ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- развивать творческие способности.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
- потребность в чтении художественной литературы.
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Универсальные учебные действия | Дата проведения |
1 | С Днем знаний! | 1 | Воспитание любви и уважения к школе; развитие внимания, мышления, воображения, речи. | |
2 | Осенняя сказка | 1 | Обобщение представления о признаках осени; воспитывать любовь к природе; развивать внимание, мышление, фонематический слух, воображение, речь. | |
3 | Расскажи нам о себе. | 1 | воспитание стремления к самосовершенствованию; развитие внимания, мышления, воображения, речи. | |
4 | Семейный калейдоскоп. | 1 | Воспитание доброго отношения к своей семье; развитие внимания, мышления, память, речи, коммуникативных, а также артистических способностей. | |
5 | И это тоже я! | 1 | Воспитание стремления к самосовершенствованию; развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве. | |
6 | О профессиях и трудолюбии. | 1 | Знакомство с названием и сущностью различных профессий, с понятием «трудолюбие»; воспитание уважение к людям различных профессий; развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей. | |
7 | В который раз о дружбе. | 1 | Способствование самостоятельному выведению основных правил дружбы; воспитание стремления быть другом; развитие внимания, мышления, воображения. | |
8 | Мы – за здоровый образ жизни! | 1 | Знакомство с факторами, положительно влияющими на здоровье; воспитание стремления к здоровому образу жизни; развитие внимания, мышления, воображения. | |
9 | Как выбирать друзей. | 1 | Дать советы детям, как правильно выбирать друзей; воспитание желания иметь много друзей, самому быть другом; развитие внимания, мышления, памяти, упражнение в подборе рифмующих строк. | |
10 | О режиме дня. | 1 | Воспитание у учащихся стремления к выполнению распорядка дня; учить составлять режим дня; ознакомление с правилами распределения времени на работу и отдых; развитие внимания, мышления, воображения. | |
11 | Экологическая карусель. | 1 | Воспитание бережного отношения к природе; развитие внимания, мышления, воображения. | |
12 | Накануне новогодних праздников | 1 | Расширения представления учащихся об истории новогоднего праздника в России; воспитание уважение к русским традициям; развитие внимания, мышления, воображения, фонематического слуха. | |
13 | Берегите книгу. | 1 | Дать представление учащимся о процессе создания книги; воспитание бережного отношения к книгам; развитие внимания, памяти, мышления, воображения, артистических способностей. | |
14 | О рыцарстве. | 1 | Знакомство учащихся с понятием «рыцарство»; воспитание у мальчиков доброжелательного отношения к девочкам; развитие внимания, памяти, мышления. | |
15 | День рождения старой ели. | 1 | Воспитание чувства доброты, отзывчивости; развитие внимания, памяти, мышления, воображения. | |
16 | Будь здоров! | 1 | Знакомство с факторами, положительно влияющими на здоровье; воспитание бережного отношения к своему здоровью; развитие внимания, мышления, воображения, чувство рифмы. | |
17 | Станем друзьями природы. | 1 | Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней, чувство сопереживания; развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей. | |
18 | О совести. | 1 | Уточнение представление о совести, о совестливых и бессовестных людях, о том, зачем человеку совесть; развитие умения выходить из неприятных ситуаций с достоинством; воспитание совестливость, честность, желание исправлять допущенные ошибки в отношениях с окружающими. | |
19 | Учимся быть щедрыми. | 1 | Знакомство с произведением М.Скребцовой «Сказка о щедром сердце»; развитие внимания, мышления, воображения, ориентации в пространстве; воспитание щедрости и доброты. | |
20 | Путешествие капельки. | 1 | Уточнение представления детей о значении воды в нашей жизни; воспитание бережного отношения к воде; развитие внимания, мышления, воображения. | |
21 | Настроение. | 1 | Знакомство с понятием «настроение», «оптимист», «пессимист», с некоторыми способностями коррекции своего настроения; воспитание стремления управлять своим настроением, быть оптимистом; развитие внимания, мышления, воображения, артистических и коммуникативных способностей. | |
22 | На экономической волне. | 1 | Знакомство со значением слов: «экономика», «экономный», «скупой», «расточительный», «предприимчивый»; воспитание бережливости; развитие внимания, мышления, смысловой памятя, расширение словарного запаса. | |
23 | Секреты здоровья. | 1 | Уточнение представления о слагаемых здоровья; воспитание стремления к здоровому образу жизни; развитие внимания, мышления, воображения. | |
24 | Кошки. | 1 | Знакомство с краткими сведениями из истории кошек, с их повадками и особенностями характера; воспитание чувства ответственности за прирученное живое существо; развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи. | |
25 | Приглашение к разговору. | 1 | Развивать умение обсуждать проблему, давать советы; воспитывать чувство доброты, отзывчивости, стремления быть настоящим другом и прилежным учеником; развивать внимание, мышление, воображение, речь. | |
26 | Полюбуйся, весна наступает… | 1 | Создать атмосферу приподнятого настроения, связанного с приходом весны; воспитывать умение видеть прекрасное в природе, любоваться весенними картинами; развивать внимание, мышление, воображение, память, расширять словарный запас. | |
27 | Наши бабушки. | 1 | Знакомство с содержанием рассказа В.Осеевой «Бабушки»; воспитание чувства уважения и благодарности к бабушкам; развитие внимания, мышления, воображения. | |
28 | Игры в самих себя. | 1 | С помощь различных игр дать возможность посмотреть на себя глазами одноклассников, воспитывать чувство уважения к самому себе; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности. | |
29 | Сказки Г.Х.Андерсена. | 1 | Углубить представление детей о сказках Г.Х.Андерсена; воспитание любви к произведениям великого сказочника, стремление к чтению; развитие внимания, мышления, воображения. | |
30 | Учимся шутить. | 1 | Формирование умения отличать хорошую шутку от плохой; воспитание чувства такта по отношению к окружающим; развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей. | |
31 | Сказочная путаница. | 1 | Воспитание любви к русскому фольклору, стремления к чтению художественной литературы; развитие внимания, нестандартного мышления, творческого воображения, речи. | |
32 | Живи, не требуя награды… | 1 | Знакомство с кратким содержанием книги А.Гайдара «Тимур и его команда»; раскрытие смысла выражения «тимуровское движение»; воспитание чувства доброты, сострадания, милосердия; развитие внимания, мышления, воображения. | |
33 | Здравствуй, первый листок! | 1 | Воспитание бережного отношения к природе; развитие внимания, мышления, воображения, речи. | |
34 | Покуда сердца стучаться | 1 | Знакомство с атмосферой военных лет, понятием, что война-это зло, несущее страх, разрушение, смерть; с понятием «подвиг», именами героев; воспитание чувства гордости и благодарности ветеранам; развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации. | |