kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В основу  программы внеурочной деятельности  « Занимательный русский язык»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.   Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты  русского  языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

            В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Задачи курса:

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" »



Куйбышевский район, с. Куйбышево
      1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа



      1. «УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Приказ от_______.08.2015 №_____ОД

Подпись ____________





    1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности: « Занимательный русский

язык »

Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 2-4 классы

Количество часов:102

Учитель: Штенская Наталья Сергеевна Программа разработана на основе: материалов внеклассной работы по русскому языку

Н.Ф.Александровича « Занимательная грамматика »

М.: «Просвещение » 2004г.















Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности « Занимательный русский язык» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

Содержание программы.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

  1. В мире фонетики – 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества – 2ч

-«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).

-«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).

  1. В мире орфографии – 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

-сочетания чк-чн, чт, щн;

-перенос слов;

-правописание гласных и согласных в корне слова;

-разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования – 2ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 5ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

  1. В мире фонетики – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

  1. Уроки речевого творчества – 3ч

-Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

-Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).

-Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).

  1. В мире орфографии – 2ч

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

-сочетания чк-чн, чт, щн;

-перенос слов;

-правописание гласных и согласных в корне слова;

-разделительные Ь и Ъ

  1. В мире словообразования- 5ч

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

  1. В мире морфологии – 7ч

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 10ч

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

  1. Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч

Смотр знаний по русскому языку.



4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

  1. Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

  1. Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

  1. Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

  1. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

  1. Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

  1. Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

  1. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

  1. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

  1. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

  1. Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

  1. Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

  1. Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

  1. Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

  1. Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

  1. Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

  1. Времена года -4ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

  1. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

  1. В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

  1. Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

  1. Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

  1. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

  1. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

  1. О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

  1. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»











Календарно-тематическое планирование 2-4 классы.

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

Оборудование и инструменты урока



2 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»






1.

В мире фонетики






1-2

Что изучает фонетика?

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

3-4

Легко ли быть согласным звуком?

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

5-6

Мягки ли мягкие согласные?

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

7-8

Звук под «маской».

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

9-10

Самый долгий слог.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

11-12

Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

13-14

Урок-игра: «Все о фонетике»

2


2


Кроссворд, карандаши, альбом

2.

Уроки речевого творчества.






15-16

«Автопортрет»

2

1

1


Тетрадь, ручка, карандаши, альбом

17-20

«Моя дружная семья»

4

2

2


Тетрадь, ручка, карандаши, альбом

3.

В мире орфографии.






21-23

Зачем изучать графику?

3

2

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

24-26

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

3

2

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

27

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1


1


Орфографический словарь, ручка, тетрадь

28

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1

1



Ручка, тетрадь

29

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

1

1



Ручка, тетрадь

30

Ъ и Ь – помощники в словах

1


1


Ручка, тетрадь

4.

В мире словообразования






31

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

5.

В мире слов, или что такое лексика?






32

К тайнам слова. Синонимы.

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

33

К тайнам слова. Антонимы.

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

6.

34

Итоговое занятие.

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши


Итого:34 часа







3 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»






1.

В мире фонетики






1-2

Загадки согласных.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

3-4

Удивительные гласные.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

5-6

Забавные игры со слогами.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

2.

Уроки речевого творчества.






7-8

Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

9-10

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

11-12

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

2

1

1


Карандаши, альбом

3.

В мире орфографии






13-14

Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

2

1

1


Тетрадь, ручка, карандаши, альбом

4.

В мире словообразования






15-18

Как « разобрать» и «собрать»слово?

4

2

2


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

19-21

Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

3

2

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

5.

В мире морфологии






22

Колонны слов, или что такое морфология

1


1


Орфографический словарь, ручка, тетрадь

23

В гостях у существительного!

1

1



Ручка, тетрадь

24

Здравствуй, имя прилагательное!

1

1



Ручка, тетрадь, ПК, слайды

25-26

Его величество – Глагол!

2

1

1


Ручка, тетрадь

27

Универсальные заменители: поговорим о местоимении

1

1



ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

28

Слова-помощники


1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

29

Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

1

1



ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

6.

В мире слов, или что такое лексика?






30-31

В стране синонимов.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

32-33

В стране антонимов.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

34

В стране омонимов.

КВН «В мире слов».

1


1


Тетрадь, ручка, карандаши


Итого: 34 часа







4 год обучения

3 блок «К тайнам слова»






1-2

Лексическое значение слова.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

3-4

Прямое и переносное значение слова.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

5-6

Ударение меняет значение.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

7-8

Пестрое семейство синонимов

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

9-10

Великое противостояние антонимов.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

11-12

Слова-двойники. Омонимы.

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

13-14

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

2

1

1


Карандаши, альбом

15

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

1


1


Карандаши, альбом

16-17

Из глубины веков. Архаизмы.

2

1

1


Тетрадь, ручка, карандаши, альбом

18

Устойчивые сравнения.

1


1


Тетрадь, ручка, карандаши, альбом

19.

Фразеологические сочетания.

1

1



ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

20-22.

Шарада

2

1

1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

23

Поиграем в слова

1

1



Тетрадь, ручка

24.

Откуда ты, имя?

1


1


Ручка, тетрадь

25.

Отчество и фамилия

1


1


Ручка, тетрадь

26.

Времена года

1


1


Ручка, тетрадь, ПК, слайды

27.

Крутится-вертится шар голубой

1

1



Ручка, тетрадь

28.

В гостях у сказки

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

29.

Что нужно школьнику

1

1



ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

30.

Скатерть-самобранка

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

31.

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом

32.

Птицы и звери - почему их так называют?

1


1


ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

33.

О том, что мы носим.

1

1



ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши

34.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

1


1


Тетрадь, ручка, карандаши


Итого: 34 часа













Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны:

2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться писать сочинения-миниатюры;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

3 год обучения

  • углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

  • получить представление о морфологии;

  • научиться пользоваться словарями русского языка;

  • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 год обучения

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;

  • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

  • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

  • уметь подбирать синонимы и антонимы;

  • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.



Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

-на развитие внимания и закрепления терминологии;

-игры-тренинги;

-игры-конкурсы (с делением на команды);

-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

-интеллектуально-познавательные игры;

-интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

-сказочные сюжеты уроков;

-сочинение своих сказок.



Условия и ресурсы реализации программы.

Условия реализации программы.

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» можно выделить несколько этапов:

  1. знакомство школьников с темой занятия;

  2. выполнение заданий;

  3. обсуждение результатов.

Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:

первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;

второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;

третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.

Ресурсы внеурочной деятельности.

1. Главный ресурс - дети.

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.

2. Кадровый ресурс.

Педагог-воспитатель, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.

3.Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

4.Научно-методические ресурсы.

Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

5.Организационные ресурсы.

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

6.Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

7.Материалы и инструменты.

Цветные ручки, линейка, цветные карандаши, альбом.

Учебно-методическая литература.

- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000

- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002

- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981

- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000

- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986

- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987

- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981

- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990

- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982

- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998

- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998

- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000

- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997

- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ ___________________ФИО

от 28.08.2015 №1 (подпись)

_________ ______________ 29.08.2015

(подпись руководителя МС, ФИО)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Штенская Наталья Сергеевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219076


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства