разработка внеурочной деятельности кружка "Школа мастеров"
Разработка внеурочной деятельности кружка "Школа мастеров"
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого практикума по выбору «Школа мастеров» предназначена для занятий с обучающимися 5-8 классов с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно на ряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу понимания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных государственных образовательных стандартов».
Содержание программы «Декоративное творчество» связано с содержанием смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: бисероплетение; бумажная пластика; вышивание швом «крест»; филейное вязание – которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муромцевского муниципального района Омской области
Согласовано Утверждаю
_________________ директор школы
_________________ ___________ Н.Н. Битнер
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА МАСТЕРОВ»
Направление: общеинтеллектуальное.
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в недель - 2 часа
Для обучающихся 5 – 8 классов
Составитель:
Учитель первой категории
Бармотина Татьяна Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Петренко Е.М. // ИНТЕЛЛЕКТ, ОДАРЁНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО – БУО ДПО «Институт развития образования Омской области» - 2013г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горсткого. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого практикума по выбору «Школа мастеров» предназначена для занятий с обучающимися 5-8 классов с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно на ряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу понимания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных государственных образовательных стандартов».
Содержание программы «Декоративное творчество» связано с содержанием смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно-прикладного творчества: бисероплетение; бумажная пластика; вышивание швом «крест»; филейное вязание – которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Новизна данной программы заключается в:
использовании новых технологий;
тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна;
знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Отличительные особенности данной программы.
В отличие от существующих образовательных программ по технологии, рассчитанных на обучение детей среднего звена, разработанная программа направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную деятельность и создаёт условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга через проектную деятельность. Ведь в ходе освоения программы ребёнок, обучаясь, создаёт индивидуальные и коллективные сюжетно-тематические композиции, в которых используются изделия, выполненные учащимися на занятиях. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на уроках. А вот выполнение его наиболее продуктивно во внеурочное время. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребёнка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видав декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учётом возможных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей бисероплетения, бумагопластики, вязания, вышивания и т.д., народными традициями в данных областях.
Цель программы: знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в разных видах декоративно – прикладного творчества. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
Воспитания личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы области разных видов декоративно-прикладного искусства.
Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
расширить представление о многообразии видов декоративно-прикладном искусстве;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно-прикладного искусства;
развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое мышление обучающихся среднего звена, повышать эффективность их обучения;
вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
учить замечать и выделать основные средства выразительности изделий;
приобщать обучающихся к народному искусству;
реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.
Программа «Декоративное творчество» разработана на 1 год занятий с детьми среднего звена и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности в течение 68 часов при условии организации занятий 2 часа в неделю.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведёт детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Систем отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
- однодневными (проводится в конце каждого задания с целью обсуждения);
- постоянные (проводятся в помещении, где работают дети);
- тематические (по итогам изучения разделов, тем);
- итоговые (в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей).
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио ученика включается фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Результаты освоения программы.
Освоение детьми программы «Декоративное творчество» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных УУД у обучающихся:
будут сформированы:
учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мультикультурой картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены:
основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважения к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся среднего звена получать возможность для формирования:
- Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- Эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
навыкам работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредствам различных технологий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся среднего звена получат возможность научится:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путём трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно-прикладного творчества;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средствами массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
В сфере познавательных УУД:
различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно-прикладного искусства.
Обучающиеся среднего звена получат возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла и изобразительно-творческой деятельности в целом.
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся среднего звена получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром;
- адекватно использовать для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
І
Водное занятие
1
1.1
Чему будем учится на занятиях.
1
1
ІІ
Бисероплетение.
31
2.1
Бисероплетение как способ оформления интерьера.
1
1
2.2
Техника - «петельного» плетения
1
1
Кустарник – Вереск.
5
5
Деревце «Китайская Глициния»
2.3
Техника – «круговое» плетение.
1
1
Тюльпаны.
3
3
2.4
Техника плетения – «кирпичная стёжка»
1
1
Брелок «Овечка», «Слоник»
2
2
Брелок «Улитка», «Лягушка»
2
2
2.5
Техника – французское плетение.
1
1
Орхидея.
5
5
Весенний букет.
5
5
Цветочная композиция.
4
4
ІІІ
Бумагопластика.
17
3.1
Бумажная пластика. История знакомства. Основы, правила, приёмы.
1
1
1
3.2
Приёмы складывания модульного оригами.
1
1
«Совёнок»
3
3
«Пингвин»
3
3
3.3
Приём техники «Квиллинг». История квиллинга. Основные элементы квиллинга.
1
1
Картина с цветами
2
2
Герберы.
3
3
Объёмная ваза.
3
3
ІV
Вышивание.
7
4.1
История вышивания. Материалы и инструменты, необходимые для вышивания.
1
1
4.2
Знакомство с одним из видов вышивания - шов «крест».
1
1
Вышивка картин швом «крест»
5
5
V
Филейное вязание.
11
5.1
Что такое филейное вязание? Техника филейного вязания.
1
1
Салфетка с узором из шишечек.
5
5
Дорожка с цветочными мотивами.
5
5
VІ
Отчётная выставка школьников.
1
Итого
68
11
57
Содержание разделов и тем программы.
І. Вводное занятие.
1.1. Чему будем учится на занятиях.
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Технологии и материалы для созданий изделий декоративно-прикладного искусства. Работа над проектами. Правила техники безопасности при изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.
ІІ. Бисероплетение.
2.1. Бисероплетение как способ оформления интерьера.
История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Использования бисера для оформления интерьера. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности при бисероплетении.
2.2. Техника - «петельного» плетения.
Знакомство детей с техникой «петельного» плетения. Подбор материалов и определение последовательности плетения изделий в техники «петельное» плетение.
Практическая часть. Изготовление изделий в техники «петельного» плетения: Кустарник – Вереск, деревце «Китайская Глициния».
2.3. Техника – «круговое» плетение.
Знакомство детей с техникой «кругового» плетения. Подбор материалов и определение последовательности плетения изделий, поделок в техники «кругового» плетения.
Знакомство обучающихся с техникой плетения «кирпичная стёжка». Подбор материалов и определение последовательности плетения изделий в техники «кирпичная стёжка».
Основные приёмы плетения изделий в техники - «Французского» плетения используемые для изготовления цветов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Схемы данных элементов.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций. Выполнение изделий в техники «французского» плетения – «Орхидея», «Весенний букет», «Цветочная композиция».
ІІІ. Бумагопластика.
3.1. Бумажная пластика. История знакомства.
Знакомство с историей возникновения бумажной пластики. Что относится к бумажной пластики. Подбор материалов и определение последовательности работы при использовании смешанных базовых форм.
3.2. Приёмы складывания модульного оригами.
История модульного оригами, формат бумаги. Условные обозначения в схемах. Приемы складывания
Практическая работа. Изготовление поделок с использованием модульного оригами: «Совёнок», «Пингвин»
3.3. Приёмы техники «Квиллинг». История квиллинга. Основные элементы квиллинга.
История квиллинга, техника изготовления и инструменты, используемые при работе квиллингом. Выполнение ролл - кружочек, капля, квадрат. Выполнение основных ролл – ромб, глаз, листочек, сердце, рожки, завиток, веточка.
Практическая часть. Изготовление картины с цветами, Герберы объёмной вазы используя технику квиллинга.
ІV. Вышивание.
4.1. История возникновения вышивания. Материалы и инструменты, необходимые для вышивания.
Познакомить детей с историей возникновения вышивания. Для того чтобы заниматься ручной вышивкой, нужно иметь полный комплект необходимых для работы инструментов, материалов и приспособлений.
4.2. Знакомство с одним из видов вышивания – шов «крест».
Знакомство детей с одним из видов вышивания – шов «крест». Шов «крест» представляет собой заполнение квадратика из равного количества нитей основы и утка по двум её диагоналям. При выполнении вышивки одного ряда все стежки вышиваются по одной из диагоналей, из левого нижнего угла в правый верхний.
Практическая часть. Используя один из видов вышивания шов «крест», дети учатся изготавливать различные картины.
V. Филейное вязание.
5.1. Что такое филейное вязание? Техника филейного вязания.
Познакомить детей с одним из видов вязания – филейное вязание. В технике филейного вязания можно выполнять много изделий – салфетки, скатерти, занавески, покрывала и т.п. основой филейного вязания является сетка, которая выполняется из столбиков и воздушных петель, одновременно путём заполнения отдельных клеток сетки столбиками вывязывается узор.
Практическая часть. Изготовление салфетки с узором шишечек, дорожки с цветочным мотивом на основании полученных знаний о филейном вязании.
VІ. Отчётная выставка поделок школьников.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки. Награждение авторов интересных творческих работ.
Используемая литература.
Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома. – М.: РИПОЛ классик, 2005г.
Молотобародова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеева, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горсткого. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Программы внеурочной деятельности под редакцией Петренко Е.М. // ИНТЕЛЛЕКТ, ОДАРЁНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО – БУО ДПО «Институт развития образования Омской области» - 2013г