжей части в зоне остановки на нерегулируемом пешеходном переходе, на углу перекрёстка, возле дома, пешеход идёт вдоль проезжей части. Рекомендации по правилам безопасного поведения.

Л: создание проблемных ситуаций и пути их решения.

Р:самостоятельная постановка учебной цели



29-30

Практические упражнения, тренирующие глазомер.

Определение расстояния на глаз, оценка различных ситуаций, требующих рассчитать время и скорость сближения объектов.

П: применение методов информационного поиска.

К: участвовать в коллективном осуждении проблем.

Р:самостоятель

ная постановка учебной цели.



31

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.

П: поиск и выделение необходимой информации



32

Ответственность за нарушение.

Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

П: умение давать определение понятиям.

Л: формирование самооценки.



33

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.


Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни.

К: способность брать на себя инициативу.

Л:развитие морального сознания.



34

Итоговое занятие.

Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.



 

Учащиеся 4-го класса должны знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

  • перехода железной дороги.

Учащиеся 4-го класса должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.



Ожидаемые результаты.

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся

  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД

  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)

















Вопросы итогового контроля знаний учащихся





  • Назови участников дорожного движения.

  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

  • Назови части городской (загородной) дороги.

  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»

  • Как называется место, где пересекаются улицы?

  • Назовите типы перекрёстков.

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Расскажи свой путь «Дом – школа»

  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

  • Где следует ожидать общественный транспорт?

  • Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

  • Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

  • Что такое «зебра»?

  • Что такое «островок безопасности»?

  • Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  • Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  • Где должны ходить пешеходы?

  • Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

  • Какие дорожные знаки тебе известны?

  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

  • Какие бывают светофоры?

  • Что означает каждый сигнал светофора?

  • Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

  • Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

  • Какое движение называют правосторонним и почему?

  • Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?



































Диагностические материалы по теоретической части.

Контрольные вопросы:

  • Кого называют пешеходом?

  • Что такое транспорт?

  • Для чего предназначен тротуар?

  • Что такое перекресток?

  • Для чего служат ПДД?

  • Для чего служит проезжая часть?

  • Где надо переходить улицу?

  • Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?

  • Где можно играть?

  • Как нужно вести себя на улице?

  • Кому дает команды пешеходный светофор?

  • При каком сигнале светофора можно переходить улицу?

  • Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?

  • Зачем нужны дорожные знаки?

  • В каких местах устанавливается знак «Дети»?

  • Где можно кататься на велосипеде?

  • Почему опасно цепляться за автомобили?

  • Почему на санках нельзя кататься на улице?

  • Где нужно ожидать общественный транспорт?

  • Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

  • Как нужно себя вести в общественном транспорте?





  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

  • Для чего служит дорога?

  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

  • Для чего предназначен тротуар?

  • Для чего служит проезжая часть?

  • Для чего нужна обочина на дороге?

  • Какие транспортные средства вы знаете?

  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

  • Каковы особенности движения пешеходов?

  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

  • Как нужно идти по пешеходному переходу?

  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

  • В каких местах можно переходить дорогу?

  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  • Кому дает команды пешеходный светофор?

  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?



  • Что понимается под улицей, и на какие части она делится?

  • Какие вы знаете элементы дороги?

  • Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

  • Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?

  • Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?

  • Зачем нужны обочина и кювет?

  • Как отличить главную дорогу от второстепенной?

  • Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?

  • Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?



  • Для чего нужны дорожные знаки?

  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?

  • На какие группы делятся все дорожные знаки?

  • Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?

  • Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-

  • указательных знаков?

  • Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?

  • Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?

  • Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?























Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.


  • Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


  • Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части


3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.


4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два Б. Три В. Четыре


5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.


  • Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


  • Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


  • В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


  • Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


  • Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.


  • С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


  • При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I, Б — И. Грозном, В — Александре Михайловиче.


  • Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж, Б — Лондон, В — Рим.

  • Где появился первый светофор?

А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге


  • Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого


  • Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?


  • О каком дорожном знаке эта загадка?


Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


  • Как называется этот знак?


А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали


Олимпиада по Правилам дорожного движения.

Категория: пешеход.

1.Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


2.Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части


3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.


4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два

Б. Три

В. Четыре


5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;

Б. Оштрафовать;

В. Посадить в тюрьму.


6.Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


7.Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


8.В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


9.Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход;

Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


10.Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;

Б. Да, разрешен;

В. Разрешен, если нет автомашин.


11.С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


12.При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А — при Петре I,

Б — И. Грозном,

В — Александре Михайловиче.


13.Где впервые появились дорожные знаки?

А — Париж,

Б — Лондон,

В — Рим.


14. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне

Б. В России

В. В Гонконге


15. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого

Б. Красного

В. Жёлтого


16.Как начинается пословица: «…. – дальше будешь»?

17.О каком дорожном знаке эта загадка?


Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


18. О чем информирует водителя и пешехода следующий знак?

А. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
Б. Участок дороги на проезжей части, по которому можно бегать.
В. Ура! Уроки закончились!

19. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А — пешеход;

Б — водитель;

В — дорожный рабочий.

20. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А — нет;

Б — да;

В — да, т.к. работают на дорогах.


21. Какого цвета были первые дорожные знаки?

А — красного,

Б — черного,

В — белого.


22. Какого цвета применяются световые сигналы в светофорах?
А. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
Б. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного цвета.
В. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и синего цвета.


23В какой стране впервые установлен светофор для пешеходов?

А — США;

Б — Франция;

В — Япония.


24. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться

пешеходы?

А— левой;

Б — правой;

В— любой.



25. Можно ли перевозить детей до 12-летнего возраста на переднем сиденье машины?


А. Конечно, разрешается

Б. Категорически запрещается

В. Разрешается, если установлено детское сиденье.













34




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность "Дорожная азбука"

Автор: Балашова Татьяна Ивановна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256319

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая програма внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_proghrama_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dorozhnaia_azbuka_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "344836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474398090"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рабочая программа по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для школьников 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_pravilam_dorozhnogho_dvizhieniia_dorozhnaia_azbuka_dlia_"
    ["file_id"] => string(6) "448658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1515489399"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Дорожная азбука»"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_dorozhnaia_azbuka"
    ["file_id"] => string(6) "590014"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1635520080"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "представила результаты своей внеурочной деятельности по рабочей программе  кружка "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(111) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-rabochiei-proghrammie-kruzhka-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431841294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства