Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Юный патриот"
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Юный патриот"
Программа курса «Юный патриот» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального образования «Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность» автор – составитель Т. А. Орешкина. – Волгоград: «Учитель», 2010 год.
Программа «Юный патриот» руководствуется:
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Конституцией Российской Федерации;
-Гражданским кодексом Российской Федерации;
-Федеральным законом «Об общественных объединениях»;
-Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-Законом РФ « Об образовании»;
-Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 год»;
-Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 года. «О деятельности музеев образовательных учреждений». Материалами:
-Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003);
-Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14-15 ноября 2001 г.)
Школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа «Юный патриот» носит личностно - ориентированный характер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Юный патриот" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРАКТИЧАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено и рекомендовано Утверждена приказом директора
к утверждению на заседании МОКУ Практичанская ООШ
методического совета Демичева Е.А______
Протокол №____от______ Приказ №____от______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юный патриот»
направление «военно – патриотическое»
для 1-5 классов
Составитель:
Вахманцева Ольга Юрьевна
Учитель истории и обществознания
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Юный патриот» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального образования «Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность» автор – составитель Т. А. Орешкина. – Волгоград: «Учитель», 2010 год.
Программа «Юный патриот» руководствуется:
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Конституцией Российской Федерации;
-Гражданским кодексом Российской Федерации;
-Федеральным законом «Об общественных объединениях»;
-Федеральным законом РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-Законом РФ « Об образовании»;
-Государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 год»;
-Письмом Министерства образования России от 12 марта 2003 года. «О деятельности музеев образовательных учреждений». Материалами:
-Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (лето 2003);
-Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (Москва, 14-15 ноября 2001 г.)
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Программа «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер.
Программа «Юный патриот» предназначена для учащихся 1-5 классов.
Срок реализации программы – 1 год – 35 часов (1 час в неделю).
Цель программы – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Задачи программы:
-воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;
-формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
-развивать чувство сопричастности к жизни общества;
-формировать личностные качества культурного человека – доброту, терпимость, ответственность, патриотизм.
-создавать условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью программы является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
Занятия курса разделены на теоретические и практические.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», обучающиеся:
должны знать:
-название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
-символику страны, края, села, школы;
-государственные праздники;
-имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
-описывать изученные события истории Отечества;
-оценивать поступки других с позиции добра и зла;
-уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
-поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план
по внеурочной деятельности «Юный патриот»
Класс: 1-5
Руководитель кружка: Вахманцева Ольга Юревна
Количество часов:
в год – 35 ч., в неделю – 1 ч.
Структура курса
№
п.п
Содержание курса
Количество часов
Перечень универсальных действий обучающихся
1
Я – гражданин
6
Познавательные:
-умение строить высказывание;
-формулировка проблемы;
-рефлексия деятельности;
-структурирование знаний;
-поиск информации;
-моделирование.
Коммуникативные:
-постановка вопроса;
-умение выражать свои мысли;
-управление поведением партнера;
-планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные:
-целеполагание;
-планирование;
-контроль;
-коррекция;
-оценка.
Личностные:
-сомоопределение;
смыслообразование;
-нравственно-эстетическое оценивание.
2
Мы - дети планета Земля
3
3
Права человека
8
4
Живые страницы прошлого
5
5
Прошлое рядом
8
6
Заключение и обобщение
5
Итого
35
Календарно - тематическое планирование
№ п\п
Тема занятия
Количество часов
Описание примерного содержания занятий
Дата проведения
Теория
Практика
Тип занятия
Вид занятия
По плану
По факту
Учебная деятельность
Раздел I. Я – гражданин (7 ч)
1
Россия - Родина моя.
1
1
ОНЗ, Р
Беседа, конкурс рисунков
04
2
Символы государства – герб и флаг.
Гимн России.
Беседа
11
3
Моя малая Родина Мазановский район
1
ОНЗ
Урок – путешествие
18
4
Родной край – частица России. Символика края.
1
ОНЗ
Учебный диалог, презентация
25
5
Люди, помогающие своей Родине.
1
ОНЗ
Исследование
02.10
6
Почётные граждане нашего села
1
Исследование
09
Раздел II. Мы - дети планета Земля (3 ч)
7
Природа нашего края
1
ОНЗ
Экскурсия
16
8
КВН «Птицы»
1
Р
КВН
23
9
Исчезающая красота
1
ОНЗ
Путешествие по страницам Красной книги
30
Раздел III. Права человека (8 ч.)
10
Свои права хочу я знать
1
ОНЗ
Беседа
13.11
11
Путешествие по стране «Права Человека»
1
Р
Путешествие
20
12-13
Права детей
2
Р
Игра
27
04.12
14
Литературные герои имеют права
1
Р
Литературная игра
11
15
Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»
1
Р
Эрудит-лото
18
16
Выборы в сказочную думу
1
Р
Деловая игра
25.12
17
Проект «В справедливом государстве добра и равноправия»
1
Р
Презентация проекта
16.01
Раздел V. Живые страницы прошлого (5 ч)
18
Как жили наши предки славяне
1
ОНЗ
Беседа
23.01
19-20
Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский
2
ОНЗ
Учебный диалог, презентация
30.01
06.02
21
Военные забавы юного Петра.
1
ОНЗ
Учебный диалог, презентация
13
22
Преданья старины глубокой
1
Интеллектуально-познавательная игра
20
Раздел VI. Прошлое рядом (7 ч)
23
Путешествие по городам – героям
4
ОНЗ
Путешествие
27
24-25
Наш поселок в годы Великой Отечественной войны
2
ОНЗ
Экскурсия
06.03
13.03
26
День защитника Отечества.
1
ОНЗ
Устный журнал
20.
27
Проект «Военная летопись нашей семьи».
1
Р
Проект
27
28-29
Дети войны.
2
ОНЗ
Устный журнал
03.04
10
30
Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
1
Р
Конкурс
17
Раздел VII. Заключение (ч)
31
Зарничка.
1
Р
Соревнования
24
32-
Колесо Истории
1
Р
Интеллектуальная игра
01.05
33
Мы говорим о нашей Родине
Игра-путешествие
08
34
Выпуск газеты о работе кружка
2
15
22
35
Обобщающее занятие по курсу «Юный патриот»
1
Р
Устный журнал
29
Поисковая деятельность
1
ВОВ в судьбе моей семьи
Исследование.
Оформление электронной презентации.
Составление электронной библиотеки
В течение года
2
ВОВ в судьбе моего поселка
Исследование.
Оформление электронной презентации.
Составление электронной библиотеки
В течение года
3
Сбор материалов на тему «Дети и война»
Исследование.
Оформление электронной презентации.
Составление электронной библиотеки
В течение года
4
Сбор материалов о ветеранах ВОВ на микроучастке
Исследование.
Оформление электронной презентации.
Составление электронной библиотеки
В течение года
Содержание курса «Юный патриот»
1-4 класс
Раздел I. Я – гражданин (7 ч)
Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.
Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.
Тема: Родной край – частица России. Символика края.
Символика края. Город Благовещенск. Достопримечательности края. Люди и их занятия.
Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.
Раздел II. Живые страницы прошлого (5 часов)
Тема: Как жили наши предки славяне.
Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.
Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.
Понятия: полководец, святой.
Тема: Военные забавы юного Петра.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Понятия: армия, флот.
Раздел III. Прошлое рядом
Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Понятия: город – герой, защитник.
Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы
Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.
Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Понятия: война, подвиг, награда.
Тема: День защитника Отечества.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.
Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Понятия: военный, Отечество.
Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».
Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.
Тема: Дети войны.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.
Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Понятие: дети войны.
Тема: День Победы.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.
Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
Понятия: ветеран, поклонение.
Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.
Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.
Раздел IV. Заключение (3ч)
Тема: Зарничка.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».
Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»
Дети за мир на планете.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год.
Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Цель: подвести итоги работы за весь курс.
Перечень информационно-методического обеспечения:
Список литературы для учителя:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. - Новопавловск, 2007.
Список литературы для учеников и родителей:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.
Предполагаемая результативность курса
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны:
Знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
Уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.