Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности « Занимательный русский язык» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" »
Куйбышевский район, с. Куйбышево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Приказ от_______.08.2015 №_____ОД
Подпись ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: « Занимательный русский
язык »
Уровень общего образования (класс) начальное общее образование 2-4 классы
Количество часов:102
Учитель: Штенская Наталья Сергеевна Программа разработана на основе: материалов внеклассной работы по русскому языку
Н.Ф.Александровича « Занимательная грамматика »
М.: «Просвещение » 2004г.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности « Занимательный русский язык» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
Содержание программы.
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.
В мире фонетики – 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Уроки речевого творчества – 2ч
-«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
-«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
В мире орфографии – 11ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
-сочетания чк-чн, чт, щн;
-перенос слов;
-правописание гласных и согласных в корне слова;
-разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования – 2ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
В мире слов, или что такое лексика? – 5ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч
В мире фонетики – 6 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества – 3ч
-Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
-Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
-Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
-сочетания чк-чн, чт, щн;
-перенос слов;
-правописание гласных и согласных в корне слова;
-разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
В мире слов, или что такое лексика? – 10ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»
Календарно-тематическое планирование 2-4 классы.
№
п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Теория
Практика
Дата
Оборудование и инструменты урока
2 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
1.
В мире фонетики
1-2
Что изучает фонетика?
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
3-4
Легко ли быть согласным звуком?
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
5-6
Мягки ли мягкие согласные?
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
7-8
Звук под «маской».
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
9-10
Самый долгий слог.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
11-12
Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
13-14
Урок-игра: «Все о фонетике»
2
2
Кроссворд, карандаши, альбом
2.
Уроки речевого творчества.
15-16
«Автопортрет»
2
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши, альбом
17-20
«Моя дружная семья»
4
2
2
Тетрадь, ручка, карандаши, альбом
3.
В мире орфографии.
21-23
Зачем изучать графику?
3
2
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
24-26
Писать ли, как слышится, или что такое орфография?
3
2
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
27
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.
1
1
Орфографический словарь, ручка, тетрадь
28
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
1
1
Ручка, тетрадь
29
Про чк, чн, чт, нч, рщ…
1
1
Ручка, тетрадь
30
Ъ и Ь – помощники в словах
1
1
Ручка, тетрадь
4.
В мире словообразования
31
Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
5.
В мире слов, или что такое лексика?
32
К тайнам слова. Синонимы.
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
33
К тайнам слова. Антонимы.
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
6.
34
Итоговое занятие.
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
Итого:34 часа
3 год обучения.
2 блок «Секреты русского языка»
1.
В мире фонетики
1-2
Загадки согласных.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
3-4
Удивительные гласные.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
5-6
Забавные игры со слогами.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
2.
Уроки речевого творчества.
7-8
Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
9-10
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
11-12
Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»
2
1
1
Карандаши, альбом
3.
В мире орфографии
13-14
Зоркий глаз. Орфограммы в словах.
2
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши, альбом
4.
В мире словообразования
15-18
Как « разобрать» и «собрать»слово?
4
2
2
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
19-21
Как откопать древний корень, или этимологический разбор.
3
2
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
5.
В мире морфологии
22
Колонны слов, или что такое морфология
1
1
Орфографический словарь, ручка, тетрадь
23
В гостях у существительного!
1
1
Ручка, тетрадь
24
Здравствуй, имя прилагательное!
1
1
Ручка, тетрадь, ПК, слайды
25-26
Его величество – Глагол!
2
1
1
Ручка, тетрадь
27
Универсальные заменители: поговорим о местоимении
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
28
Слова-помощники
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
29
Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
6.
В мире слов, или что такое лексика?
30-31
В стране синонимов.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
32-33
В стране антонимов.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
34
В стране омонимов.
КВН «В мире слов».
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши
Итого: 34 часа
4 год обучения
3 блок «К тайнам слова»
1-2
Лексическое значение слова.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
3-4
Прямое и переносное значение слова.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
5-6
Ударение меняет значение.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
7-8
Пестрое семейство синонимов
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
9-10
Великое противостояние антонимов.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
11-12
Слова-двойники. Омонимы.
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
13-14
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.
2
1
1
Карандаши, альбом
15
Похожи, но не одинаковы. Паронимы.
1
1
Карандаши, альбом
16-17
Из глубины веков. Архаизмы.
2
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши, альбом
18
Устойчивые сравнения.
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши, альбом
19.
Фразеологические сочетания.
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
20-22.
Шарада
2
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
23
Поиграем в слова
1
1
Тетрадь, ручка
24.
Откуда ты, имя?
1
1
Ручка, тетрадь
25.
Отчество и фамилия
1
1
Ручка, тетрадь
26.
Времена года
1
1
Ручка, тетрадь, ПК, слайды
27.
Крутится-вертится шар голубой
1
1
Ручка, тетрадь
28.
В гостях у сказки
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
29.
Что нужно школьнику
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
30.
Скатерть-самобранка
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
31.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши, альбом
32.
Птицы и звери - почему их так называют?
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
33.
О том, что мы носим.
1
1
ПК, слайды, тетрадь, ручка, карандаши
34.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».
1
1
Тетрадь, ручка, карандаши
Итого: 34 часа
Планируемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны:
2 год обучения
должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
3 год обучения
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
4 год обучения
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-на развитие внимания и закрепления терминологии;
-игры-тренинги;
-игры-конкурсы (с делением на команды);
-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-интеллектуально-познавательные игры;
-интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-сказочные сюжеты уроков;
-сочинение своих сказок.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» можно выделить несколько этапов:
знакомство школьников с темой занятия;
выполнение заданий;
обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог-воспитатель, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3.Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
4.Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
5.Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
6.Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
- Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
- Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008