Просмотр содержимого документа
«Современные формы и методы в работе с родителями »
Папка
«Работа
с
родителями»
Содержание:
1. Сведения о родителях учащихся __ класса 20__ - 20__ уч.г.
2. Участие родителей в жизни класса (памятка).
3. Полезная информация для родителей (список учителей-предметников, расписание уроков и звонков, телефоны и др.).
4. Планирование работы с родителями учащихся __ класса на 20___ - 20___ учебный год.
5. Члены родительского комитета класса.
6. Посещаемость родительских собраний в __ классе.
7. Протоколы родительских собраний (с приложениями).
8. Консультации для родителей.
9. Инструктаж для родителей.
10. Анкеты для родителей
11. Памятки для родителей.
12. Другие материалы для исследования семьи (тесты, опросники и пр.).
Участие родителей в жизни класса
1. Посещение родительских собраний
2. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе с помощью следующих форм
деятельности:
- дни творчества детей и родителей через проектную деятельность
- внеклассные мероприятия
- помощь в организации и проведении внеклассных дел
- помощь в укреплении материально-технической базы класса
- шефская помощь
3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
- участие родителей класса в работе совета школы
- участие родителей класса в работе родительского комитета
В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями и третьими лицами, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости . Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, клубов, секций и пр.
Родителей можно привлекать к проведению классных и информационных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они работают.
Родители могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть полноценными участниками спортландий, творческих конкурсов и т.п. Родители участвуют в организации и проведении огоньков, дискотек и праздничных вечеров.
Материальная помощь родителей в классе заключается в ремонте классной мебели, самого классного помещения, приобретении пособий для обучения учащихся данного класса.
По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и отдельными учащимися.
Родители, участвующие в жизни класса, принимающие участие в организации процесса обучения и воспитания, традиционно поощряются грамотами, благодарственными письмами, медалями, шутливыми сувенирами, дипломами, а также самостоятельно изготовленными учащимися формами поощрения.
ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
Правила дорожного движения:
1. При переходе через дорогу взрослый обязан держать ребенка за руку.
2. Переходить дорогу с ребенком только в специально отведенных местах (по пешеходным и подземным переходам).
3. Родители обязаны научить ребенка различать дорожные знаки («дети», «пешеходный переход», «подземный переход», «место остановки автобуса»).
4. Родители на собственном примере должны демонстрировать ребенку правила поведения на проезжей части.
5. Если у ребенка велосипед, родителям необходимо научить ребенка кататься только в специально отведенных для этого местах (детских площадках, далеко от проезжей части).
Правила поведения в транспорте:
1. Родители обязаны входить в транспорт, взяв ребенка за руку.
2. Следить за тем, чтобы ребенок крепко держался за поручень и не стоял у дверей.
3. Не допускать, чтобы ребенок высовывал руки и голову в открытые форточки транспортного средства.
4. При выходе из транспорта, держать ребенка за руку.
5. В случае если пешеходный переход расположен вблизи автобусной остановки, выйдя из транспорта, родитель и ребенок обязаны дождаться его отправления и только после этого совершать переход. Помните: автобус и троллейбус обходить следует сзади, трамвай спереди.
Ребенок на улице:
1. Не следует отпускать ребенка на самостоятельные прогулки.
2. Родители обязаны объяснить ребенку правила поведения с посторонними людьми.
3. В местах повышенного скопления людей в кармане у ребенка должен быть подробный адрес и телефон на случай, если ребенок потеряется (лучше, если ребенок будет наизусть знать свой домашний адрес, ст.метро, номер домашнего и мобильных телефонов родителей).
4. Не следует доверять ребенка малознакомым людям.
5. Родители обязаны объяснить ребенку опасность приближения к дворовым животным (кошкам, собакам).
6. Особое внимание обращать на машины во дворах.
Ребенок дома:
1. Родители должны научить ребенка правильно обращаться с колющими и режущими предметами, а также с электроприборами. В момент обращения с такими предметами ребенок должен находиться под присмотром взрослого.
2. На электророзетки необходимо поставить специальные заглушки.
3. Ребенок должен знать телефоны 01, 02, 03, для возможности использования его в экстренной ситуации.
4. Моющие и дезинфицирующие средства, медицинские препараты (таблетки, градусник), а так же спиртосодержащие и кисло-щелочные растворы (уксус) следует держать в недоступном для детей месте.
5. Опасными предметами в квартире могут быть и окно, зажигалки, спички, плита.
6. Оставляя ребенка дома, родители обязаны научить ребенка не открывать двери посторонним, не разговаривать с людьми, находящимися за дверью, знать номера телефонов службы спасения, родителей и соседей.
НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА!
Ребенок и водоем:
1. Во время отдыха вблизи водоема дети должны находиться под постоянным, бдительным присмотром родителей.
2. Во время купания ребенок должен иметь надувные спасательные средства.
3. Не следует брать детей в лодки и отплывать далеко от берега.
4. Если на приусадебном участке находится колодец, он должен закрываться плотной крышкой, недоступной для детского пользования.
РОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ УМЕТЬ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ!
Родители обязаны уметь сохранять здоровье своих детей в различное время года, одевать детей по погоде, соблюдать режим дня, ежедневно совершать прогулки. КРОМЕ ТОГО, создавать в своем доме положительную психологическую атмосферу, ежедневно уделять внимание ребенку (читать, играть в настольные и подвижные игры, игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и пр.).
Как помочь ребёнку хорошо учиться?
Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:
принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.
«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили).
Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.
Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.
Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?
Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребенок не может сконцентрировать свои силы на учебе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и то же плохо выученное домашнее задание. Ребенок должен просто справляться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе развил по возможности свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребенок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентацией, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Не надо сразу связывать планы перестройки с теми предметами, где ваш ребенок едва справляется с программой. Надо хвалить за каждый, даже самый скромный успех: «Сегодня уже 6 ошибок, а не 8». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямы, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель внимателен к ним. Они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или саду. И как часто дети, у которых были трудности в учебе, потом прекрасно проявляют себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребенок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Но нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе. Кроме того, решающую роль играет отношение к учебе родителей, их пример (повышение квалификации, курсы…). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?
Помощь родителей идет в трех направлениях: родители организуют режим дня; проверяют домашнее задание; приучают детей к самостоятельности.
Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости.
Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просит сына или дочь помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок: уроки – посылают в магазин, читает – полить цветы. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Поэтому – «Не пойду я!». Вы должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу (через 10 минут дочитай страницу…). Если это войдет в систему (всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое) то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца. Все эти факты важно учитывать, так как у детей начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.
Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, ваша главная задача – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.
Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий (ГПД). Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.
Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Можно давать дополнительные задания, но количество и содержание должно быть согласовано с учителем.
Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:
1 класс – 1 час 2 класс – 1-1,5 часа 3 класс – 1,5 – 2 часа 4 класс – 1,5 – 2 часа
Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.
Чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).
Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Иногда с первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб – плохо с письмом. Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А у детей с задержками речевого развития, с нарушением устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма – плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы. Как же бороться с этими трудностями? Прежде всего посоветоваться с логопедом.
И, наконец, что делать, если ребенок не любит читать. (Умение читать имеет большое значение для успешного обучения. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее прочитать). Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу. Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг для чтения. Некоторые родители думают, что любое чтение полезно, а другие, что за чтением должны следить учитель, библиотекарь, но не они. Да, они за этим следят, но не всегда могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Для каждого возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям» (в библиотеках).
Должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что они не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят за развитием сюжета. Такое чтение вырабатывает привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, рассуждение автора.
Надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, о природе… Но в то же время надо и учитывать индивидуальные интересы детей (приключенческая литература).
Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе (на уроках естествознан6ия, истории). Необходимо упражнять ребенка в чтении вслух, чтобы можно было контролировать правильность чтения.
Книги на первых порах должны быть с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если затрудняетесь в выборе книги, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.
В воспитании любви к книге могут сыграть положительную роль и внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с друзьями – все это вызывает у детей интерес к книге. Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.
Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.
Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге. Нужно воспитывать культуру общения с книгой. Надо приучить детей беречь книги. Необходимо соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки, свет от нее не должен попадать в глаза, а на поверхность стола, где лежит книга.
В заключение об установках. Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Вера в непогрешимость, справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…». Взрослые люди способны осознавать и контролировать, многое подвергать сомнению, ставя защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами (Курить вредно, но хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем одинаковое в жизненных сходных ситуациях. Задумывались ли вы, какие установки давали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Негативные установки
Позитивные установки
Ты всегда, как твой папа!
Сколько сил я тебе отдала, а ты…
Не твоего ума дело…
Бог тебя накажет.
Ты плохой.
Какой у нас папа молодец!
Я люблю, понимаю, надеюсь на тебя.
Твое мнение всем интересно
Бог тебя любит.
Я тебя люблю любого.
Этот список можно продолжить. Подумайте, какие установки мешают вам жить, и не давайте их своим детям.
Вспомните, как часто вы говорите детям: «Я сейчас занята!», «Посмотри, что ты натворил!», «Когда же ты научишься?», «Сколько раз я тебе говорила!», «Ты сведешь меня с ума!», «Встань в угол!», «Уйди от меня!» Все эти словечки крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А такие установки ласкают душу ребенка: «Я помогу тебе!», «Расскажи мне, что с тобой», «Что бы мы без тебя делали?», «Я радуюсь твоим успехам!».
Чувство вины и стыда ни в коей мере не поможет ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, просто надо успокоить.
Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Поэтому в процессе воспитания детей многое зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Адаптация в школе – очень важный момент, к которому нужно отнестись серьезно. От того, насколько успешно она пройдет, зависят качество учебы ребенка, отношения с окружающим миром. Не стоит давить на ребенка и требовать от него только отличной учебы. Дайте ему понять, что в любом случае вы будете его любить так же, как и раньше.
Возьмите за правило: первое время вместе с ребенком, а затем контролируя его, пока он привыкнет делать сам, каждый вечер проверять – все ли находится в ранце. Это научит малыша соблюдать порядок в ранце.
Приучайте ребенка к опрятности, умению аккуратно есть, достаточно быстро переодеваться, иначе в школе малыш может стать объектом насмешек.
Следите за осанкой. Не забывайте о режиме дня. Ложиться спать в 21.00. или в 21.30. Иначе не выспавшийся ребенок вряд ли будет хорошим и примерным учеником.
С наступлением школьного периода, как вы уже поняли, в вашей семье стало одним членом больше и он будет незримо присутствовать в ней. Я говорю об учителе. Старайтесь понапрасну не подвергать критике учителя в глазах ребенка, ведь в школе он для него авторитет. Если с чем не согласны, еще раз проверьте, все ли сделано с вашей стороны верно, и поговорите с учителем в спокойном, дружелюбно тоне, помня, что он тоже человек.
Обратите внимание на умение ребенка строить отношения со сверстниками. Объясните ему, что сразу он не сможет со всеми подружиться, но со временем да. Не забудьте упомянуть, что неприемлемо жадничать, ябедничать, хвастаться, быть агрессивным, но при этом следует уметь дать отпор и отстаивать свое мнение. Приучайте делиться с другими, но не отдавать последнее, чаще улыбаться, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.
Трудности и неудачи учения необходимо преодолевать терпением, трудом и улыбкой.
Методы должны быть едины. Не сравнивайте детей и их успехи в школе, у каждого свой потенциал.
Все делайте и обсуждайте, объясняйте вместе – мамы и папы, бабушки и дедушки.
12 правил общения с ребенком
Самое главное правило такое : БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!
Правило №1 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Правило №2 Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому! - по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило №3 Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!
Правило №4 Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!
Правило №5 Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать!
Правило №6 Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!
Правило №7 Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!
Правило №8 Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
Правило №9 Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка! Правило №10 Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но: - их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими; - родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка; - правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой; - тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!
Правило 11 Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
Правило 12
Следует применять санкции, а не наказание!
Фразы, которые не стоит говорить детям
Вы говорите: "Это слишком дорого".
Они слышат: "Счастье без денег невозможно".
Лучше сказать: "В магазине продается немало интересных вещей, но у нас их и так много, так что мы не станем покупать новые".
2. Вы говорите: "Поделись своими игрушками".
Они слышат: "Отдай свою игрушку".
Лучше сказать: "Катя хотела бы немного поиграть с твоей машинкой. Она тебе её вернет".
3. Вы говорите: "Думай, что говоришь!"
Они слышат: "Не желаю тебя слушать!"
Лучше сказать: "Я рада, что ты пришел со мной поговорить, но у меня к тебе одна просьба. Я считаю это слово грубым, так что, пожалуйста, не употребляй его".
4. Вы говорите: "Не волнуйся, все будет в порядке".
Они слышат: "Нечего расстраиваться по пустякам!"
Лучше сказать: "Я понимаю, что тебе было нелегко. Расскажи мне, как это случилось".
5. Вы говорите: "Почему ты это сделал?(не пришел домой вовремя, обидел сестренку) "
Они слышат: "Ты опять поступил неправильно".
Лучше сказать: "Думаю, ты задержался потому, что тебе было весело и не хотелось идти домой. Но это все равно неправильно".
Уважаемые родители!
Для того чтобы успешно организовать внеклассную работу, нам необходимо узнать, чем интересуется ваш сын (дочь). Как он (она) относится к школе. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1. Состав семьи____________________________________________________________
2. Каковы любимые занятия ребенка? _________________________________________ __________________________________________________________________________
3. В какие игры и с кем любит играть? _________________________________________ __________________________________________________________________________ а/ дома б/ во дворе
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Способ №1 .
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2 .
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3 .
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6 .
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Методы заучивания стихов
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.