Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Дорожная азбука» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и примерной программы внеурочной деятельности «Дорожная азбука», автора Горский В.А., – М.: «Просвещение», 2010 г.
Актуальность программы «Дорожная азбука» основана на активизации творческой деятельности детей в освоении основ безопасности дорожного движения, привлечь их к участию в мероприятиях, к разработке и реализации социально значимых акций и дел. Программа дает возможность практически отработать умения, полученные на занятиях.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных особенностей образовательных стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Отличительными особенностями данной программы являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Основные идеи программы:
личностно – ориентированный подход к каждому ребенку – обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности;
общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
гуманизация отношений «педагог – ребенок» - это гуманное (человеческое) отношение к ребенку, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать, это партнерские отношения между педагогом и детьми;
холизм – каждый ребенок должен видеть и знать свою вовлеченность в круговорот материальных процессов, в ход природной и человеческой истории, оставаясь при этом активной творческой индивидуальностью.
Основные принципы программы:
преемственности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенное ранее;
комплексности, системности и последовательности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже освоено;
сознательности - заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;
наглядности - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления дорожной обстановки;
единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения воспитание у детей культуры поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте;
непрерывности - определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах начального и основного образования;
социализации – выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями.
Цель программы: формирование осознанного безопасного поведения детей в реальных дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне привычки.
Задачи программы:
обучить правилам поведения на дороге, необходимым для безопасного движения в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;
способствовать овладению умениями распознавать дорожные «ловушки» и ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;
воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей,
развивать внимание, наблюдательность, активность.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте 9 – 10 лет. Объем программы 34 часа в год.
При обучении детей безопасному поведению на дорогах, учитываются возрастные особенности восприятия ими учебного материала. Учебный материал, сложная дорожная информация дается детям в доступной форме.
Для систематической и целенаправленной работы выбраны следующие формы организации обучения: беседа, викторина, конкурс, игра, экскурсия, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, эстафета.
Во время проведения занятий используются разнообразные методы обучения: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстрационный, практический, репродуктивный, проблемного изложения, направленного мышления, метод рисования. Без наблюдения за движением и без его анализа невозможно правильно оценить и распознать опасные ситуации. Именно поэтому во время занятия используются наглядные пособия, рисунки по безопасности дорожного движения, работа на дорожной разметке. Школьнику, чтобы отличить на вид «безопасную ситуацию» от реальной, необходимо увидеть это со стороны. Затем на основе анализа увиденного, дать оценку причинам дорожно-транспортных происшествий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Правила поведения учащихся на улице и дороге.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.
Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре.
Как правильно вести себя на улице и при переходе проезжей части с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми.
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.
Перекрестки и их виды.
Рассказ об улице и ее составных частях: проезжая часть, тротуар; их значение.
Рассказ о дороге и ее составных частях: проезжая часть, обочина, кювет.
Пешеходная и велосипедная дорожки.
Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
Тема 2. Остановочный путь и скорость движения.
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь.
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.
Тема 3. Пешеходные переходы.
Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.
Опасные ситуации при переходе проезжей части.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Тема 4. Нерегулируемые перекрестки.
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Тема 5. Регулируемые перекрестки. Светофор.
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.
Из истории светофора.
Тема 6. Регулировщик и его сигналы.
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.
Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией.
Инспектор дорожной полиции, его работа.
Тема 7. Где еще можно переходить дорогу.
Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.
Опасные ситуации, возникающие при таком переходе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при таких переходах проезжей части (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Тема 8. Поездка в автобусе и троллейбусе.
Обязанности пассажиров.
Правила пользования автобусом и троллейбусом.
Правила перехода улицы (дороги) при движении на остановку и после выхода из общественного транспортного средства (автобуса, трамвая или троллейбуса).
Автобусные и троллейбусные остановки в микрорайоне школы.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Тема 9. Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.
Правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком.
Тема 10. Дорожные знаки и дорожная разметка.
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички.
Дорожная разметка, ее назначение и виды.
Тема 11. Где можно и где нельзя играть.
Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом.
Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Где можно играть в микрорайоне школы и дома.
Тема 12. Первая медицинская помощь при травмах.
Виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины, ожоги и т.д.
Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.
Тема 13. Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.
Практическое занятие по наложению давящей повязки и жгута-закрутки.
Практическое занятие по наложению косыночной, круговой и пращевидной повязок.
Тема 14. Ты – велосипедист.
Игры и соревнования на велосипедах с элементами велофигур.
Тема 15. Поездка за город.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог.
Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми за городом (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Тема 16. Улица глазами водителей.
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:
- переход проезжей части в неустановленном месте, перед близко движущимся транспортом, на запрещающий сигнал светофора;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствия (автобуса, автомобиля, кустов);
- езда по проезжей части детей, не достигших 14-летнего возраста, на велосипеде;
- игра вблизи или на проезжей части.
Тема 17. Итоговое занятие.
Игра-соревнование по Правилам дорожного движения.
Подведение итогов. Награждение лучших учащихся.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
4
Остановочный путь и скорость движения.
2
Пешеходные переходы.
2
Нерегулируемые перекрестки.
2
Регулируемые перекрестки. Светофор.
2
Регулировщик и его сигналы.
2
Где еще можно переходить дорогу.
2
Поездка в автобусе и троллейбусе.
2
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
2
Дорожные знаки и дорожная разметка.
2
Где можно и где нельзя играть.
2
Первая медицинская помощь при травмах.
2
Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.
2
Ты – велосипедист.
2
Поездка за город.
1
Улица глазами водителей.
2
Итоговое занятие.
1
ИТОГО
34 часа
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема занятий
Количество часов
1-2
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
2
3 - 4
Правила поведения учащихся на улице и дороге.
2
5 - 6
Остановочный путь и скорость движения.
2
7 - 8
Пешеходные переходы.
2
9 - 10
Нерегулируемые перекрестки.
2
11 - 12
Регулируемые перекрестки. Светофор.
2
13 - 14
Регулировщик и его сигналы.
2
15 - 16
Где еще можно переходить дорогу.
2
17 - 18
Поездка на автобусе и троллейбусе.
2
19 - 20
Поездка на трамвае и других видах транспорта.
2
21- 22
Дорожные знаки и дорожная разметка.
2
23 - 24
Где можно и где нельзя играть.
2
25 - 26
Первая медицинская помощь при травмах.
2
27 - 28
Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.
2
29 - 30
Ты – велосипедист.
2
31
Поездка за город.
1
32 - 33
Улица глазами водителей.
2
34
Итоговое занятие.
1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, включающие формирование УУД
Личностные результаты
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
извлекать необходимую информацию из материалов ГАИ и других информационных источников.
Коммуникативные:
задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Авторская программа «Дорожная азбука», Горский В.А.– М.: «Просвещение», 2010 г.
Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения», под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов- М.: «Просвещение», 2015 г.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– магнитная доска;
– ноутбук;
– принтер;
– мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
– слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик, циркуль, транспортир и т.д.;
– материалы: бумага (писчая).
Оборудование класса:
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего.