Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа по русскому языку и литературе»
МО «Каменский городской округ»
Программа
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
на 2013-2014 годы
Якуш Т.П., учитель русского языка и литературы, руководитель РМО
Каменск-Уральский
2013 год
МО «Каменский городской округ»
Программа принята на
Методическом совете
Протокол № ___от _________2013г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор МАОУ ДОД «ЦДО»
____________________ Г.В.Чебыкина
«_____»________________ 20___ г.
Программа
работы с одаренными детьми
по русскому языку и литературе
на 2013-2014 годы
Каменск-Уральский
2013 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2013-2014 годы
Основной разработчик программы
Якуш Татьяна Петровна – учитель русского языка и литературы, руководитель РМО
Цель программы
Создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи программы
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 8-11 классов.
Основные направления программы
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы;
4) клубная деятельность
Основные исполнители программы
- актив клуба
-учителя русского языка и литературы школ района
Принятие программы
30.09.2013г.
Ожидаемые результаты программы
---положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
рост численности обучающихся, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности;
повышение качества результатов учащихся на итоговой аттестации.
Сроки и этапы реализации программы
Организационный этап ( сентябрь 2013г.- октябрь 2013г.)
Практический этап (ноябрь 2013 - апрель 2013 г.)
Обобщающий этап ( май 2013г)
Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей.
Задачи:
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 8-11 классов..
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) клубная деятельность (интеллектуальные и творческие конкурсы).
Этапы реализации:
I. Организационный этап ( сентябрь 2013г.- октябрь 2013г.)
Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.
II. Практический этап (ноябрь 2013 - апрель 2013 г.)
Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными детьми;
расширение форм работы с одарёнными детьми.
III. Обобщающий этап ( май 2013г)
На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Результатом реализации программы должно стать:
положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;
высокие баллы на ГИА-9 и ЕГЭ.
Исходные теоретические положения
В ходе работы по развитию программы и ее психолого-педагогического аспекта авторским коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.
В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).
Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.
И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность. Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.
Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.
В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.
По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.
Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.
А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.
Особенности одаренных детей и проблемы их обучения и воспитания вытекают из дисбаланса их развития. Интеллектуальные и творческие способности таких детей часто опережают по темпам роста нравственное, физическое и эмоциональное развитие. Поэтому многие требования к детям со стороны взрослых, опирающихся на их выдающиеся способности, завышены, что приводит к необходимости коррекционной работы.
Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.
Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности;
профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться;
такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.
Направление 1 - «Научно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:
Повысить компетенцию педагога в работе с одарёнными детьми.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый результат
Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад
2013 год
Якуш Т.П.
Актив
Создание банка нестандартных заданий по русскому языку и литературе
Разработка индивидуальных программ сопровождения победителей и призеров предметных олимпиад
Апрель-май 2013 года
Педагоги
Индивидуальные программы
Разработка мониторинга результативности работы с одаренными детьми
2013г.-2014г.
Якуш Т.П.
Актив
мониторинг
Разработка методических материалов, рекомендаций по подготовке детей к предметным олимпиадам
2013-2014 г.
Якуш Т.П.
Актив
Сборник методических материалов, рекомендаций
Проведение заседаний методического объединения по работе с одаренными детьми
ежегодно
Якуш Т.П.
Решение МО
Направление 2 - «Организационно-методическое сопровождение одаренных детей»
Задачи:
1.Разработать систему мероприятий, направленных на развитие одарённости.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый результат
Участие обучающихся в школьных предметных олимпиадах
Октябрь
педагоги
Участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах
Индивидуальные занятия с обучающимися по индивидуальной образовательной траектории
2013-2014 г.
педагоги
Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
Якуш Т.П.
Актив
педагоги
Направление 3 - «Аналитическое сопровождение одаренных детей»
Задачи: 1.Создание условий, обеспечивающих открытость информационного пространства по работе с одаренными детьми
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый результат
Анализ результатов работы с одаренными детьми на МО.
2014 г.
Руководитель РМО
Аналитические материалы
Направление 4 - «Стимулирование одаренных детей к участию в в мероприятиях»
Задачи:
1. Совершенствовать систему поощрения одарённых детей.
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Планируемый результат
Создание портфолио одаренных детей.
Вручение Удостоверений .
2013-2014 г.
Классные руководители,
Портфолио
Награждение благодарственными письмами.
май
Руководитель РМО, педагоги
При реализации направлений программы применяются различные формы и методики образовательной деятельности, к которым относятся такие, как:
разработка индивидуальных планов и составление индивидуальных программ обучения;
использование современных информационных технологий;
занятия по свободному выбору;
использование различных форм проектной и исследовательской деятельности;
сочетание различных форм школьного и внешкольного обучения.
Содержание работы.
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:
составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
предоставить ученику:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Для анализа результатов работы оформить таблицу:
Предмет;
Дата и время консультаций;
Главные рассматриваемые вопросы;
Время работы с темой по программе;
Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
Невыясненные вопросы.
Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.
В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:
Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
Сборники «Русский медвежонок».
Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005
Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.
Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.
И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).
Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.
В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
На первом этапе работы педагог должен научить: а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними; б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез. На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования. На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.
Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.
На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:
выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
разграничение допущений и доказанных положений;
планирование проверки гипотезы;
планирование результата;
составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;
установление связи полученных данных с поставленной проблемой;
систематизация фактов, явлений;
интерпретация данных;
использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
установление аналогий;
формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
решение задачи в новой ситуации;
написание творческого сочинения, реферата.
Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:
Название
раздела, тема
Практическая
часть
Форма
контроля
1
3
4
Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.
Особенности научного стиля.
Подготовка доклада.
Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.
Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.
Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.
Выполнение упражнений, заданий.
Решение исследовательских задач.
Написание рецензии
Проверка упражнений, заданий.
Проверка решений задач.
Проверка рецензии.
Работа с литературными источниками.
Работа с каталогом.
Работа со справочной литературой.
Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.
Интернет как источник информации.
Этапы работы с литературными источниками.
Практическая работа в школьной библиотеке.
Практическая работа в компьютерном классе.
Этапы выполнения научно – исследовательской работы.
Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы
Изучение научной литературы по теме исследования.
Выполнение практической части исследовательской работы.
Анализ результатов. Выводы.
Проверка выполнения работы.
Проверка выполнения работы.
Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ
Правила оформления исследовательской работы.
Оформление титульного листа и «Содержания»
Разделы «Введение» и «Заключение».
Оформление списка литературы.
Оформление ссылок.
Оформление приложения.
Оформление «Содержания»
Написание разделов.
Оформление списка литературы.
Оформление приложения
Проверка выполнения работы
Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.
1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.
2. Оформление к докладу.
Защита реферата на НПК
Подведение итогов.
1. Обсуждения. Рефлексия.
2. Планирование на будущий год.
Рефлексия
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
филологический чемпионат;
конкурс «Проба пера»;
интернет-конкурс «Кроссворд»;
интеллектуальный марафон.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
4. Клубная деятельность.
На развитие одаренности направлена и деятельность филологического клуба «Развитие». На заседаниях рассматриваются вопросы литературоведения, языкознания. Деятельность клуба направлена на развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся 8-11 классов.
На занятиях клуба предполагается работа по нескольким направлениям:
1) совершенствование навыков выразительного сценического чтения художественного произведения,
2) совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,
4) развитие умения оформления своих творческих работ.
Нужно отметить, что в клубе будут заниматься учащиеся 8-11 классов, которые обладают уже определенными творческими способностями. Наша задача состоит в том, чтобы расширить диапазоны их возможностей. Особенностью клуба является свободный состав его членов (то есть в течение учебного года может изменяться), а также различный возрастной состав (14-17 лет), что определяет тематику заседаний.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}