Конспект презентации из опыта работы на тему: "Игра и труд"
Конспект презентации из опыта работы на тему: "Игра и труд"
ГККП Детский / сад №3
Презентация из опыта работы.
На тему: «Игра и труд – как интегрированное
средство воспитания
дошкольников»
Подготовила: воспитатель первой категории
Емельяненкова С.В
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Между игрой и трудом существует тесная связь.
Чтобы труд не навязывать ребенку, мы связываем его с сюжетной игрой. Отправляться в путешествие на грязном паровозике или корабле не очень приятно, поэтому мальчишки натрут вагончики, начистят палубу на корабле, приведут в порядок машины и отправляются в путь. Или наоборот: вернувшись с далекого плаванья, командировки ребята приводят транспорт в порядок.
Предлагая детям игровые ситуации, трудовые действия возникают сами собой: ждем гостей – девочки приводят в порядок свой домик: подметают дорожки, убирают мусор, накрывают на стол.
Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Заинтересовать ребенка можно только в игре, так как игра является основным видом деятельности дошкольника.
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Наша задача не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст это ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Правильно организованный труд привлекает детей, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях. Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Отличие игры от работы состоит только в том, что «.работа есть участие человека в общественном производстве. в создании материальных, культурных,иначе говоря, социальныхценностей.Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер. В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами, придавая им сюжетно – ролевый характер. Я принимала роль куклы на себя и действовала от её лица. В гостях кукла Катя, которая хочет ходить в детский сад, но ничего о нём не знает. Я от лица куклы прошу её научить всему, что умеют дети. Кукла сопровождала детей во всех режимных моментах: умывалась, ела, играла, занималась.
Особенно ярко прослеживается связь игры и труда в занятиях по лепке, аппликации, конструированию и ручным трудом, так как дети изготавливают различные поделки (труд), а затем очень быстро переходят к обыгрыванию этих поделок и наоборот, детям предлагается игра, а в неё включаются элементы труда. Так дети играли в «Зоопарк»: кормили зверей, убирали территорию. Я предложила детям смастерить вольеры, клетки и поместить туда животных. Дети с удовольствием мастерили зоопарк из конструктора, распределяли между собой роли ( строителя, рабочего, директора). Девочки заинтересовывались тем, как в зоопарке выхаживают детёнышей животных.
Мальчики принимали на себя роль водителей и привозили на игрушечных машинах корм для зверей.
Отправляясь с детьми в Играй – город побывали на улице строителей. Там их встречал главный строитель города Строителюс, который дал детям задание: построить домики для жителей. Дети перечисляли название разных профессий, строили из конструктора дома. Затем приклеивали над каждым домиком флажки с эмблемой хозяина: врач, художник, и.т.д
В игре, как и в труде, развивается активность, самостоятельность, инициатива ребят. Как в игре, так и труде дети переживают ситуацию, в которой они оказались, глубоко и серьезно. Для малышей всё, что происходит в игре, имеет не менее серьезное значение, чем происходящее в жизни. Очень часто бывает, так, что в труде они претворяют игровые замыслы. А в игру переносят увиденные жизненные ситуации.
Именно в игре происходит реализация замыслов и возможностей ребенка. В ней он может проявить фантазию, замещая реальные предметы воображаемыми (стульчик - машина, листики — деньги и т.п.).Другими словами — проявляется способность ребенка к творческому преобразованию действительности. В этой способности и заключается основное значение игры.
Мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые испытывает ребенок к значимым для него событиям. Мотивы труда то же связаны с детскими переживаниями, волнениями, преодолениями. Но главным мотивом труда все, же является выполнение задач деятельности, направленной на достижение результата.
Игры по ознакомлению с трудом взрослых
Очень часто в игру взрослые включают трудовые действия. Трудовые действия я часто включаю в строительные игры. Например, можно попросить ребенка построить домик для куклы, у которой сегодня День рождения. А если у вас к ребенку пришли гости, можно предложить им приготовить обед для куклы, у которой День рождения. Вот здесь вы увидите поистине разгул фантазии и увлечения, как это увидела я. Дети придумали и сделали для куклы подарок (они ей сделали красивую прическу и спели каравай), а стол накрыли праздничный, где были торт — украшенная шкатулочка, конфеты - красиво свернутые бумажные фантики, печенье – в виде лепешечек из пластилина и т.п.). Девочки работали с большим увлечением, проявили много выдумки. День рождения куклы прошел ярким событием.
Игры о труде взрослых
Знакомлю, детей с различными видами трудовой деятельности взрослых. Это всем известные и наиболее доступные игры: «Магазин», где дети знакомятся с трудом: продавца, грузчика, фасовщицы и т.д., «Парикмахерская», «Больница», Детский сад», «Гараж» и прочее. В них дети знакомятся с профессиями, материалом и оборудованием, необходимым для этих профессий, используя при этом имеющиеся атрибуты, предметы-заменители, строительный материал и т.п.
«Творим и мастерим!».
В моей мастерской открывается возможность для дошколят проявить творческие способности и оригинальность, побывать в мире фантазий и чудесных превращений разных предметов и материалов. Сколько открытий делает ребенок, исследуя предметы, природные объекты, давая им вторую жизнь!
Считаю, что творческие способности следует развивать с дошкольного возраста, когда у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому моя задача, как педагога удержать и развить этот потенциал, сформировать и развить детские способности. Занятия по ручному труду уникальная возможность для раскрытия творческих способностей.
Как сказал Ромен Роллан «Живет лишь тот, кто творит»
Мне близки эти слова, потому что творчество, в какой бы форме оно не проявлялось, делает жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, красивее.
Цель по ручному труду – это:
Развитие у детей творческих способностей через художественный труд.
В моей группе созданы все условия для творческой работы с различными материалами, в процессе которой дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду, а главное - дети получают огромное эмоциональное наслаждение и удовлетворение от интересной деятельности.
Работа в данном направлении дает мне свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
В моей творческой мастерской я организовываю деятельность так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занимательное дело увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением.
Посмотрите, как может произойти удивительное преобразование обычных предметов. Простые коробочки превращаются в тележки, на которых можно прокатить зверят, веревочки – в разноцветные бантики для украшения новогодней ёлочки, плоскостные фигурки из теста – нарядными игрушками. Они могут оживать и дарить радость детям!,
С помощью игровых технологий формирую гибкое оригинальное мышление. Главное для меня и моих воспитанников - желание побывать в мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и.т.д.
Я восторгаюсь, наблюдая, как мои воспитанники встают в позицию созидателя. Они творцы, мастера своего дела. Вложив в создание поделки свой труд, фантазию, выдумку – дети испытывают удовлетворение, гордость.
Я сам! Я мастер! Я творец! Я принес радость своим близким, родным! Все это формирует у ребенка чувство уверенности в себе, дает осознание своей важности, нужности окружающим, обществу.
Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами.
В работе по художественному труду дети получают опыт взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, что способствует развитию взаимного общения друг с другом.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество c педагогами и родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Мною был организован клуб с родителями «Очумелые ручки «, где мы вместе с детьми делали игрушки, атрибуты для ролевых игр, организовывали совместные выставки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект презентации из опыта работы на тему: "Игра и труд"»
ГККП Детский / сад №3
Презентация из опыта работы.
На тему: «Игра и труд – как интегрированное
средство воспитания
дошкольников»
Подготовила: воспитатель первой категории
Емельяненкова С.В
Трудолюбие и способность к труду не даются человеку от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Между игрой и трудом существует тесная связь.
Чтобы труд не навязывать ребенку, мы связываем его с сюжетной игрой. Отправляться в путешествие на грязном паровозике или корабле не очень приятно, поэтому мальчишки натрут вагончики, начистят палубу на корабле, приведут в порядок машины и отправляются в путь. Или наоборот: вернувшись с далекого плаванья, командировки ребята приводят транспорт в порядок.
Предлагая детям игровые ситуации, трудовые действия возникают сами собой: ждем гостей – девочки приводят в порядок свой домик: подметают дорожки, убирают мусор, накрывают на стол.
Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Заинтересовать ребенка можно только в игре, так как игра является основным видом деятельности дошкольника.
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Наша задача не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст это ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Правильно организованный труд привлекает детей, позволяет им осознавать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом, обучением на занятиях. Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между ними имеется общее и различное. А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра». Отличие игры от работы состоит только в том, что «...работа есть участие человека в общественном производстве... в создании материальных, культурных,иначе говоря, социальныхценностей.Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер. В младших группах многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами, придавая им сюжетно – ролевый характер. Я принимала роль куклы на себя и действовала от её лица. В гостях кукла Катя, которая хочет ходить в детский сад, но ничего о нём не знает. Я от лица куклы прошу её научить всему, что умеют дети. Кукла сопровождала детей во всех режимных моментах: умывалась, ела, играла, занималась.
Особенно ярко прослеживается связь игры и труда в занятиях по лепке, аппликации, конструированию и ручным трудом, так как дети изготавливают различные поделки (труд), а затем очень быстро переходят к обыгрыванию этих поделок и наоборот, детям предлагается игра, а в неё включаются элементы труда. Так дети играли в «Зоопарк»: кормили зверей, убирали территорию. Я предложила детям смастерить вольеры, клетки и поместить туда животных. Дети с удовольствием мастерили зоопарк из конструктора, распределяли между собой роли ( строителя, рабочего, директора). Девочки заинтересовывались тем, как в зоопарке выхаживают детёнышей животных.
Мальчики принимали на себя роль водителей и привозили на игрушечных машинах корм для зверей.
Отправляясь с детьми в Играй – город побывали на улице строителей. Там их встречал главный строитель города Строителюс, который дал детям задание: построить домики для жителей. Дети перечисляли название разных профессий, строили из конструктора дома. Затем приклеивали над каждым домиком флажки с эмблемой хозяина: врач, художник, и.т.д
В игре, как и в труде, развивается активность, самостоятельность, инициатива ребят. Как в игре, так и труде дети переживают ситуацию, в которой они оказались, глубоко и серьезно. Для малышей всё, что происходит в игре, имеет не менее серьезное значение, чем происходящее в жизни. Очень часто бывает, так, что в труде они претворяют игровые замыслы. А в игру переносят увиденные жизненные ситуации.
Именно в игре происходит реализация замыслов и возможностей ребенка. В ней он может проявить фантазию, замещая реальные предметы воображаемыми (стульчик - машина, листики — деньги и т.п.).Другими словами — проявляется способность ребенка к творческому преобразованию действительности. В этой способности и заключается основное значение игры.
Мотивы игры заключаются в разнообразных переживаниях, которые испытывает ребенок к значимым для него событиям. Мотивы труда то же связаны с детскими переживаниями, волнениями, преодолениями. Но главным мотивом труда все, же является выполнение задач деятельности, направленной на достижение результата.
Игры по ознакомлению с трудом взрослых
Очень часто в игру взрослые включают трудовые действия. Трудовые действия я часто включаю в строительные игры. Например, можно попросить ребенка построить домик для куклы, у которой сегодня День рождения. А если у вас к ребенку пришли гости, можно предложить им приготовить обед для куклы, у которой День рождения. Вот здесь вы увидите поистине разгул фантазии и увлечения, как это увидела я. Дети придумали и сделали для куклы подарок (они ей сделали красивую прическу и спели каравай), а стол накрыли праздничный, где были торт — украшенная шкатулочка, конфеты - красиво свернутые бумажные фантики, печенье – в виде лепешечек из пластилина и т.п.). Девочки работали с большим увлечением, проявили много выдумки. День рождения куклы прошел ярким событием.
Игры о труде взрослых
Знакомлю, детей с различными видами трудовой деятельности взрослых. Это всем известные и наиболее доступные игры: «Магазин», где дети знакомятся с трудом: продавца, грузчика, фасовщицы и т.д., «Парикмахерская», «Больница», Детский сад», «Гараж» и прочее. В них дети знакомятся с профессиями, материалом и оборудованием, необходимым для этих профессий, используя при этом имеющиеся атрибуты, предметы-заменители, строительный материал и т.п.
«Творим и мастерим!».
В моей мастерской открывается возможность для дошколят проявить творческие способности и оригинальность, побывать в мире фантазий и чудесных превращений разных предметов и материалов. Сколько открытий делает ребенок, исследуя предметы, природные объекты, давая им вторую жизнь!
Считаю, что творческие способности следует развивать с дошкольного возраста, когда у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому моя задача, как педагога удержать и развить этот потенциал, сформировать и развить детские способности. Занятия по ручному труду уникальная возможность для раскрытия творческих способностей.
Как сказал Ромен Роллан «Живет лишь тот, кто творит»
Мне близки эти слова, потому что творчество, в какой бы форме оно не проявлялось, делает жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, красивее.
Цель по ручному труду – это:
Развитие у детей творческих способностей через художественный труд.
В моей группе созданы все условия для творческой работы с различными материалами, в процессе которой дети создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов учитываются эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду, а главное - дети получают огромное эмоциональное наслаждение и удовлетворение от интересной деятельности.
Работа в данном направлении дает мне свободу творчества, и я, в свою очередь, стараюсь предоставить детям как можно больше самостоятельности, свободы самовыражения, творчества, поисков передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
В моей творческой мастерской я организовываю деятельность так, чтобы детям было интересно, а мне вместе с ними. Чтобы каждое занимательное дело увлекало, удивляло новизной и неожиданным решением.
Посмотрите, как может произойти удивительное преобразование обычных предметов. Простые коробочки превращаются в тележки, на которых можно прокатить зверят, веревочки – в разноцветные бантики для украшения новогодней ёлочки, плоскостные фигурки из теста – нарядными игрушками. Они могут оживать и дарить радость детям!,
С помощью игровых технологий формирую гибкое оригинальное мышление. Главное для меня и моих воспитанников - желание побывать в мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, лист, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и.т.д.
Я восторгаюсь, наблюдая, как мои воспитанники встают в позицию созидателя. Они творцы, мастера своего дела. Вложив в создание поделки свой труд, фантазию, выдумку – дети испытывают удовлетворение, гордость.
Я сам! Я мастер! Я творец! Я принес радость своим близким, родным! Все это формирует у ребенка чувство уверенности в себе, дает осознание своей важности, нужности окружающим, обществу.
Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами.
В работе по художественному труду дети получают опыт взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, что способствует развитию взаимного общения друг с другом.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество c педагогами и родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Мною был организован клуб с родителями «Очумелые ручки «, где мы вместе с детьми делали игрушки, атрибуты для ролевых игр, организовывали совместные выставки.