Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш край"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш край"
Рабочая программа по внеурочной дечтельности составлена на основе местного материала и направлена на изучение истории и природы родного края.Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш край"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса «Наш край» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стадарта второго поколения основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на достижение воспитательных результатов проблемно – ценностного общения.
Программа является модульной и состоит из двух модулей (общим объѐмом 68 ч), содержание которых предназначено для достижения результатов внеурочной деятельности школьников трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, малая родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
У школьников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в различных еѐ аспектах.
Основные принципы программы проблемно – ценностного общения школьников:
Принцип диалогичности рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и ребѐнком в противоположность субъект-объектным (монологическим) отношениям.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что проблемно-ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими тем или иным регионам. Трактовка принципа коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, даѐт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создаѐт условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Цель программы: формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению, как в школьной, так и в открытой общественной среде (на основе краеведческого содержания).
Задачи:
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
-формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
-ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
Для реализации программы доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- краеведческая деятельность.
Данная программа объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение поставленных в программе задач воспитания и социализации.
Формы организации занятий:
-беседа;
-индивидуальная и групповая работа;
- игры-путешествия,
- чтение, показ (демонстрация);
- работа с видеоматериалом, со вспомогательными пособиями: изображениями;
рисунками, разрезным материалом и т.д.;
-выставки, презентации.
Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
- Центр Славянской Культуры
- администрация сельского поселения;
- школьная и сельская библиотека;
- Дом культуры.
Таким образом, учащиеся должны уметь общаться с людьми, знать историю родного села, жизнь и деятельность людей, внесших вклад в развитие села, любить и развивать родной край.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Первый модуль
Понимаем наше край
Предполагаемый результат – приобретение школьником социальных знаний
об общественных нормах (поведение в школе, на улице, на природе, в общественных местах); устройстве общества (семья, класс, школа, поселок); о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе (вредные и полезные привычки); первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй модуль
Живем в нашем поселке.
Предполагаемый результат – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, Малая родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить.
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих УУД:
1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
2. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
3. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
4. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
2. Учиться отличать верно – выполненное задание от неверного.
3. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
2. Слушать и понимать речь других.
3. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
4. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
1. Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
2. Оценивать правильность поведения людей в школе и в обществе.
3. Различать проблемы, называть их основные причины возникновения, используя полученную информацию в результате наблюдений.
4. Называть условия, необходимые для жизни людей.
5. Наблюдать взаимосвязи между жизнью в школе и развитием нашей малой родины.
6. Приводить примеры положительного развития своего края.
7. Анализировать тексты.
8. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий и проведении акций.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
№
Тема
Содержание
1
«Продолжаем общаться»
Вводное занятие. Знакомство с темой модуля, обсуждение направлений предстоящей деятельности, обмен пожеланиями.
2
«Как живешь ты, отчий край?»
Викторина.
3
«Как живешь ты, отчий край?»
Обобщение знаний о жизни нашего поселка, его прошлом и настоящем.
Посещение ветеранов педагогического труда с целью помощи и интервью об истории нашей школы
7
«Красота родной земли»
Велоэкскурсия и фоторепортаж. Машрут: Атагай – р. Кадуйка - Атагай
8
«Красота природы»
Велоэкскурсия и фоторепортаж. Машрут: Атагай – р. Уда (Сосновый Бор) - Атагай
9
«Историческое прошлое»
Поездка в краеведческий музей г. Нижнеудинска
10
«Хорошо, что у меня есть любимая семья»
Сбор материала о своей семье. Систематизация материала
11
12
«Хорошо, что у меня есть любимая семья»
Создание проектного продукта (презентации, альбома, коллажа)
13
14
15
«Люди нашего села»
Встреча с людьми разных профессий: продавцами, работником почты, фельдшером, воспитателями детского сада.
Беседа с людьми разных профессий, проживающих в селе, их отношении к своей работе.
16
«Люди нашего села»
Создание проектного продукта (презентации, альбома, коллажа)
17
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Презентация проекта. Обмен мнениями.
18
«Красота родной природы»
Выход в зимний лес на лыжах. Маршрут: Атагай – Каз. Бадарановка – Атагай. Вдоль ЛЭП. Фоторепортаж
19
«Рождество. Рождественские гадания»
Понятия «рождество», «рождественские гадания», «традиции». Праздник в народных традициях. Гадания.
20
« Колядки»
Понятия «колядки», «колядовать. Праздник в народных традициях. Колядование.
21
«История села – история района»
Устный журнал по страницам районной газеты «Тракт»
22
«Дети военной поры»
Встреча с односельчанами, которые были детьми во время Великой Отечественной войны.
Подготовка проекта из собранного материала.
23
«Дети военной поры»
Подготовка проекта из собранного материала.
24
«При солнышке тепло, при матери добро».
Подготовка к праздничному «огоньку», приглашение мам в гости: разработка программы, оформление приглашения и класса.
25
«При солнышке тепло, при матери добро».
Праздничный «огонек». Чаепитие и праздничный концерт для мам.
26
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
27
«Масленица»
История праздника Участие в сельском празднике: играх, проводах Масленицы.
28
«Праздники нашего поселка»
Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции.
29
«Предметы истории»
Экскурсия в Центр Славянской культуры
30
«Народные умельцы нашего поселка»
Встречи с умельцами: Дорофеев А, Тимошенко А, Купцова Г.А.
31
«Предметы истории »
Оформление проектного коллективного продукта в виде презентации
32
«Народные умельцы нашего поселка»
Оформление проектного коллективного продукта в виде презентации
33
«Красота родной природы»
Оформление проектного коллективного продукта в виде презентации
34
«Дети военной
поры»
Презентация проекта перед учащимися классов.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
Наиболее информативными методами диагностики являются:
- беседа;
- наблюдение;
-тестирование;
- анкетирование;
- социометрия;
-ранжирование;
-недописанный тезис;
-рисуночный тест;
-ситуация выбора.
Уровни
Виды диагностики
Сроки
Первый уровень
Наблюдение: способы общения, разрешения конфликтных ситуаций, совместная деятельность, отношение к окружающим людям.
Диагностика «Волшебный мир».
Анализ результатов диагностики.
Адаптационный период
Наблюдение: способы общения, разрешения конфликтных ситуаций, совместная деятельность, отношение к окружающим людям.
Анкета «Я и мои друзья». Выставка рисунков и поделок.
Май
Второй уровень
Тест «Оценка уровня общительности».
Сентябрь
Тест «Оценка уровня общительности».
Творческий отчет.
Май
Третий уровень
Тест «Оценка коммуникативных умений».
«Определение уровня самоуправления в коллективе».
Сентябрь
Тест «Оценка коммуникативных умений».
«Определение уровня
самоуправления в коллективе».
Творческий отчѐт
Май
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Фото-,видеоаппаратура.
2 Компьютер, мультимедийное оборудование.
Методические разработки проведения мероприятий из серии «Народные традиции».
3. Краеведческие материалы школьного музея.
4. Видеофильмы о школе, о поселке, о людях нашего села.
5. Фотоматериалы о жизни школы, села.
6. Спортивный инвентарь.
7. Электронные презентации о родном крае.
8 Электронные сайты: bibliofond.ru
pedagoglv.ucoz.ru
5plus.ru
kinder.ru
detskiy.sait.ru
pedsovet.su
po4emu4ki.ucoz.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2011.- с. 64-91.
3..Григорьев Д.В. Методический конструктор. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.- с. 5-18.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011.- с. 117-127.
5. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.- М.: Просвещение, 2011.- с. 3-6.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Виды и формы деятельности
1
03.09.2015
«Продолжаем общаться»
Проблемно- ценностное общение.
2
10.09.2015
«Как живешь ты, отчий край?»
Проблемно- ценностное общение.
3
17.09.2015
«Как живешь ты, отчий край?»
Проблемно- ценностное общение.
4
24.09.2015
«Красота родного края»
Познавательная деятельность. Спортивно –оздоровительная деятельность
5
01.10.2015
«Учитель, перед именем твоим…»
Коллективно-творческое дело
6
08.10.2015
«Учитель, перед именем твоим…»
Проблемно- ценностное общение Познавательная деятельность.
7
15.10.2015
«Красота родной земли»
Познавательная деятельность. Спортивно –оздоровительная деятельность
8
22.10.2015
«Красота природы»
Познавательная деятельность. Спортивно –оздоровительная деятельность
9
05.11.2015
«Историческое прошлое»
Познавательная деятельность.
10
12.11.2015
«Хорошо, что у меня есть любимая семья»
Досугово- развлекательная деятельность
11
12
19.11.2015
26.11.2015
«Хорошо, что у меня есть любимая семья»
Проблемно- ценностное общение. Проектная деятельность.
13
14
15
03.12.2015
10.12.2015
17.12.2015
«Люди нашего села»
Проблемно- ценностное общение.
Познавательная деятельность.
16
24.12.2015
«Люди нашего села»
Познавательная деятельность. Проектная деятельность.
17
14.01.2016
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Проблемно- ценностное общение.
18
11.01.2016
«Красота родной природы»
Спортивно –оздоровительная деятельность
19
21.01.2016
«Рождество. Рождественские гадания»
Проблемно- ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая.
20
28.01.2016
« Колядки»
Проблемно-ценностное общение. Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. Игровая. Спортивно –оздоровительная деятельность