В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края.
В основе предлагаемой программы литературно—краеведческого курса для У-Х1 классов лежит местный фольклор, литературная жизнь родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность для учителя литературы»
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась такая важная проблема образовательной системы, как регионализация образования. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной стратегии требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным и этнографическим особенностям края.
В основе предлагаемой программы литературно—краеведческого курса для У-Х1 классов лежит местный фольклор, литературная жизнь Оренбургского края, произведения, написанные о нем,
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический, в старших классах — историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его фольклор и литература на разных этапах развития культуры края. И сведения о литературе и .культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их.
Для создания литературно—краеведческого курса как основы регионального компонента литературного образования необходимы соответствующие условия:
наличие писателей—земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как региональный компонент литературного образования. Цели регионального литературного курса как части литературного образования те же, что и у основного курса, — интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно-эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентации, но расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художест-венных произведений, в том числе и в их внетекстовом контексте.
Развитие у учащихся художественно—творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
Формирование на местном материале нравственно—ценностных ориентиров.
В региональный компонент литературного образования входят:
Лучшие произведения, соответствующие школьным меркам, местных писателей.
Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
Литературоведческий материал о литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).
Памятные литературные места края.
Край в художественной литературе (сюда входят и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами края, какое—то время жили в крае или бывали в нем, написали произведения о крае).
Проблема отбора художественных произведений для регионального курса — одна из главнейших. Общие правила школьных программ остаются: фольклор, детская литература, классика, современная литература, но в региональном курсе должны быть "произведения, представляющие природу края, наиболее известные места его, важные исторические события, знаменитых людей края, жизнь, нравы, обычаи, быт жителей.
Для младших классов необходимы произведения из местного фольклора — волшебные сказки, сказки о животных, предания о местности, исторические песни, пословицы, поговорки, загадки; литературные сказки на местном материале (например, "Аленький цветочек" С.Т.Аксакова, "Дедушка Буран и бабушка Пурга" Н.Н.Каразина и т.н.), пейзажная лирика (в V—VI классах ученикам ближе стихи местных поэтов).
В V—VI классах краеведение более доступно в ролевых играх, всякого рода подражаниях, в занятиях фольклорного кружка. Ученикам этих классов важны экскурсии в природу, сопоставление окружающей жизни и художественного текста. Учащимся VII—VIIIклассов краеведение помогает познакомиться с творческой лабораторией писателя, погрузиться в этнографическую экзотику описаний родного края через нетрадиционные формы - встречи с писателями, литературные гостиные, имитации посиделок, фольклорно-этнографических праздников. В этих классах обязательно сопоставление произведений о родном крае разных авторов, уроки внеклассного чтения на местном материале. В 1Х-Х1 классах должны быть отдельные краеведческие уроки (краеведческо-региональные), уроки с краеведческими "вкраплениями" в монографические и обзорные темы основного литературного курса, уроки "фоновых" знаний (погружение в культуру изучаемой эпохи, литературный быт).
В VII—VIII классах школьники проявляют интерес к очерковым книгам (С.Т.Аксакова, М.Л.Михайлова, В.П.Правдухина и др.) об охоте, рыбной ловле, к описаниям странствий, обрядов, обычаев, исторических событий, приключенческой литературе.
Начиная с IX класса, подход к отбору материала для регионального курса меняется. Берутся не отдельные произведения, а рассматривается литературная жизнь большого и своеобразного в плане культурных традиций региона, например, Оренбурга, расположенного на пересечении Европы и Азии, на стыке разных культур и литератур.
При отборе авторов и их произведений для старших классов иногда возникают сложности, если с краем связан классик, чье произведение и так включено в школьный курс (например, "Капитанская дочка" А.С.Пушкина), но обычно у классиков есть произведения о крае, не изучаемые в основном курсе, и к этим произведениям можно обратиться в региональном курсе (это может быть "Благодарность Фелице" Г.Р.Державина, "История Пугачева" А.С.Пушкина, рассказы "За что?", "Много ли человеку земли нужно" Л.Н.Толстого, очерки "У казаков" В.Г.Короленко и др.).
Региональный курс для старших классов в хронологическом отношении строится таким образом, чтобы соответствовать эпохам, а где возможно, и творчеству отдельных писателей, изучающихся в основном курсе, что дает возможность основному и региональному компонентам литературного краеведения, пересекаясь, представить художественное произведение как явление непрерывно развивающейся культуры России.
Основные задачи регионального курса в старших классах — дать представление о литературной жизни края, где живут ученики, литературно развивать учащихся на краеведческом материале, учить видеть творчество писателя в контексте создавшей его культуры. Курс помогает в решении эстетических, экологических, нравственных проблем, в развитии творческих, исследовательских умений Подход к материалу - культурологический. Литература рассматривается как часть пласта культуры региона, неотрывная от истории, науки, других видов искусства.
В курсе выделяются как монографические, так и обзорные темы. Литературно—краеведческий материал дается двупланово: писатели в Оренбургском крае и Оренбургский край в творчестве писателей.
При введении курса по региональной .программе учитель обязан иметь в виду следующее:
- литературную жизнь Оренбуржья надо изучать как часть литературного процесса в России;
давая представление об Оренбургском крае в русской литературе, следует отметить региональные особенности его культуры, специфику культурного пространства;
обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный характер их (анализируя литературную жизнь края, нельзя обойтись без данных из истории, географии, этнографии и т.д.).
Педагоги—краеведы различают "уровни" краеведческой познавательной работы учащихся:
Получение учащимися "готовых" знаний о крае со слов учителя.
Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают "открытия для себя", т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно—популярная и научная литература, публикации в местной печати.
Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики выступают в роли ученых-исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.) начиная с V класса; не только чтение произведений писателей—земляков, но и разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
самостоятельный анализ произведений о родном крае;
сопоставительный анализ произведений о родном крае;
Программа для VI класса строится по следующим линиям: дом — родной край — города и села его, — Россия, но учащимся уже предлагается выйти за пределы дома дальше, чем прежде, посмотреть на окружающее шире: какие вокруг села и города, какими они изображены в произведениях; остановить свой взгляд не только на степи, насекомых, птицах, но и совершить в воображении небольшие прогулки к речкам, посмотреть вместе с Аксаковым, какие в оренбургских водоемах водились и водятся рыбы; задуматься над временами года и проявлением природных явлений в Оренбуржье (буран, степные ветры). В этом классе, говоря о том, как писатели изображают Оренбуржье, следует продолжить разговор о пространстве и времени, начатый в связи с произведениями Аксакова, при сопоставлении оренбургских мест, изображенных поэтами и прозаиками, в разное время года, рассмотреть образы ветра, дороги степи. Темы бесед с учащимися нередко заключены в стихотворных строчках:
Не найдешь ты просторов таких никогда - в них нетрудно пропасть, утонуть, затеряться... (Г.Красников)
Улицы Буранные, Степные - Сами-то названья ледяные. (И.Бехтерев)
В моем краю с утра и до утра Бушуют казахстанские ветра. (В. Кузнецов)
Но почему нас так влечет на правую дорогу? (А.Тепляшин)
В центре курса 6 класса стоят проблемы оренбургской природы, дома, родного края, темы села, города. Изображение их в фольклоре и художественной литературе. В курсе литературного краеведения 6 класса предлагается посмотреть на окружающий оренбуржца мир, оренбургские просторы, степи, красоту их, историю заселения оренбургских земель и отражение ее в произведениях. В связи с этим необходима небольшая историческая справка о прошлом Оренбургского края.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Предания об Уральских местах
5
Уральские города и села в русской литературе
15
Произведения о природе Уральского края, родном крае и жизни в нем, о России.
14
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературного краеведения 6 класса.
Интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно—экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примере литературного краеведения.
Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.
Особое внимание следует уделить письменным работам, которые могут соответствовать литературно—этнографическим блокам:
Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя, родословная. Моя семья. Подражания: сочинения исторического предания., песни... Откуда повелось название...
Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу. Составление литературной карты Оренбуржья.
Сочинения: Изображение дворянской усадьбы С.Т.Аксаковым, М.Авдеевым и др. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья, оренбургских садов, парков и т.п.
4 Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в разное время года и суток. Сочинение рассказа о путешествиях по родному краю.
Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа "Случай на охоте...", "Как я ловил рыбу..."
Выписки из художественных произведений описаний трапезы, установление художественной цели этих описаний. Составление диалогов участников трапезы.
9. Собирание местных пословиц, поговорок, прибауток, загадок, частушек и т.д.
Сочинение по пословице.
Рецензии на спектакль оренбургского театра или на выставку картин местного художника (для учащихся VII—VIII классов).
В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания по сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Оренбургского края — проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.
Тематическое планирование (5 класс)
дата
Кол-во часов
Тема урока
Форма проведения
Дата проведения
Инф.-методическое обеспечение
Домашнее
задание
Дата фактич.
проведения
1
Фольклор (3ч.)
Русские народные сказки: «Дед Мороз и девочка», «Кот и лиса».
Беседа. Чтение вслух.
презентация
1
Пословицы, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни.
Беседа
1
Жанр фольклора. Сказки и предания
Беседа. Иллюстративная форма.
1
Сказки и предания. С.Аксаков «Аленький цветочек».
Выразительное чтение. Беседа. Иллюстрирование.
презентация
1
Н. Каразин. «Дедушка Буран, бабушка пурга».
Выразительное чтение. Беседа.
1
В. Одноралов. Сказка про грибного царя.
Пересказ. Беседа.
1
Л.Исаков. «Мертвые соли».
Выразительное чтение.
1
Красота и подземные тайны в произведениях писателей.
Беседа, обсуждение.
4
Произведения о природе родного края, о доме, о родном крае. (4 ч.)
С.Аксаков. «Прощай, мой тихий сельский дом», «Осень», «Послание в деревню», («Лебедь, «Гусь»).
Выразительное чтение. Беседа.
презентация
1
Р\р Конкурс на самого внимательного читателя произведений С. Аксакова.
1
А. Ширяевец. «Сирень», «Льдина».
Поисковая. Беседа.
1
А.Возняк. «Снегири».
Беседа
1
Р. Герасимов. «Край родной».
Поисковая.
презентация
1
В. Курушкин. «Цветы».
Поисковая.
1
И. Бехтерев. «Жук».
Поисковая.
1
К. Мусорин. «Отчий край». Анализ стихотворения.
Поисково–исследовательская
презентация
1
В. Одноралов «Незабудки», «Град», «Две встречи».
Поисково-исследовательская.
1
Р\р Конкурс на лучшего чтеца стихотворения.
Выразительное чтение.
1
Р\р Пишем стихи о родном крае.
Творческая
1
Р\р Пишем стихи о родном крае.
Творческая
2
С. Антонов. Повесть «Царский двугривенный».
Чтение вслух.
1
Р\р Изложения эпизода из повести С.Антонова «Царский двугривенный».
Пересказ.
презентация
2
Посещение школьного музея (с последующим обсуждением).
Экскурсия.
2
Посещение памятников культурного наследия (с последующим обсуждением).
Экскурсия.
1
Экскурсия по родному селу (с последующим обсуждением).
Экскурсия.
1
Обобщение изученного в 5 классе
Беседа.
1
Подведение итогов года. Литературный КВН.
1
Итоги года
Беседа.
РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)
№
п/п
Дата
Раздел, тема урока
Формируемые ЗУН
Тип урока
Формы контроля
Межпредметные связи
Сопутствующее повторение
1.
Вводный урок.
Знать: о роли книг о родном крае; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
Усвоение новых знаний
История
Предания об Уральских местах
2.
Предание «Откуда повелось название Бузулук»
Знать проблемы заселения и освоения Оренбургского края, причины появления сел и городов, рассказы об этом в преданиях, уметь: анализировать текст художественного произведения
Комбинированные уроки
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
Предание
3.
Предание «Шихан»
История
4.
Предание «Происхождение Мугоджар»
История
5.
Предание «Урус-тау»
История
6.
«Жалованная грамота». Проблемы заселения и освоения Оренбургского края.
История
Уральские города и села в русской литературе
7.
С.Т.Аксаков. Очерк жизни и творчества.
Знать факты биографии С.Т.Аксакова, В.И.Даля, историю заселения описание одной из улиц, уметь сопоставлять исторические факты с фактами из текста худ. произведения, анализировать художественное произведение
Комбинированные уроки
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
ИЗО: Картины В.А.Тельнова "Закладка Оренбурга на современном месте 19 апреля 1743г.", А.Н.Гороновича, ученика К.Брюллова, "Оренбургский меновой двор", "Отдых бухарского каравана в степи".
Биография писателя
8.
С.Т.Аксаков. «Семейная хроника».
9.
Глава «Переселение»
11.
В.И.Даль. Очерк жизни и творчества.
12.
В.И.Даль. «Домик на Водяной улице»
13.
Описание одной из улиц
14-15.
П.М.Кудряшев. «Искак» Комментированное чтение повести
Знать факты биографии писателя, историю происхождения села Татарская Каргала, уметь сопоставлять исторические факты с фактами из текста худ. произведения, анализировать художественное произведение
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
Жанр сказки
16.
«Искак» - повесть – легенда о происхождении села Татарская Каргала.
Комбинированный урок
17.
А.П. Крюков. «Оренбургский меновой двор»
Знать факты биографии писателя, очерк об Оренбурге как торговом центре, уметь сопоставлять исторические факты с фактами из текста худ. произведения, анализировать художественное произведение
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
18.
Очерк об Оренбурге как торговом центре.
Комбинированный урок
Центр торговли
19.
Л.В. Исаков «Илецкие мотивы»
Знать факты биографии поэта, познакомиться с красотой илецких мест, уметь сопоставлять исторические факты с фактами из текста худ. произведения, анализировать художественное произведение
Комбинированный урок
Средства художественной выразительности, рифма, размер стихотворения
20.
Стихи о красоте илецких мест.
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
21.
Из современной поэзии.
Комбинированный урок
Средства художественной выразительности, рифма, размер стихотворения
Произведения о природе края и жизни в нем, о России.
22.
С.Т.Аксаков. Очерк «Буран». «Очерк зимнего дня».
Знать о действительном факте, случившемся зимой, и воспоминании писателя о зиме на закате жизни
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
Природоведение
Буран
23.
«Записки об уженье рыбы» (главы)
Комбинированный урок
Биология
24.
Оренбургский буран в изображении Аксакова и Пушкина.
Знать особенности изображения оренбургской зимы разными поэтами, уметь сопоставлять исторические факты с фактами из текста худ. произведения, анализировать художественное произведение
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
26.
В.Ф.Наседкин. Стихотворение «В детстве было просто и понятно». А.В.Ширяевец «Вьюга».
Комбинированный урок
История
Средства художественной выразительности, рифма, размер стихотворения
27.
А.В.Ширяевец. «Клич зимы». Н.С. Клементьев. «Он бьет в лицо порывами…»
Комбинированный урок
История
28.
Особенности изображения зимы разными поэтами.
Комбинированный урок
История
29.
М.Г. Трутнев «На степной дороге»
Знать литературную жизнь родного края, уметь соотнести ее с общим процессом развития русской литературы, уметь сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
Средства художественной выразительности, рифма, размер стихотворения
30.
А.А. Тепляшин. «Перекаты Урала». «Перелетные птицы». «На распутье».
Н.В. Кондакова. «В степи». «День чудесный». «Овраги, пажити рябые». «Куст за Уралом»
Комбинированный урок
История
31.
Г.Красников. «На уральскую землю однажды ступи». Г.Хомутов. «Сурепка». «Опять раскричались грачи». «Сверчок»
Комбинированный урок
История
32.
Н.Емельянова. «Январь». «Февраль». «Зимнее». «Октябрь». В.Димурин. «Что за край?» «И весною, и осенью». «Родное». «Степное». «Люблю печальный час уральских рощ осенних».
Комбинированный урок
История
33.
В.Перкин. «Вот она, школьная улица». «А снег все падает и падает». П.Попов. «Опять стою на берегу Урала». В.Рузавина. «У снега первого отличье». В.Пшеничников. «Что я могу о сентябре». Н.Волженцев. «Метель»
Знать литературную жизнь родного края, уметь соотнести ее с общим процессом развития русской литературы, уметь сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
Средства художественной выразительности, рифма, размер стихотворения
Знать литературную жизнь родного края, уметь соотнести ее с общим процессом развития русской литературы, уметь сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера, работа в парах с фактическим материалом
История
35
Архитектурное Оренбуржье. О народных традициях в южноуральском зодчестве.
Знать о народных традициях в южноуральском зодчестве (расположение крепостей в XVIII веке, планировка сел и городов).
Комбинированный урок
Беседа, индивидуальные сообщения краеведческого характера