Рабочая программа творческой мастерской "Бумажные фантазии"
Рабочая программа творческой мастерской "Бумажные фантазии"
Данная программа может являться пособием для воспитателей и педагогов дополнительного образования. Она направлена на развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также для развития мелкой моторики, для становления правильной осанки, развития усидчивости и внимания, а так же развития художественного вкуса, чувства коллективизма, развитие трудовой и творческой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческой мастерской "Бумажные фантазии" »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей
(законных представителей) «Детский дом «Надежда города Белово»
ОБСУЖДЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения
Директор Детского дома
протокол № ___ "Надежда" города Белово
от «_____»__________2013г ____________________
руководитель МО________________ Е.Ю.Козлова
Л.Н. Юрлова
Бумажные фантазии
Рабочая программа творческой мастерской
Возраст детей 9-12 лет
Срок реализации 1 год
Белово
2014-2015
Автор составитель: Андреева Любовь Владимировна, воспитатель.
Данная программа может являться пособием для воспитателей и педагогов дополнительного образования. Она направлена на развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также для развития мелкой моторики, для становления правильной осанки, развития усидчивости и внимания, а так же развития художественного вкуса, чувства коллективизма, развитие трудовой и творческой активности.
Содержание
Пояснительная записка
4
Учебный план
9
Содержание программы
11
Методическое обеспечение программы
14
Список литературы для педагога
19
Список литературы для детей
20
Пояснительная записка
Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
Программа «Бумажные фантазии» разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.
Актуальность данной программы дополнительного образования детей определяется тем, что в последние годы у младших дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте младших школьников эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Конструирование из бумаги” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
Отличительные особенности и новизна программы.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.
Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные на занятиях, школьных уроках.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей
Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному и техническому творчеству и желание трудиться.
Программа состоит из разделов: «Вводное занятие», «Правила безопасности труда», ««Аппликация»», ««Бумажный комочек»», ««Пластичная полоска».
Программа разработана на 1год обучения, в объеме 16 часов, по одному часу в три недели. Программа рассчитана на детей 9-12 лет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Предполагается, что у ребенка, обучающегося по настоящей программе, будут сформированы:
а) правильные начальные математические представления о:
линейных и плоскостных фигурах;
начальных математических отношений.
б) необходимые для этого возраста коммуникативные и социальные навыки:
навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;
навыки создания начальных социальных отношений;
навыки интеграции собственного и чужого поведения.
Предполагается, что будет сформирован достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких познавательных процессов, как: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь. Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.
В результате освоения программы воспитанники
Знают:
основные геометрические понятия;
базовые формы оригами;
приемы вырезания;
образцы видов бумаги и картона;
цветовую гамму;
инструкционные карты.
Умеют:
следовать устным инструкциям;
создавать изделия оригами;
пользоваться инструкционными картами;
следить за показом педагога;
выполнять работы по образцу
В конце каждой учебной четверти оформляются выставки детских работ.
Учебно-тематический план
№
п/п
Название разделов и тем
Количество учебных часов
всего
теория
практика
Форма контроля
1.
1.1
1.2
Раздел 1
Вводное занятие. Введение в учебную программу.
Знакомство с видами бумаги.
1
1
тест
2.
2.1
2.2
Раздел 2
Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.
Изготовление закладки.
1
1
тест
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Раздел 3 «Аппликация»
Сюжет. “Строим дом”.
Наземный транспорт. “Автобус”.
Воздушный транспорт. “Самолет”.
Водный транспорт. “Кораблик”.
4
1
1 1 1
образец
4.
4.1
4.2
Раздел 4 «Бумажный комочек»
Большой белый комочек-зайка, снеговичок.
Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.
2
1 1
Самостоятельная работа
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
Раздел 5 «Пластичная полоска»
Изготовление открытки “Белая лилия”.
Корзина с цветами.
Цветы из гофрированной бумаги.
“Уж верба вся душистая”.
“Во поле березка стояла”.
“Космическая ракета”.
“Бабочки на лугу”. Коллективная работа.
7
1 1 1 1 1 1 1
образец
6
Итоговое занятие. Выставка работ
«Город мастеров».
1
1
игра
Итого часов
16
2
14
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие (1час).
Введение в учебную программу. Необходимо создать игровую мотивацию. Почтальон принес посылку – “волшебный сундучок”, в котором находятся образцы работ из бумаги, различные виды бумаги. Беседа с детьми для чего нужна бумага.
Раздел 2. Правила безопасности труда и личная гигиена (1час).
В игровой форме дети знакомятся с инструментами необходимые для аппликации – “чудо помощники”. Кисточка для клея – дети рассматривают ворс кисточки, ворсом набирают клей, клей – склеивают, наклеивают детали, клеенки - служат для намазывания клеем элементов аппликации, тряпочки – для примакивания аппликационных форм и остатков клея.
Практическая работа.
Изготовление закладки. Каждый ребенок сам пробует приклеить заготовленные педагогом элементы орнамента закладки (треугольники, квадраты, круги).
Раздел 3. Аппликация (4часа).
Аппликация основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закрепления их с помощью клея. Аппликация предполагает подбор предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.
Тема 3.1. Сюжет “Строим дом”.
На этом занятии дети работают с геометрическими фигурками, составляя из них изображение домика.
Практическая работа. Беседа о том, как ведется строительство дома. Последовательность работ (фундамент, стены, крыша). Игра в строителей из детского конструктора построим различные виды домов.
Тема 3.2. Наземный транспорт. “Автобус”.
На занятии дети составляют композицию из геометрических форм, изображая автобус. Тренируются срезать углы, закругляя их. Беседа о видах транспорта, рассматривание различных моделей автобусов.
Тема 3.3. Воздушный транспорт. “Самолет”.
На занятии дети рассматривают иллюстрации летательных аппаратов. Беседа о современных военных и пассажирских самолетах. Изготовление модели самолета и запуск ее в школьном дворе. Игра – чей самолет дальше улетит.
Тема 3.4. Водный транспорт. “Кораблик”. Дети вспоминают летний отдых на реке, какие лодки, катера видели. Почему лодки не тонут? Изготовление кораблика, на котором хотел бы отправиться в путешествие. Игра “Кто дольше проплывет?”
Раздел 4.«Бумажный комочек» (2часа)
Тема 4.1. Большой белый комочек – зайка, снеговичок.
Практическая работа. Для изготовления бумажного комочка нужна тонкая бумага. Работа выполняется без ножниц. В смятой в комочек бумаге можно рассмотреть ягненка, зайчонка, снеговика и мн. др.
Тема 4.2. Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.
Практическая работа. Дети формируют цветные комочки их креповой бумаги, затем приклеивают на выбранный силуэт.
Раздел 5. «Пластичная полоска»(7час)
Тема5.1. Изготовление открытки “Белая лилия”. Основа картон в форме сердечка – лист лилии, лилия состоит из трех белых цветков с 8 лепестками.
Практическая работа. На занятиях важно научить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Придавая объем лепесткам лилии учатся закручивать лепестки с помощью ножниц.
Тема 5.2. Корзина с цветами.
Практическая работа. Корзину дети обводят по шаблону, формируют ее по линиям сгиба, затем склеивают бока корзины. Самостоятельно наполняют ее цветами.
Тема 5.3. Цветы из гофрированной бумаги.
Практическая работа. Простой способ гофрировки бумаги состоит в перегибании ее плоскостей вперед и назад. При изменении формы листа можно изготовить различные поделки: веер, ромашку, листья, крылья бабочек.
Тема 5.4. Уж верба вся душистая.
Практическая работа. На занятии при выполнении аппликации дети закрепляют умения в симметричном вырезании и аппликация из бумажных комочков.
Тема 5.5. Во поле березонька стояла.
Практическая работа. На занятии повторяют и закрепляют все изученные приемы вырезания, развивают чувство цвета и композиции.
Тема 5.6. Космическая ракета.
Практическая работа. Рассказ о космосе, беседа о воздушных видах транспорта, рассматривание иллюстраций космических кораблей. Игра “Что должен знать и уметь космонавт”. На синем картоне набрызгом нанесены желтые пятна, имитирующие звезды дети самостоятельно рисуют и вырезают силуэт ракеты..
Тема 5.7. “ Бабочки на лугу”. Коллективная работа.
Практическая работа. На занятии дети выполняют аппликацию бабочки, осваивая новый прием – вплетение деталей (крыльев).
Раздел 6. Итоговое занятие (1час).
Итоговое занятие. Выставка работ «Город мастеров».
Методическое обеспечение программы
1.Вводное занятие. Введение в учебную программу(1час).