Рабочая программа по русскому языку 11 класс Бабайцева
Рабочая программа по русскому языку 11 класс Бабайцева
Рабочая программа разработана для 11 класса социально-гуманитарного профиля. авторская программа Бабайцевой.
Содержание курса русского языка в 11 классе профильного уровня обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
Цели и задачи данной программы занятий по русскому языку в 11 классе общеобразовательного учреждения социально – гуманитарного профиля:
обобщение и систематизация изученного;
расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного;
совершенствование устной и письменной речи;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие принципы:
1. Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
2. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
3. Изучение языка способствует развитию мышления.
4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся.
5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи.
6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории.
7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
9. Учащиеся 11 класса профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно – исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.
10. Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, в частности в 10-11 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
1
А24-А25
Бессоюзное сложное предложение.
1
А23
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1
А23
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1
Предложения с прямой речью.
1
Знаки препинания в предложениях с прямой речью, диалоге и цитировании.
1
Комплексный анализ части А
Контрольный диктант по теме: «Синтаксис простого и сложного предложения».
1
Анализ контрольного диктанта.
1
Принципы пунктуации.
1
А19 – А25
Авторские знаки.
1
Итоговый контроль(тестирование в формате ЕГЭ)
Пунктуация простого предложения.
1
А19, А23 – А25
Пунктуация простого предложения.
1
Пунктуация сложного предложения.
1
А22- А25
Пунктуация сложного предложения.
1
Рабочая программа для основного общего образования
(Профильный уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа уроков русского языка для 11 А класса социально – гуманитарного профиля МБОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №2 Яковлевского района Белгородской области» имени Героя Советского Союза Швеца В.В. составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004) и «Примерной программы среднего полного (общего) образования по русскому языку. Профильный уровень», автор программы В.В. Бабайцева, М., «Мнемозина», 2009.
Содержание курса русского языка в 11 классе профильного уровня обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединенных Наций и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
Цели и задачи данной программы занятий по русскому языку в 11 классе общеобразовательного учреждения социально – гуманитарного профиля:
обобщение и систематизация изученного;
расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного;
совершенствование устной и письменной речи;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие принципы:
1. Формирование и развитие лингвистической концепции служит надежной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
2. Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
3. Изучение языка способствует развитию мышления.
4. Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся.
5. Функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи.
6. Большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории.
7. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
9. Учащиеся 11 класса профильного уровня должны сформировать некоторые навыки научно – исследовательской работы, умение пользоваться словарями и справочниками.
10. Обращение к словарям и справочникам сопровождает изучение русского языка на протяжении всех школьных лет, в частности в 10-11 классах.
Программа включает следующие изменения, внесенные учителем:
добавлены административные контрольные работы (2 часа – входной и контроль перед итоговым контролем), предполагающие контроль знаний и умений по итогам повторения учебного материала за предыдущий год изучения и текущий;
включена работа по комплексному анализу текста (отводится урок);
3) добавлены уроки по анализу ошибок, допущенных в контрольных работах;
4) отведены 2 часа на конференцию по теме: «Источники расширения словарного состава русского языка»;
5) выбраны темы для контрольных работ:
- комплексный анализ текста №1;
- нормы языка № 2;
- языковые нормы, выразительность русской речи;
6) добавлена графа «подготовка к ЕГЭ» (темы для повторения включены с учетом кодификатора по русскому языку).
Обучение опирается на учебно- методический комплект: учебник: «В.В. Бабайцева. Русский язык 10-11 класс. Профильный уровень образования», М., «Дрофа». 2009 и методические рекомендации к учебнику ( автор Сальникова О.А.,М., «Дрофа», 2008.
Количество учебных часов - всего 102, в неделю – 3 часа.
Формы организации образовательного процесса и преобладающие формы текущего контроля:
урок-консультация
урок-практическая работа
уроки-«Погружения»
уроки-деловые игры
уроки-соревнования
уроки-консультации
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы
уроки взаимообучения учащихся
уроки творчества
уроки, которые ведут учащиеся
уроки-зачеты
уроки-конкурсы
уроки-общения
уроки-игры
уроки-диалоги
уроки-конференции
уроки-семинары
интегрированные уроки
межпредметные уроки ; уроки – экскурсии
Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку
в 11 классе
В результате изучения русского языка учащиеся 11 класса (профильного уровня) должны:
знать/понимать:
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка, о литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно – научной, обиходно – бытовой, социально – культурной и деловых сферах общения;
должны уметь:
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно- научных, деловых, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно –научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в социально -культурной, учебно – научной и деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
Способны решать следующие жизненно - практические задачи:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологических наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству;
удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразование и активное участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Литература (основная)
1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.
2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000.
4. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004.
5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2003.
6. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М., 1999.
7. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.
8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. – М., 2003.
9. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. - М., 2002
10. Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2002.
11. Львова С.И. Работа со схемами – таблицами по орфографии и пунктуации. – М., 2004.
12. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. – М., 2005.
13. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста. – М., 2003.
14. Тростенцова Л.А., Шпахацева М.Х. Пунктуация без секретов. – М., 2001.
15. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
16. Ясинская М.Б. Мастер – диктант. Сборник диктантов с заданиями и ключами. – М., 2003.
Литература (дополнительная) Словари – справочники
1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000.
2. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
3. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М., 2002.
4. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
5. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь справочник. – М., 2003.
6. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. –М., 2002.
7. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь построения и изменения слов в русском языке. – М., 2004.
8. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М., 2004.
Содержание учебного курса русского языка в 11 классе
Принципы русского правописания (10 часов)
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонации. Авторские знаки.
Повторение изученного (92 часа)
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц, указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Формы и средства контроля по русскому языку в 11 классе:
соответствующие виды разборов (лексико – фразеологический, морфологический, орфографический, фонетический, орфоэпический, синтаксический, пунктуационный);
устные сообщения учащихся;
изложение с творческим заданием;
сочинения разнообразных жанров;
рефераты;
исследовательская работа.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа.
Всего: 102 часа; в неделю – 3 часа.
Плановых контрольных уроков : диктантов__3__; изложений__-__; сочинений ___4_.
Административных контрольных уроков ____2__.
(входной и итоговый контроль)
Темы контрольных работ в 11 классе:
1.№1 по теме: «Комплексный анализ текста».
2. №2 по теме: «Нормы языка».
3. №3 по теме: «Выразительность русской речи».
Темы контрольных диктантов:
1. По теме: «Основные единицы русского языка и их единицы».
2. По теме: «Принципы орфографии».
3. По теме: «Синтаксис простого предложения».
4. По теме: «Синтаксис простого и сложного предложения».
Темы изложений:
1. Изложение с творческим заданием по теме: «Холодная осень» И.А.Бунина.
2. Изложение с творческим заданием «Господин из Сан -Франциско» И.А.Бунин.
3. Подробное изложение с сохранением авторского стиля (Отрывок из романа М.А.Булгакова «мастер и Маргарита»).
4. Воспроизведение художественного текста по памяти (по выбору).
Темы сочинений:
1. Сочинение – рассуждение «Какие мысли и чувства вызвало у меня стихотворение (по выбору».
2. Сочинение – рассуждение «В каких случаях может употребляться лексика пассивного запаса?».
3. Сочинение - рассуждение «Можно ли считать произведения, содержащие синтаксические ошибки, художественными?»