Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования клуба «Память» составлена на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России» утвержденной Министерством образования РФ.
Цели:
1. Создать условия для удовлетворения потребности обучающихся в знаниях по военной истории и т.д.
2. Выявлять и развивать индивидуальные качества и способности обучающихся.
3.Совершенствовать и обобщать опыт работы в области военно-патриотического образования
Настоящая программа рассчитана на один год обучения 144 часа и включает в себя блоки образовательных и практических занятий.
Ожидаемые результаты:
должны знать: общие положения Устава; права и обязанности членов отряда; нормативные документы, регламентирующие поисковые работы; топографические знаки; координатную сетку; основные сражения и боевые действия Великой Отечественной Войны; о роли уроженцев Мордовии в героической обороне рубежей СССР, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге; знать медали, ордена, их статуты; наградные знаки ВОВ.
должны уметь: ориентироваться на местности; работать с фондами лицейского музея; работать по поиску и установления судьбы без вести пропавших, погибших бойцов и командиров РККА на местах сражений и в архивных фондах ; работать с тестовыми заданиями; работать как в группах так и индивидуально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа патриотического объединения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Краснослободского муниципального района
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол от «15» сентября 2015 г. № 2
УТВЕРЖДАЮ:
Директор __________ А.С. Ромашкин
Приказ от «15» сентября 2015 г. № 73
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА):
клуба «Память»
Программа ориентирована на детей от 13 до 18 лет.
Срок реализации 1 год
Автор: Арянова Екатерина Викторовна,
педагог дополнительного образования.
г. Краснослободск
2015 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования клуба «Память» составлена на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан России» утвержденной Министерством образования РФ .
В настоящее время основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. В условиях гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся» важное место занимает патриотическое воспитание, гордость своим Отечеством, его историей и свершениями. Не случайно, президент Российской Федерации В.В.Путин в вопросе о патриотическом воспитании акцентировал «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». «Патриотизм — это источник силы народа». В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальные, но и духовно-нравственные, идеологические, культурно-исторические, военно-патриотические и другие аспекты.
Цели:
1. Создать условия для удовлетворения потребности обучающихся в знаниях по военной истории и т.д.
2. Выявлять и развивать индивидуальные качества и способности обучающихся.
3.Совершенствовать и обобщать опыт работы в области военно-патриотического образования.
Задачи:
1. Развивающие:
- развитие индивидуальных способностей, специализированных навыков поисковика и исследователя у членов отряда;
- развитие памяти, логического и аналитического мышления, наблюдательности, культуры речи;
- развитие навыков использования различных источников информации и знаний, умение их применять и использовать в практической деятельности.
2. Образовательные:
- приобретение новых знаний по истории военного периода СССР, Республики Мордовия в ВОВ, краеведению;
- расширение кругозора, закрепление и углубление знаний и сопутствующих им навыков, умений, формирование общей культуры;
- обучение с целью всестороннего развития личности;
- побуждение к активному самообразованию с целью углубленного изучения материала, связанного с историей родного края и поисковой деятельностью.
3. Воспитательные:
- воспитание патриотизма у обучающихся на основе исторически значимой деятельности;
- формирование активной гражданской позиции;
развитие коммуникабельность в процессе деятельности, привитие культуры общения, овладение правилами поведения в обществе;
- формирование общей культуры
Настоящая программа рассчитана на один год обучения 144 часа и включает в себя блоки образовательных и практических занятий.
Ожидаемые результаты:
должны знать: общие положения Устава; права и обязанности членов отряда; нормативные документы, регламентирующие поисковые работы; топографические знаки; координатную сетку; основные сражения и боевые действия Великой Отечественной Войны; о роли уроженцев Мордовии в героической обороне рубежей СССР, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге; знать медали, ордена, их статуты; наградные знаки ВОВ.
должны уметь: ориентироваться на местности; работать с фондами лицейского музея; работать по поиску и установления судьбы без вести пропавших, погибших бойцов и командиров РККА на местах сражений и в архивных фондах ; работать с тестовыми заданиями; работать как в группах так и индивидуально.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
теория
практика
1
Введение.
2
2
-
2
Изучение Устава отряда.
2
2
-
3
Изучение истории поискового движения
6
6
-
4
Юридическая подготовка
10
10
-
5
Топографическая подготовка
10
7
3
6
История вооруженных сил. РККА, вермахт и его союзники
28
28
-
7
Основные сражения и боевые действия Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г
35
35
-
8
Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г
18
12
6
9
Музейное дело
16
10
6
10
Наградные знаки
14
14
-
11
Итоговое занятие. Сдача зачетов
3
-
3
12
Итого
144
126
18
Содержание тем
Вводное занятие
Знакомство с поисковым отрядом (презентация).
Беседа: Формирование структур отряда. Утверждение плана на текущий учебный год.
II. Изучение Устава отряда.
Общие положения Устава. Программа подготовки к новому сезону. Руководство отрядом. Состав отряда. Права и обязанности членов отряда. Поощрения и высказывания, налагаемые на членов отряда. Время и порядок прохождения испытательного срока. Традиции, символика и атрибутика отряда. III. Изучение истории поискового движения.
Лекции:
История поискового движения в России. Поисковое движение на современном этапе. Республиканские, региональные и межрегиональные поисковые объединения России. Проблемы поискового движения.
Актуальное значение поискового движения.
Особенности и условия поисковой работы в отдельны регионах страны.
IV. Юридическая подготовка
Лекции:
Юридическое обоснование ведения поисковых работ.
Нормативные документы, регламентирующие поисковые работы.
Федеральный закон "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества". Юридическое взаимодействие образовательной системы и поискового движения в РМ. Гражданский и Уголовный кодексы РФ.
Понятия "правонарушение", "преступление" и "наказание", их возможность возникновения во время ведения поисковых работ.
Профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений во время проведения поисковых экспедиций.
V. Топографическая подготовка
Лекции:
История создания карт. Классификация карт. Масштаб. Содержание карт. Топографические знаки. Координатная сетка. Деловая игра: "Прочти карту". Общая картография. Специальная картография (навигационные карты и т.д.). Карты, составленные посредством аэрофотосъемки.
Карты, составленные с помощью инструментальной и полуинструментальной съемки. Военная топография. Военные карты. Карты, схемы, карты-схемы боевых действий. Рабочая карта и правила ее ведения.
Составление схем местности. Деловая игра: "Что говорит карта".
Составление рабочих карт (схем) и их прочтение.
Ориентирование карты (схемы) по месту.
Определение местоположения.
Стандартные ошибки при ориентировании карты (схемы) на местности. Способы их избежание, исправления.
Практические занятия:
Ориентирование на местности без карты. Определение сторон горизонта. Магнитный компас. Обращение и работа с магнитным компасом.
Определение и выдерживание направления в движении.
Ориентирование в движении. Движение по "легенде".
Движение по маркированной трассе.
VI. История вооруженных сил. РККА, вермахт и его союзники
Лекции и презентации:
Армия как историческая необходимость государственного строения общества. Вооруженные Силы Германии и ее европейских союзников в 30-е -40- е г.г.
XX века. Вооруженные Силы СССР в 30-е -40- е г.г. XX века.
Устройство, управление, подчинение. Пехотные (стрелковые) подразделения РККА. Пехотные подразделения вермахта и его европейских союзников. Комплектование, устройство, тактика. Специальные пехотные (стрелковые) подразделения. Мотострелковые и моторизованные части.
Воздушно-десантные и парашютные части.
Авиаполевые подразделения. Морская пехота.
Устройство, назначение, тактика. Основные виды стрелкового вооружения РККА. Виды стрелкового вооружения вермахта.
Обзор стрелкового вооружения европейских союзников Германии.
Стрелковое оружие пехотных (стрелковых) подразделений: индивидуальное, групповое, специальное, тяжелое. Артиллерия РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика, средства доставки и транспортировки. Тактико-технические характеристики основных типов. Бронетанковые войска РККА, вермахта и его европейских союзников. Классификация, устройство, назначение, тактика.
Тактико-технические характеристики основных типов танков.
Инженерные войска. Войска связи. Войска противовоздушной обороны. Военно-строительные части. Железнодорожные войска.
Войска химической защиты. Автомобильные (автотранспортные) войска. Медико-санитарные подразделения. Устройство, назначение, применение. Авиация. Классификация, назначение, устройство и тактика.
Тактико-технические характеристики основных видов.
Военно-морской флот. Классификация, назначение, устройство и тактика. Тактико-технические характеристики основных видов.
VII. Основные сражения и боевые действия Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г.г
Лекции и семинары:
Оборона Брестской крепости, Смоленское сражение 1941 г.
Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Оборонительные бои Красной Армии под Москвой. Контрнаступление. Весенне-летняя кампания 1942 г. - трагедия Юго-Западного фронта.
Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Оборона Одессы, Севастополя 1941-1942 г.г., блокада Ленинграда 1941-1944 г.г., трагедия Крымского фронта 1942 г.Сталинградская битва 1942-1943 г.г. Оборонительная и наступательная операции. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Зимне-весеннее наступление советских войск 1943 г. Образование Курского выступа. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги.
Подготовка советских и немецких войск к боям на Курской дуге.
Планы сторон, соотношение сил. Куряне - фронту. Трудовой подвиг курян. Оборонительная операция советских войск на Курской дуге 5-19 июля 1943 г. Ход событий, итоги. Вооружение и техника, впервые примененные в ходе Курской битвы. Герои Огненной дуги. Подвиги советских воинов и тружеников тыла во время боев на Курской дуге, их значение в победе над врагом. Встречный танковый бой в районе Прохоровки 12 июля 1943 г. Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Наступательные операции советских войск 19июля -23 августа 1943 г. Операции "Полководец Румянцев", "Полководец Кутузов". Причины, планы сторон, соотношение сил, ход событий, итоги. Историческое значение победы советских войск на Курской дуге. Боевые действия советских войск сентябрь-декабрь 1943 г. Кампания 1944 г. Освобождение Украины, Прибалтики, Белоруссии. Освобождение Восточной Европы 1944-1945 г.г. Берлинская операция 1945 г. Бои советских войск на Дальнем. Востоке, Южном Сахалине, Курильских островах, август 1945 г.
VIII. Мордовия в годы Великой Отечественной войны
Лекции и семинары:
Начало Великой Отечественной войны. Участие солдат и офицеров из Мордовии в героической обороне рубежей СССР. Уроженцы республики в битвах за Ленинград и Москву, в сражениях под Сталинградом и на Курской дуге. Наступательные бои 1944—1945 гг. Освобождение Восточной Европы, разгром фашистской Германии и ее союзников.
Герои Советского Союза - уроженцы Мордовии (М. П. Девятаев, И. С. Кудашкин, В. И. Чудайкин, Б. М. Зайцев и др.).
Советские военачальники из Мордовии (М. А. Пуркаев, И. В. Болдин, С. К. Горюнов и др.).
Формирование в Саранске воинских подразделений - 409-го стрелкового полка, 259-го запасного лыжного полка, лыжных батальонов. Размещение на территории республики оперативных аэродромов, расквартирование авиаполков и т. д. Мордовская АССР — база формирования 326-й Рославльской стрелковой дивизии. Боевой путь дивизии. Организация отрядов народного ополчения: сводного отряда и специальных команд (саперов, связи, химзащиты). Строительство оборонительных рубежей на территории Мордовии по берегам Мокши и Суры.
Практические занятия: работа с фондами и экспозициями музея трудовой и боевой славы при МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей», работа и экскурсии в краеведческом музее района, работа в муниципальном архиве.
IX. Музейной дело
Общественные музеи и их значение в героико-патриотическом воспитании молодежи. Документация, необходимая при работе общественного музея. Хранение, учет и инвентаризация экспонатов музея.
Практические занятия:
Создание экспозиций «Война глазами поисковиков», «Наш край в годы Великой Отечественной войны», «Трагедия 41-го», «День скорби» и т.п.
Необходимые навыки, умения будущих экскурсоводов.
IX. Наградные знаки
Беседы с презентациями:
История введения наградных знаков. Наградные знаки в РККА 30-40 г.г. XX века. Медали, ордена, их статуты. Наградные знаки ВОВ. Знаки за ранения. Другие наградные знаки, не имеющие государственного статуса.
Наградные знаки рейхсвера и вермахта (обзорно).
Наградные знаки иностранных государств у военнослужащих РККА.
Наградные знаки Венгерской армии.
X. Итоговое занятие
Сдача зачетов:
Подведение итогов деятельности поискового отряда. Презентация «Никто не забыт…». Общешкольное мероприятие «Память сердца».
Условия реализации программы
- Материальное обеспечение программы
Материально-техническая база МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей»:
форма для бойцов поискового отряда,
компьютерный класс и мультимедийная техника,
исторические и географические карты;
школьный музей
спортивный зал
туристическое оборудование: палатки, спальники, коврики, костровое и котловое оборудование, веревки;
- Методическое обеспечение программы
учебно-тренировочные занятия;
учебно-теоретические занятия;
практикумы;
экскурсии;
спортивные состязания;
Методы проведения занятий:
словесный (рассказ, беседа, диалог);
наглядный (использование наглядного материала, видеофильмов, документальных фильмов, проведения экскурсий);
практический (выполнение самостоятельных заданий, практических работ, отработка практических задач по различным видам подготовки);
исследовательский (самостоятельный поиск информации по изучаемой теме, подготовка сообщений, докладов);
работа по поиску и установления судьбы без вести пропавших, погибших бойцов и командиров РККА.
Список литературы
Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах/ сост. М.Ю. Дуда. – Минск: Современнная школа: Кузьма, 2010
История в схемах и таблицах/ авт.-сост. Северинов К.М. – Спб.: Тригон, 2009
История в таблицах и схемах. Спб.: Полиграфуслуги, 2005
Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах). М.: ЛИСТ, 1999
Фортунатов В.В., Снигирев С.Ф., Фирсов А.Г. Отечественная история в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2008
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010
Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. 9-11 кл.: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002
Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» httpHYPERLINK "http://his.1september.ru/"://HYPERLINK "http://his.1september.ru/"hisHYPERLINK "http://his.1september.ru/".1HYPERLINK "http://his.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://his.1september.ru/".HYPERLINK "http://his.1september.ru/"ru
Наша Победа. День за днем httpHYPERLINK "http://www.9may.ru/"://HYPERLINK "http://www.9may.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.9may.ru/".9HYPERLINK "http://www.9may.ru/"mayHYPERLINK "http://www.9may.ru/".HYPERLINK "http://www.9may.ru/"ru
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России httpHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"://HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"lantsHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/".HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"tellurHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/".HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"ruHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"/HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"historyHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"/
Правители России и Советского Союзаhttp://www.praviteli.org
Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru
Архипелаг ГУЛАГ. Солженицын А.И. (1958-1968)
Сталин. Тайный "Сценарий" начала войны. Верховский Я., Тырмос В. (2005, 608с.)
Советско-финская война. Прорыв линии Маннергейма. 1939-1940. Э. Энгл, Л. Паананен (2006, 239с.)
Оглашению подлежит. СССР - Германия. 1939-1941. Документы и материалы. (2004, 400с.)
Наша Победа. День за днем httpHYPERLINK "http://www.9may.ru/"://HYPERLINK "http://www.9may.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.9may.ru/".9HYPERLINK "http://www.9may.ru/"mayHYPERLINK "http://www.9may.ru/".HYPERLINK "http://www.9may.ru/"ru
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России httpHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"://HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"lantsHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/".HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"tellurHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/".HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"ruHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"/HYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"historyHYPERLINK "http://lants.tellur.ru/history/"/
Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» httpHYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/"://HYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/".HYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/"pobediteliHYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/".HYPERLINK "http://www.pobediteli.ru/"ru
Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал httpHYPERLINK "http://www.istrodina.com/"://HYPERLINK "http://www.istrodina.com/"wwwHYPERLINK "http://www.istrodina.com/".HYPERLINK "http://www.istrodina.com/"istrodinaHYPERLINK "http://www.istrodina.com/".HYPERLINK "http://www.istrodina.com/"com
Русский биографический словарь httpHYPERLINK "http://www.rulex.ru/"://HYPERLINK "http://www.rulex.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.rulex.ru/".HYPERLINK "http://www.rulex.ru/"rulexHYPERLINK "http://www.rulex.ru/".HYPERLINK "http://www.rulex.ru/"ru
Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне http://www.iremember.ru