Методическая разработка творческой мастерской дает возможность проводить кружковую работу с детьми начальной коррекционной школы. работы спланированы с учетом разновозростной группы детей от 8 до 13 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Бумажные фантазии"»
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
(законных представителей)
«Детский дом «Надежда» города Белово»
ОБСУЖДЕНА
Методическое объединение
Протокол №_______
«____»_________2016г.
Руководитель МО
____________________
УТВЕРЖДЕНА
Педагогический совет
Протокол №_______
«____»_________2016г.
Директор «Детского дома «Надежда» города Белово
_________________ Е.Ю. Козлова
Приказ №___от «____»_________2016г.
Бумажные фантазии
Рабочая программа творческой мастерской
Возраст воспитанников 8-13 лет
Срок реализации 1 год
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УВР ____________М.В.Кушнер
«_____»___________2016г.
Автор-составитель:
Андреева Любовь Владимировна, воспитатель
Белово
2016
Содержание
Содержание 2
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 7
Содержание программы 8
Методическое обеспечение программы 12
Ключевые слова и понятия 16
Литература 17
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации внеклассной работы с воспитанниками 8-13 лет и направлена:
на развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;
на формирование геометрических и арифметических представлений;
на формирование возможности проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества;
на ознакомление со свойствами и видами бумаги;
на развитие мелкой моторики рук.
Актуальность данной программы состоит в том, что в возрасте младших школьников у детей в предметно игровой среде формируется осознанное восприятие геометрических и математических понятий.
Необходимость введения разработки рабочей программы творческой мастерской "Бумажные фантазии", обусловлена тем, что вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Конструирование из бумаги” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Отличительные особенности и новизна программы.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения, гибкости и самостоятельности мышления.
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные на занятиях, школьных уроках.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей
Целью является: содействие воспитанию творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному и техническому творчеству и желание трудиться.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
Базой данной творческой мастерской является программно-методический материал «Разработки занятий для младших школьников». Автор-составитель Г. И. Долженко.
Материал рабочей программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма умений и навыков работы с бумагой. В процессе реализации программы воспитанники знакомятся с такими понятиями, как образец, модель, набрызг и др. А также, учатся изготавливать своими руками небольшие сувениры.
Программа разработана на 1год обучения, в объеме 16 часов, по одному часу в неделю. Программа рассчитана на детей в возрасте 9-13 лет.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы:
Вводное занятие;
Правила безопасности труда;
Аппликация из кругов;
Бумажные трубочки;
Пластичная полоска.
Программа предусматривает проведение традиционных занятий, дидактических игр, бесед, практических занятий.
Изучение данного курса имеет интегрированный характер, что осуществляется меж предметными связями с математикой, с развитием речи, с окружающим миром, с изобразительным искусством, ручным трудом, конструированием.
В результате прохождения программного материала воспитанник:
Имеет представление о:
линейных и плоскостных фигурах;
начальных математических отношениях;
навыках группового и парного взаимодействия в детском коллективе;
навыках создания начальных социальных отношений;
навыках интеграции собственного и чужого поведения.
знает:
основные геометрические понятия;
базовые формы оригами;
приемы вырезания;
образцы видов бумаги и картона;
цветовую гамму;
инструкционные карты.
умеет:
следовать устным инструкциям;
создавать изделия оригами;
пользоваться инструкционными картами;
следить за показом педагога;
выполнять работы по образцу.
владеет:
знаниями, о видах бумаги;
знаниями, связанными с использованием бумаги в быту;
При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, открываются перспективы для развития инициативы, пробуждаются положительные эмоции, вдохновляется, активизируется детская мысль, внимание, память.
Оценка знаний и умений воспитанников проводится посредством:
изготовление поделок;
участие в выставках детских работ в учреждении, школе, ДК и др.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
Количество учебных часов
всего
теория
практика
Форма контроля
1.
1.1
Раздел 1. Вводное занятие.
Введение в учебную программу.
Знакомство с видами бумаги.
2
1
1
тест
2.
2.1
Раздел 2.Правила безопасности труда
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.
Изготовление закладки.
2
1
1
тест,
готовая работа
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Раздел 3 «Аппликация из кругов»
Сюжет «Рыбки »
«Птица»
«Крокодил Гена»
«Новогодняя елка»
«Дед Мороз»
5
1
1 1 1
1
образец,
образец,
общая работа,
схема
презентац.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
Раздел 4 «Бумажные трубочки»,
«Конусы»
«Красивый цветок»
«Стрекоза»
«Лягушка»
«Герои сказок»
«Совенок»
5
1 1
1
1
1
самостоя-тельная работа,
образцы
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
Раздел 5 «Пластичная полоска»
Изготовление открытки «Белая лилия».
«Корзина с цветами».
«Цветы из гофрированной бумаги».
«Уж верба вся пушистая».
«Лисенок».
«Лебединое озеро». Коллективная работа.
«Белочка»
7
1 1 1 1 1 1
1
образец,
выставка,
образцы-схемы,
образец,
образец,,
презента-
ция
выставка.
6
Итоговое занятие.
Подготовка к выставке работ
«Город мастеров».
1
1
1
выставка
Всего по разделу
22
2
20
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие.(2 часа)
1.1. Введение в учебную программу. Знакомство с видами бумаги
Теория: Введение в учебную программу, знакомство с картоном, гофрированной бумагой, калькой, фольгой и т.д.
Практика: рассматривание видов бумаги, элементарный опыт.
Раздел 2. Правила безопасности труда. (2 часа)
2.1.Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление закладки.
Теория: Познакомить с правилами работы ножницами, клеем. Соблюдение норм безопасного труда и личной гигиены.
Практика: изготовление закладки для книги из геометрических фигур (треугольники, квадраты, круги).
Раздел 3. Аппликация из кругов (5часов)
3.1. Сюжет «Рыбки».
Теория: Беседа о разнообразии и многообразии обитателей рек, морей, океанов - рыбах. Основные части строения туловища, головы, плавников. Геометрические фигуры, используемые при составлении композиции. Последовательность выполнения работы (голова, туловище, плавники, хвост)
Практика: изготовление общей композиции «Подводное царство»,вырезание кругов разного размера и цвета, наложение их на фон.
3.2. «Птица».
Теория: Беседа о видах птиц, какие относится к домашним, перелетным. Рассматривание иллюстраций различных по своему внешнему виду и строению туловища птиц. Геометрическая фигура круг, используемая при выполнении аппликации птица.
Практика: вырезание деталей, составление аппликации из кругов, изображая птицу. Выставка творческих работ.
3.3. «Крокодил Гена».
Теория: Беседа о сказочных героях, рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца, выделение размеров кругов и их количества для определенной части фигуры
Практика: изготовление сказочного героя по образцу и составление общей композиции
3.4. «Новогодняя елка».
Теория: Рассматривание иллюстраций и беседа о главном атрибуте новогоднего праздника - елке. Рассматривание образца и выделение основных размеров кругов, сравнение с размерами геометрических форм.
Практика: изготовление елки по схеме.
3.4. «Дед Мороз».
Теория: Рассматривание иллюстраций и беседа о главном атрибуте новогоднего праздника – Дед Морозе. Рассматривание образца и последовательности выполнения работы на презентации, выделение основных размеров кругов, сравнение с размерами геометрических форм.
Практика: изготовление фигурки Деда Мороза по схеме.
Раздел 4. «Бумажные трубочки», «Конусы» (5часов)
4.1. «Красивый цветок».
Теория: Рассматривание видов работ выполненных из бумажных трубочек. Подбор бумаги по цветовой гамме.
Практика: изготовление бумажных трубочек, выполнение работы на предложенную тему по желанию. Оформление работ для показа.
4.2. «Стрекоза».
Теория: Рассматривание различных композиций и видов работ, выполненных в технике «Бумажные трубочки». Использование разных видов бумаги и разной величины трубочек по диаметру в одной работе.
Практика: размещение мелких и крупных трубочек по вырезанному силуэту.
4.3. «Лягушка».
Теория: рассматривание образца работы выполненной из трубочек. Использование одного цвета бумаги , но разных размеров трубочек.
Практика: размещение и выполнение работы по своему усмотрению. Оформление работы для показа.
4.4. «Герои сказок».
Теория: рассматривание образца работы выполненной из конусов. Использование бумаги разного цвета и качества для конусов и оформления внешнего вида.
Практика: размещение и выполнение работы по своему усмотрению. Оформление работы для показа. Показ настольного театра малышам.
4.5. «Совенок».
Теория: рассматривание образца работы выполненной из конусов. Использование одного цвета бумаги, но разных размеров трубочек.
Практика: размещение и выполнение работы по своему усмотрению. Оформление работы для показа.
Раздел 5. «Пластичная полоска» (7часов)
5.1. Изготовление открытки «Белая лилия».
Теория: Знакомство с цветком лилия, рассматривание различных видов лилий – садовые, водные. Обратить внимание на расположение лепестка, листьев.
Практика: изготовление трафаретов частей цветка из картона, на основе трафарета вырезание деталей цветка, выполнение аппликации из изготовленных деталей, придавая объем лепесткам лилии. Учить закручивать лепестки с помощью ножниц.
5.2. «Корзина с цветами».
Теория: Знакомство с садовыми цветами. Основные части цветка – пестик, тычинки, лепестки, стебель, лист. Геометрические фигуры, используемые при изготовлении работы.
Практика: работа по шаблону, формирование корзины по линиям сгиба, склеивание корзины. Самостоятельное наполнение ее цветами разной формы и цвета.
5.3. «Цветы из гофрированной бумаги».
Теория: Рассматривание образцов цветов, выполненных из гофрированной бумаги, простой способ гофрировки бумаги - перегибание ее плоскостей вперед и назад. При изменении формы листа можно изготовить различные поделки: веер, ромашку, листья, крылья бабочек,
Практика: изготовление работы по замыслу. Подарки для сотрудников детдома.
5.4. «Уж верба вся пушистая».
Теория: Рассматривание различных видов деревьев и кустарников- расположение листвы и цветков, закрепление знаний о симметричном вырезании.
Практика: работа из бумаги, салфеток. Подготовка к выставке «Светлый праздник Пасха».
5.5. «Лисенок».
Теория: Стихи, загадки, дидактическая игра на закрепление знаний о диких животных. Повторить и закрепить все изученные приемы работы с бумагой, развивать чувство цвета и композиции
Практика: самостоятельная работа.
5.6. «Лебединое озеро». Коллективная работа.
Теория: Рассматривание лебедей (слайды), форма и размер основных частей туловища птицы.
Практика: знакомство с квиллингом. Оформление работы в коллективное панно.
5.7. «Белочка».
Теория: Стихи, загадки, дидактическая игра на закрепление знаний о детенышах. Повторить и закрепить все изученные приемы работы с бумагой, развивать чувство цвета и композиции
Практика: самостоятельная работа.
6. Итоговое занятие (1час).
Теория: Повторить и закрепить виды бумаги, способы выполнения работ из бумаги.
Практика: оформление лучших работ для выставки «Город мастеров».
Методическое обеспечение
Раздел 1.Вводное занятие. Введение в учебную программу(2часа).
Волкова, С.И.Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование [Текст] / С.И. Волкова – М.: Просвещение, 2004. – 142 с.
Кулакова, Л.Ю. Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия [Текст] / Л.Ю. Кулакова. – М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
Коптев, В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования [Текст] /В.П. Коптев - Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
Мойе, С.У. Занимательные опыты с бумагой [Текст] / С.У.Мойе – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
Пищикова, Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике [Текст] Н.Г. Пищикова– М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
Уолтер, Х. И. Узоры из бумажных лент [Текст] /Х. И. Уолтер – М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе [Текст] / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
Литература для детей
Агапова, И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. [Текст] И.А. Агапова – М.: Изд-во Лада, 2007.– 240 с.
Агапова, И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. [Текст] / И.А. Агапова – М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
Волкова, С.И. Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся начальной школы. [Текст] / С.И.Волкова – М.: Просвещение, 2004. – 95 с.
Долженко, Г.И. 100 поделок из бумаги. [Текст] / Г.И.Долженко – Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
Иванова, Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. [Текст] / Л.В.Иванова М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.
Лазарева, Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги. [Текст] / Н.М.Лазарева – СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
Форлин, М. О. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера [Текст] /М.О. Форлин.– М.: Арт – Родник, 2007. – 30 с.