Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательный русский". 1-4 классы.»
Пояснительнаязаписка
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общаяхарактеристика. «Занимательный русский» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Местовучебномплане. Программа рассчитана на 33 ч в 1 классе с проведение занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 мин, во 2-4 классах на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностныеориентирысодержания. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности; — изучение исторических фактов, отражающих отношение народа
к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоенияпрограммы. В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в программе «Занимательный русский» имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Программа «Занимательный русский» направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенностисодержанияобучения. Объектом изучения программы «Занимательный русский» являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные язы-ковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностногоподхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний оязыке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается вформировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержаниепрограммы
2класс
Мирполонзвуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секретыправильнойречи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Практическаяиигроваядеятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Загадкипростогопредложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение. Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах. Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах. Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма). Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов? Знаки препинания при однородных членах.
Практическаяиигроваядеятельность:
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения; — творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
— конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
Лабиринтыграмматики Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
Осуществительныхпосуществу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного. От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных. Всегда ли существительные имели только два числа? Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килог- рамм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»). Имена собственные. История возник-новения некоторых фамилий.
Значение имён.
Практическаяиигроваядеятельность:
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
Такиеразныепризнакипредметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическаяиигроваядеятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Порадействовать! Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания. Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи.
Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Практическаяиигроваядеятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числаислова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Практическаяиигроваядеятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочныесвязи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Практическаяиигроваядеятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Тематическоепланирование2класс
Мирполонзвуков (6 ч)
Звуки вокруг нас. Фабрика речи.
Бессмыслица + бессмыслица = смысл.
Полоса препятствий.
Рисуем звуками.
Трудности словесного ударения.
Азбука,прошедшаясквозьвека (5 ч) Буквы старые и новые.
Так считали наши предки. Страницы древних книг.
Живая и весёлая буква алфавита. Загадки русской графики.
Всемуназваниедано (5 ч) Рождение языка.
Сколько слов в языке? Имена, имена, имена…
Увлекательные истории о самых простых вещах. Словари — сокровищница языка.
Какделаютсяслова (7 ч)
«Дальние родственники».
Слова «готовые» и «сделанные».
Есть ли «родители» у слов?
Внимание, корень!
Такие разные суффиксы.
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
Что нам стоит слово построить?
Секретыправильнойречи (11 ч)
Словарное богатство русского языка.
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».
Выбираем точное слово.
Одно или много?
Когда у слов много общего?
Когда значения спорят?
Слова одинаковые, но разные.
«Местные жители» и «иностранцы».
Как рождаются фразеологизмы?
Выбор фразеологизма в речи.
3класс
Изисторииязыка (2 ч)
Старые и новые слова в языке.
Сокровища бабушкиного сундука.
Загадкипростогопредложения (9 ч)
«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.
Важные мелочи. Требуется определение.
Важные обстоятельства.
Необходимо дополнить.
«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».
Стройтесь в ряд!
Запятые, по местам!
Лабиринтыграмматики (2 ч)
Слово в грамматике.
Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.
Осуществительныхпосуществу (12 ч)
«Лебедь белая плывёт».
Может ли род быть общим?
Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?
Как быть, если нет окончания?
Один, два, много.
Почему именительный падеж назвали именительным?
Как «работает» родительный падеж?
«Щедрый» падеж.
Винительный падеж — великий маскировщик.
Падеж-работяга.
Любимая «работа» предложного падежа.
Кому принадлежат имена собственные?
Такиеразныепризнакипредметов (9 ч)
Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.
«Красны девицы» и «добры молодцы».
Всё познаётся в сравнении.
Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.
Что из чего и для чего?
Что кому принадлежит?
Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.
Важные слова: Родина, Россия, мама, папа, школа, товарищи.
Учимся сочинять.
Тихо и громко.
Праздник «День Вежливости».
Чудесные превращения слов.
Загадки и пословицы.
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Сказки и слова. Рассказ А. Шибаева «Одна буква».
Превращения слов.
Игры «Сом дом», «Замени букву», «Какое слово задумано?»
Знакомые незнакомцы.
Игры «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения».
Звучащее слово: Н. Найденова «Две шарады», Г. Воловик Недалеко разгадка скрыта», А. Шибаев «Озорные буквы».
Праздник «Путаница».
Звуки в слове
Учимся пересказывать кратко.
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки»
Текст и заглавие.
Игры «Самое трудное задание», «Скороговорка в ребусе».
Какие бывают тексты?
Игра «Составь предложение».
Сочинение стихов по рифме.
Игры «Лесная школа», «Скороговорка».
Описание рассказа.
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
Тематические группы слов
Составление рассказов по серии картинок.
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
2 класс
№
Разделы
Универсальные учебные действия
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
Кол-во часов
1
Мир полон звуков. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
— анализировать информацию, представленную на рисунке;
— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
— наблюдать за функцией и ударением в слове;
— контролировать правильность постановки ударения в словах;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
6 ч
2
Азбука, прошедшая сквозь века. Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.
— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
— конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
5 ч
3
Всему название дано. Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
5 ч
4
Как делаются слова. История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
— наблюдать образование слов в русском языке;
— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
7 ч
5
Секреты правильной речи. Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
— оценивать уместность использования слов в тексте;
—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
Кол-во часов
1
Из истории языка
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по толковому словарю;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
— заочная экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
2 ч
2
Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
—наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
— осуществлять учебное сотрудничество;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
— оценивать положительные качества личности одноклассников;
— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»);
— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
— работать с информацией, представленной в виде модели;
— соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа
место постановки запятой.
— лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?», «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
— творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная игрушка», «Мамин портрет»;
—конструирование предложений с однородными членами по моделям;
— игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».
9 ч
3
Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
— игры: «Наоборот», «Кто больше»;
— проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».
2 ч
4
О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
Значение имён.
12 ч
5
Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
—контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
—выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
—осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
—составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
—самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
—контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
— проект «Значения цветовых прилагательных»;
— игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»;
— викторина «Самый-самый»;
— игра-соревнование «Подбери словечко».
9 ч
Итого
34 ч
4 класс
№
Разделы
Универсальные учебные действия:
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
Кол-во часов
1
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,
контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
7 ч
2
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
—составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
14 ч
3
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
4 ч
4
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
7 ч
5
Любимые игры со словами
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
—итоговый конкурс
«Любимые игры со словами».
2 ч
Итого
34 ч
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения образовательного процесса
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Программа курса «Удивительный мир слов». Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией /Н.В.Виноградовой; «Начальная школа XIX века». /Л.В.Петленко, В.Ю. Романова /М.: Вентана-Граф/ 2011
1
Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, тесты диагностические задания. 1-4 классы. Пособие для учителя : в 2-х ч. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф 2013
1
Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2 М. Анохина Волгоград: Учитель, 2007
1
Орфографический словарь.
1
Толковый словарь русского языка.
1
2.Печатные пособия
Журнал “Начальная школа”
1
Журнал «Духовно-нравственное воспитание»
1
Журнал «Воспитание школьников»
1
Журнал “Народное образование”
1
Журнал «Учитель»
1
Газета «Первое сентября»
1
3.Технические средства обучения
Магнитная доска
1
Мультимедийный проектор
1
Ноутбук
1
Колонки.
1
4. Оборудование класса
Ученические столы двухместные
8
Стол учительский
1
Стулья ученические.
10
Шкафы.
1
Шкафы для хранения школьных пособий
2
Доска настенная для вывешивания иллюстративного материала
1
Магнитная доска.
1
Магнитный мольберт.
1
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей предметников ООШ №9