kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 «а» класса «Занимательная грамматика». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку за курс  основного (общего) образования для 5 «а» класса «Занимательная грамматика». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программами по русскому языку: «Программа по русскому языку для 5-9 классов» 2012г. Учебника- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. М. «Просвещение» 2013г. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 «а» класса «Занимательная грамматика». Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год »







Администрация Курского района Курской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

д. Большое Шумаково



Рассмотрена на МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ____

от _____________ 2014 г.

Руководитель МО

___________ Л.А. Неделяева

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от ____________2014 г.

Председатель

_________И.В. Грибовская

Утверждено

приказом № ____ от ______2014 г.

МБОУ «Шумаковская СОШ»

Директор школы

__________ Л.М. Шошина







Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

за курс основного (общего) образования для 5 «а» класса

«Занимательная грамматика»

Срок реализации: 2014 – 2015 учебный год









Составил: учитель русского языка и литературы

Успенская Л.В.









д. Б. Шумаково 2014 год

Пояснительная записка

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программами по русскому языку: «Программа по русскому языку для 5-9 классов» 2012г. Учебника- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. М. «Просвещение» 2013г. Факультативные занятия как форма проведения внеклассной работы имеют значительную роль в учебном процессе. Они помогают учителю совершенствовать знания учащихся по предмету. Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), глубоких сведений о тексте, о месте и роли слова в тексте, способах переработки текста основная программа не дает. Естественно эти и другие вопросы затронуть во внеклассной работе. Педагогическая функция также важна, так как учащийся в ходе занятий раскрывается с разных сторон. Это позволяет учителю решить две задачи: наладить контакт с воспитанником и привить если не любовь, то интерес к учебным занятиям.

Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Игра, турнир, считалки, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц завоевали в практике прочное место как в системе уроков, так и во внеклассной работе по русскому языку.

Цель: повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; способствовать формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу, систематизирование знаний учащихся о функциональных разновидностях русского языка и продолжение развития коммуникативных умений создавать связные высказывания различных стилей и жанров.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

1. формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

2. развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

3. закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке;

4. сформировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке; 5. обобщить знания школьников о задачах, сфере применения и стилевых чертах р ечи пяти функциональных стилей русского литературного языка;

6. обогатить знания учащихся о характерных стилеобразующих языковых средствах каждой функциональной разновидности (лексические, морфологические, синтаксические языковые единицы, которые наиболее часто встречаются в текстах конкретного стиля речи);

7. выработать умения создавать тексты разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Занятия позволяют развивать у учащихся интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.

Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств. Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи. При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка. Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык. Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Место курса

Факультативный курс предназначен для учащихся 5 класса и рассчитан на 34 часа в год.(1 час в неделю)



Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Виды деятельности:

теоретические  (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, рассказ);

практические  (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

индивидуальные  (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,

Внутрипредметные связи:

фонетика, орфоэпия, орфография;

лексика, орфография, этимология;

морфология, орфография, этимология;

морфология, культура речи, стилистика



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка ученик должен



Обучающиеся должны знать:

сведения из истории славянской письменности, пунктуации;

исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;

художественно-выразительные средства языка;

основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.

Обучающиеся должны уметь:

опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;

извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и

коммуникативных задач;

анализировать и составлять собственный текст;

получить целостное представление о стилистике как разделе науки о языке и о пяти функциональных разновидностях русского языка; усовершенствовать общеучебные умения, связанные с исследованием лингвистического материала (анализ, классификация, дифференциация, систематизация, синтез, обобщение); приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности; развить индивидуальные творческие способности в процессе создания текстов разных стилей и жанров в устной и письменной форме.

Разнообразные формы занятий: путешествие, конкурс, конгресс, КВН, исследование, интеллектуальная игра, устный журнал, анализ, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями и др. – помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить  деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (чтение и анализ текстов, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада , умение аргументировать свой ответ и т.д.).

























Список использованной литературы.

Литература для учителя
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
Интернет-ресурсы



Литература для учащихся

  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.

  2. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

  1. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.

  2. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

  3. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.

Интернет-ресурсы


















Содержание программы

Занятие 1. Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке. Кто больше? Звуки речи. Кто важнее? Кто быстрее? Редкая буква ( э ).

Занятие 2. О славянах и других народах. Высказывание о русском языке. О количестве гласных и согласных звуков. Кто больше? «Чужие» слова ( заимствования). Забавные превращения.

Занятие 3. Звукопись. Скороговорки. Шипящие. Скороговорки. Рифма.

Занятие 4. Письмо. Понятная абракадабра. Раскинем умом. Кто больше?

Занятие 5. Алфавит. Метаграммы. Слышится и пишется. Раскинем умом.

Занятие 6. «Хитрый» звук йот. Раскинем умом. Приятное соседство согласных. Раскинем умом. Важная позиция. Фокусы мягкого знака ( ь ). Метаграммы. Словотворение.

Занятие 7. Чудеса с парными согласными. Кто быстрее? Задание для «писателей». Запомните! Слившиеся звуки. Шипучий диктант.

Занятие 8. «Пульс» в слове. Раскинем умом. Три особенности русского ударения. Раскинем умом.

Занятие 9. Строение слога. Задание для любознательных. Раскинем умом.

Занятие 10. Полногласие.

Занятие 11. Умники и умницы.

Занятие 12. Полисемия. Раскинем умом.

Занятие 13. Омонимия. Вот так фокус! Раскинем умом. Виды омонимов. Каламбуры. Раскинем умом.

Занятие 14. Синонимы. Секретное донесение. Антонимы. Эстафета.

Занятие 15. Жизнь слова.

Занятие 16. Умники и умницы.

Занятие 17. Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов. Раскинем умом. «По силе разума».

Занятие 18. Словообразование: смотри в корень! Раскинем умом.

Занятие 19. Словообразование: служебные морфемы. От репетиции до концерта. Раскинем умом.

Занятие 20. Словообразование: приставки. Раскинем умом.

Занятие 21. Словообразование: соединительные гласные. Полезная гаплология. Кто больше? Кто быстрее? Одним словом.

Занятие 22. Умники и умницы.

Занятие 23. Морфология. Эстафета. «Усатый нянь». Раскинем умом.

Занятие 24. Существительные: категория числа. Раскинем умом.

Занятие 25. Существительные: категория падежа. Всего полно! Чулочки – носочки.

Занятие 26. Преданность прилагательных. Верните их обратно. Прилагательные – эпитеты. Кто больше? Прилагательные: полные и краткие формы. Раскинем умом.

Занятие 27. Живость глаголов. Раскинем умом. Бабушка у внука. Эстафета.

Занятие 28. Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета. Цветные сны. Раскинем умом.

Занятие 29. Употребление глагольных форм. Раскинем умом.

Занятие 30. Умники и умницы.

Занятие 31. Что такое грамматика? Раскинем умом. Культура речи. Раскинем умом.

Занятие 32. Умники и умницы.

Занятие 33-34. Волшебное средство – самоинструкция (как «оседлать» правило)











Тематическое планирование факультативного курса «Занимательная грамматика».

Темы занятия

Кол-во часов

1

Язык и речь – чудо из чудес. Звуки речи.

1

2

О славянах и других народах. О количестве гласных и согласных звуках.

1

3

Звукопись. Шипящие.

1

4

Письмо.

1

5

Алфавит.

1

6

«Хитрый звук» йот. Приятное соседство согласных. Фокусы мягкого знака (ь).

1

7

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.

1

8

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.

1

9

Строение слога.

1

10

Полногласие.

1

11

Умники и умницы. (игра)

1

12

Полисемия.

1

13

Омонимия. Вот так фокус!

1

14

Синонимы. Антонимы.

1

15

Жизнь слова.

1

16

Умники и умницы. (игра)

1

17

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов.

1

18

Словообразование: смотри в корень.

1

19

Словообразование: служебные морфемы. От репетиции до концерта.

1

20

Словообразование: приставки.

1

21

Словообразование: соединительные гласные. Полезная гаплология.

1

22

Умники и умницы.

1

23

Морфология.

1

24

Существительные: категория числа.

1

25

Существительные: категория падежа.

1

26

Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы.

1

27

Живость глаголов.

1

28

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

1

29

Употребление глагольных форм.

1

30

Умники и умницы. (игра)

1

31

Что такое грамматика? Культура речи.

1

32

Умники и умницы. (игра)

1

33-34

Волшебное средство – самоинструкция (как «оседлать» правило)

2


Итого:

34





Календарно-тематическое планирование.



Темы занятия

Кол-во часов

Календарная дата

Фактическая дата

1

Язык и речь – чудо из чудес. Звуки речи.

1



2

О славянах и других народах. О количестве гласных и согласных звуках.

1



3

Звукопись. Шипящие.

1



4

Письмо.

1



5

Алфавит.

1



6

«Хитрый звук» йот. Приятное соседство согласных. Фокусы мягкого знака (ь).

1



7

Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки.

1



8

«Пульс» в слове. Три особенности русского ударения.

1



9

Строение слога.

1



10

Полногласие.

1



11

Умники и умницы. (игра)

1



12

Полисемия.

1



13

Омонимия. Вот так фокус!

1



14

Синонимы. Антонимы.

1



15

Жизнь слова.

1



16

Умники и умницы. (игра)

1



17

Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки. Письма без слов.

1



18

Словообразование: смотри в корень.

1



19

Словообразование: служебные морфемы. От репетиции до концерта.

1



20

Словообразование: приставки.

1



21

Словообразование: соединительные гласные. Полезная гаплология.

1



22

Умники и умницы.

1



23

Морфология.

1



24

Существительные: категория числа.

1



25

Существительные: категория падежа.

1



26

Преданность прилагательных. Прилагательные-эпитеты. Прилагательные: полные и краткие формы.

1



27

Живость глаголов.

1



28

Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета.

1



29

Употребление глагольных форм.

1



30

Умники и умницы. (игра)

1



31

Что такое грамматика? Культура речи.

1



32

Умники и умницы. (игра)

1



33-34

Волшебное средство – самоинструкция (как «оседлать» правило)

2




Итого:

34
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства