Речь – одна из основных линий развития ребенка. Формирование правильной речи у детей – сложный процесс. К моменту поступления в школу ребенок должен научиться управлять своими органами речи, четко произносить звуки, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, развитый речевой слух (который может в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в старших группах детского сада.
Программа разработана с учетом основных целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования (Программа воспитания и обучения в детском саду /автор М.А. Васильева. – М., 2006).
При составлении плана учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей, а так же требования к организации учебных занятий, утвержденные новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ
Цель программы: формирование всех сторон речи ребенка.
Задачи:
Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук).
Различение и отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Знакомство с фонетическим разбором слова: умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове.
Знакомство с характеристикой гласных и согласных звуков.
Знакомство с буквами русского алфавита.
Определение на слух количества предложений в коротком тексте.
Предполагается к концу года:
- правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные свистящие;
- находить место звука в слове (начало, середина, конец);
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- знать буквы русского алфавита;
- выделять в речи предложение, как словесную единицу.
Форма работы – по подгруппам
Взаимодействие с родителями.
Предоставление информации о текущей работе.
Обсуждение домашних заданий.
Совместная работа по изготовлению наглядных пособий.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Предполагаемый результат
К концу года дети должны:
- знать и употреблять понятия «звук», «слог», «предложение»;
- знать алфавит (порядок букв и их название);
- различать гласные и согласные звуки;
- составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- правильно ставить ударение в словах;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (точка, восклицательный знак, вопросительный знак
Литература:
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2000.
Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. – М.: Просвещение, 2006.
А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребенок?».
Просмотр содержимого документа
«План программа по развитию речи "Звукоград" »
Пояснительная записка
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Формирование правильной речи у детей – сложный процесс. К моменту поступления в школу ребенок должен научиться управлять своими органами речи, четко произносить звуки, правильно строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, развитый речевой слух (который может в основе профилактики дисграфии и дислексии, четкая артикуляция звуков родного языка, (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в старших группах детского сада.
Программа разработана с учетом основных целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования (Программа воспитания и обучения в детском саду /автор М.А. Васильева. – М., 2006).
При составлении плана учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей, а так же требования к организации учебных занятий, утвержденные новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ (утверждены 25.03.03).
Цель программы: формирование всех сторон речи ребенка.
Задачи:
Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук).
Различение и отчетливое произношение всех звуков родного языка.
Знакомство с фонетическим разбором слова: умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество звуков и букв в слове.
Знакомство с характеристикой гласных и согласных звуков.
Знакомство с буквами русского алфавита.
Определение на слух количества предложений в коротком тексте.
Предполагается к концу года:
- правильно и четко произносить все гласные звуки, простые согласные свистящие;
- находить место звука в слове (начало, середина, конец);
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- знать буквы русского алфавита;
- выделять в речи предложение, как словесную единицу.
Тематическое планирование
№ п.п.
Темы занятия
Кол-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Звуки вокруг нас
Слово
Звук [ а ] и буква А а
Звук [ у ] и буква У у
Звук [ и ] и буква И и
Звук [ э ] и буква Э э
Звук [ о ] и буква О о
Звук [ ы ] и буква Ы ы
Слог
Ударение
Предложение
Звуки [м - м’] и буква М м
Звуки [н - н’] и буква Н н
Звуки [б - б’] и буква Б б
Звуки [п - п’] и буква П п
Звук [ j ] и буква И и
Сочетание звуков [ j а ] и буква Я я
Сочетание звуков [ j у ] и буква Ю ю
Сочетание звуков [ j о ] и буква Ë ë
Сочетание звуков [ j э ] и буква Е е
Звуки [в - в’] и буква В в
Звуки [ф - ф’] и буква Ф ф
Звуки [т - т’] и буква Т т
Звуки [д - д’] и буква Д д
Звуки [к - к’] и буква К к
Звуки [г - г’] и буква Г г
Звуки [х - х’] и буква Х х
Звуки [с - с’] и буква С с
Звуки [з - з’] и буква З з
Звук [ ц ] и буква Ц ц
Звук [ ш ] и буква Ш ш
Звук [ ж ] и буква Ж ж
Звук [ ч ] и буква Ч ч
Звук [ щ ] и буква Щ щ
Звуки [л - л’] и буква Л л
Звуки [р - р’] и буква Р р
Буквы ь и ъ
Состав слова. Анализ предложения.
Звук и буква. Слог слова.
Звуковой и слоговой анализ слов.
Виды предложений.
Общая структура языка.
Итоговое занятие.
1
3
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
Форма работы – по подгруппам
Взаимодействие с родителями.
Предоставление информации о текущей работе.
Обсуждение домашних заданий.
Совместная работа по изготовлению наглядных пособий.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций.
Предполагаемый результат
К концу года дети должны:
- знать и употреблять понятия «звук», «слог», «предложение»;
- знать алфавит (порядок букв и их название);
- различать гласные и согласные звуки;
- составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
- правильно ставить ударение в словах;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (точка, восклицательный знак, вопросительный знак
Литература:
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2000.
Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е. Тимощук. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. – М.: Просвещение, 2006.
А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребенок?».