Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность социальной направленности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ
Проверено:_______
Утверждаю:_______
Зам. директора по УВР Директор МБ ОУ
Календарное планирование
Окружающий социальный мир
6 «Д»
Класс Особый ребенок
на 2017-2018 учебный год
Количество часов
план
факт
I четверть
16,4
17
II четверть
15,2
16
III четверть
17,6
18
IV четверть
14,8
15
За год
64
66
Учитель: Мащенко Вера Валентиновна
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Предметы быта», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции, обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Предметы быта», расширяются и дополняются назанятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
В учебном плане предмету уделяется 2 часа в неделю (64 часа в год).
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В рамках коррекционно-развивающих занятий возможно использование программного материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.
1 четверть
№ п\п
Тема занятий
Дата
часы
Школа
1
Экскурсия по школе. Помещения школы: раздевалка, коридоры, класс, медицинский кабинет, кабинет музыки, кабинет изо, спортивный зал, столовая, санузел.
05.09
1
2
Правила поведения в школе (поведение в столовой, на уроке, во время перемены) Обязанности учащихся (поручения)
07.09
1
3
Зоны класса. Размещение оборудования и пособий.
Правила пользования
12.09
1
4
Люди, работающие в школе. (Преподаватели, мед.работник, обслуживающий персонал.
14.09
1
5
Распорядок школьного дня. Расписание уроков и режим дня. Пиктограммы.
19.09
1
6
Школьные принадлежности Назначение и применение. Порядок хранения и пользования
21.09
1
Предметы и материалы, изготовленные человеком
7
Закрепление представления применение бумаги человеком.
26.09
1
8
Виды бумаги по плотности. Картон, альбомный лист, папиросная бумага.
28.09
1
10
Свойства бумаги: рвется, мнется, намокает, летает, непрозрачность,
03.10
1
11
Предметы, изготовленные из бумаги: салфетка, бумажное полотенце, коробка.
05.10
1
12
Предметы для работы с бумагой: ножницы, фигурный дырокол, скрепка, кнопка, клей, ластик, линейка.
10.10
1
13
Правила использования предметов для работы с бумагой. ТБ
12.10
1
14
Свойства дерева: прочность, горение, не тонет
17.10
1
15
Инструменты для обработки дерева: пила, молоток, стамеска, рубанок.
19.10
1
16
Наблюдение за действиями обработки дерева. Видеоролик
24.20
1
17.
Предметы, изготовленные из дерева: стол, шкаф, полка, игрушки, разделочная доска и др.
26.10
1
Итого 17 часов
2 четверть
№ п\п
Тема занятий
Дата
часы
ПРЕДМЕТЫ БЫТА
1
Использование человеком электроприборов: утюг, электрический чайник, телевизор, холодильник,фен, обогреватель.
07.11
1
2
Назначен6ие утюга. Правила пользования утюгом. Основные части ПБ. Использование пиктограммы.
09.11
1
3
Назначен6ие чайника. Правила пользования. Основные части .ПБ. Использование пиктограммы.
14.11
1
4
Повторение правил пользования утюгом и чайником.
16.11
5
Виды мебели: кухонная, спальная
21.11
1
6
Назначение спальной мебели: кровать, шкаф, кресло, трюмо
23.11
1
7
Назначение кухонной мебели: шкафы, стол, стулья, табурет
28.11
1
8
Использование кухонной мебели.
30.11
1
9
Назначение предметов посуды: чайник, кастрюля, ложка, стакан, нож.
05.12
1
10
Назначение кухонного инвентаря: терка, разделочная доска, дуршлаг. Узнавание названий.
07.12
1
11
Назначение предметов интерьера: штора, зеркало, ваза, светильник.
12.12
1
12
Виды часов (настенные, ручные,) Части часов: стрелки, циферблат.
14.12
КВАРТИРА, ДОМ, ДВОР
13
Типы домов: одноэтажный и многоэтажный. Адрес личного проживания (город, улица, номер дома, номер квартиры.) Написание своего домашнего адреса.
19.12
1
14
Части дома: стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок
21.12
1
15.
Места общего пользования в доме: подъезд, лифт, лестничная площадка, подвал, чердак.
Территория двора дома: игровая площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон. Правила безопасного поведения во дворе.
09.01
1
2
Коммунальные удобства в квартире: вода (кран, трубы), отопление (батарея).
Правила пользования удобствами кран, электричеством
18.01
1
5
Повторение названий вредных насекомых, живущих в доме (тараканы, муравьи, мыши)
23.01
1
ГОРОД
6.
Улицы и проспекты города. Повторение домашнего адреса.
25.01
1
7
Назначение зданий (больница, продуктовый магазин, парикмахерская, жилой дом)
30.01
8
Люди разных профессий: продавец, врач, кассир, повар парикмахера. Презентация.
01.02
1
9
Уточнение действий работы продавца и покупателя. Порядок совершения покупки покупателем.
06.02
1
10
Виды магазинов: продуктовый, магазин одежды. Упражнение «Где куплен товар»
08.02
1
11
Действия врача при приеме больного: осмотр и опрос, измерение температуры, заполнение карточки, назначения. Обозначение действий словом и предложением.
20.02
1
12
Одежда врача. Правила поведения в лечебном учреждении.
22.02
1
13
Повторение назначений магазинов и больницы. Игра-упражнение «Чей предмет» «Для чего это?»
27.02
1
14
Значение парикмахерской для человека. Оборудование парикмахерской (зеркало, кресло, расчестки, ножницы, шампунь, фен).
01.03
1
15
Правила посещения парикмахерской. Деловая игра «Заплетем косички куклам»
06.03
1
16
Необходимость жилого дома для человека. Виды домов (1-этажный, многоэтажный, деревянный, панельный, кирпичный). Упражнение «Лото
13.03
1
17
Закрепление удобств жилом доме Викторина «Что есть в доме»
15.03
1
18
Повторение частей улицы: проезжая часть, тротуар, «Пешеходный переход», «Зебра», светофор. Знаки светофора
20.03
1
Всего18 часов
4 четверть
№ п\п
Тема занятий
Дата
часы
транспорт
1
Наземный транспорт. Профессии людей, работающих на наземном транспорте: водитель автобуса, водитель троллейбуса, кондуктор, механик, слесарь по ремонту.
03.04
1
2
Повторение профессий людей, работающих на наземном транспорте.
Упр. «Кто работает»
05.04
1
3
Космический транспорт. Профессии людей, работающих на космическом транспорте.
10.04.
1
4
Специальный транспорт: скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина.
12.04
1
5
Понятие «Общественный транспорт». Узнавание
17.04
1
6
Понятие «Специальный транспорт» Узнавание.
19.04
1
7
Профессии людей, работающих на специальном транспорте.
24.04
1
СТРАНА
8
Россия- страна, где мы живем. Глава государства – президент.
26.04
1
9
Государственная символика России (флаг, герб, гимн)
Упр. «Найди герб и флаг Росии»
03.05
1
10
Столица России. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль).
08.05
1
11
Города России (Пермь, Соликамск, города, где проживают родственники учащихся).
10.05
1
12
Наш город Березники -. Достопримечательности.
15.05
1
13
Узнавание достопримечательностей города
17.05
1
14
Достопримечательности городов России (слайды, открытки, фотографии,
22.05
1
15
Документы, удостоверяющие личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении)