Просмотр содержимого документа
«Старшая группа (программа по обучению грамоте)»
Пояснительная записка
Рабочая программа по обучению грамоте для старшей группы разработана на основе примерной программы дошкольного образования, авторской программы Васильевой, Гербовой, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта дошкольного образования.
В старшем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
К концу года дети старшей группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова - антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
- Складывать (читать) открытые и закрытые слога и простые слова
- Подбирать к существительным несколько прилагательных, заменять слово другим словом со сходным значением.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
1.
Развивающая речевая среда
10 ч.
2.
Формирование словаря
13 ч.
3.
Звуковая культура речи
16 ч.
4.
Грамматический строй речи. Словообразование. Подготовка к чтению.
16 ч.
5.
Связная речь. Риторика.
13 ч.
Итого: 68 часов
Литература и средства обучения.
Основные пособия по УМК
Дополнительные пособия
Для учителя
Для обучающихся
Для учителя
Для обучающихся
Перспективный план
Картинки
Тетрадь
Поурочное планирование по обучению грамоте.
Тетрадь «Раз – словечко, два – словечко» под ред. Е. В. Колесникова
Содержание рабочей программы
№
Наименование раздела
Количество
часов
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки детей
1.
Развивающая речевая среда
10 ч
Расширение представлений о многообразии окружающего мира. Развитие логичности и понятности суждений и высказываний. Развитие любознательности.
В конце изучения раздела дети должны: - логично излагать свои рассуждения и высказывания.
2.
Формирование словаря
13 ч
Пополнение и активизация детского словаря. Расширение представлений о предметах, явлениях, событиях. Учить использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, упражнять в подборе существительных к прилагательным, слов со сходным и противоположным значением.
В конце изучения раздела дети должны: - использовать в своей речи как можно больше слов различных частей речи.
3.
Звуковая культура речи
16 ч
Закреплять отчетливое и соответствующее нормам русского литературного языка произношение всех звуков. Развитие голосового аппарата детей, учить регулировать силу голоса, выделять голосом заданный звук из звукового окружения. Совершенствование отчетливого произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений. Развитие фонематического слуха: совершенствовать умение различать на слух все звуки родного языка, учить вычленять звук из звукового и словесного окружения, выделять его голосом. Закреплять умение называть слова с определенным звуком, учить выбирать их из текста. Закреплять умение называть и определять место звука в слове. Учить слышать и дифференцировать гласные и согласные звуки в словах и слогах. Проводить звуковой анализ слова: определять порядок и последовательность звуков в слове, их количество, определять по глухости и звонкости, твердости и мягкости согласные. Совершенствование интонационной выразительности речи.
В конце изучения раздела дети должны: - отчетливо произносит гласные и согласные звуки русского языка, определять позицию звука в слове. Составлять предложения. Делить слова на слоги. Давать характеристику согласным звукам. Определять позицию звука в слове.
4.
Грамматический строй речи. Словообразование. Подготовка к чтению.
16 ч
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать в речи существительные во множественном числе, предлоги. Побуждать активно, употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Обобщение знаний о понятии слова, того, что слово состоит из звуков, делится на слоги, имеет смысл. Закрепление представлений о том, что слова бывают разные. Отвечают на разные вопросы. Составлять предложения из заданного числа слов, определять порядок и количество слов в предложении. Формировать навыки слогового плавного чтения слогов и небольших слов.
В конце изучения раздела дети должны: - правильно использовать в речи части речи. Составлять и употреблять в речи различные виды предложений. Читать открытые и закрытые слоги и простые слова.
5.
Связная речь. Риторика.
13 ч
Совершенствование диалогической речи: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, и задавать их. Развитие монологической речи, составление рассказов на различные темы. Говорить: красиво, увлекательно, убедительно, искусно.
В конце изучения раздела дети должны: - уметь беседовать, задавать и отвечать на вопросы. Правильно и красиво строить предложения.