Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мир геометрии" для 1 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мир геометрии" для 1 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Мир геометрии" для 1 класса. Разработана на основе авторской программы О.Б.Шамсудиновой «Мир геометрии» (1-4 классы) и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.Адаптирована для внеурочного занятия 1 раз в неделю. Содержит пояснительную записку,содержание курса, тематическое планирование, поурочное планирование на год, планируемые результаты освоения курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная программа: «Мир геометрии» , авторская программа О.Б.Шамсудиновой (название, вид, уровень и направленность программы внеурочной деятельности, на основании которой была разработана Рабочая программа)
Автор программы: О.Б.Шамсудинова «Мир геометрии» Ф. И. О. (педагог, разработавший данную программу внеурочной деятельности)
1. Пояснительная записка
Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, авторской программы О.Б.Шамсудиновой «Мир геометрии» (1-4 классы) и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.
Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой - готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.
Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи курса:
■ формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
■ развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
■ учить изображать простые геометрические формы;
■ развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
■ воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
■ развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения. К шести годам понятия о фигурах у детей носят образный, вещественный характер, т.е. каждое понятие ассоциируется с каким-либо привычным для ребенка образом предмета (нитка, мяч, коробка и т.д.). Такой образ является заместителем понятия. Суждения остаются невысказанными, подразумевающимися. Например, ребенок имеет ясные представления о квадрате, умеет его даже начертить, но он не в состоянии назвать его отличительные свойства.
В школьном курсе математики пространственные представления (т.е. геометрические понятия) формируются на основе привычных геометрических образов. Учащиеся наблюдают одни и те же формы, их всевозможное расположение, соотношение их частей и на основании этого выделяют общие геометрические признаки (форма, размер и т.д.), объединяют схожие объекты в группы, высказывают суждения об объектах одной группы, отождествляют их с каким-либо понятием.
Далее главная роль в формировании геометрических понятий переходит от геометрического образа к определению самого понятия. Происходит отвлечение от конкретных образов, вещественных представлений, а геометрические формы становятся идеальными. Если до обучения геометрии ребенок искал для каждого геометрического понятия опору в наглядном представлении, то в процессе обучения, говоря о каком-либо понятии, ребенок мысленно представляет некую фигуру, обладающую определенными свойствами. Геометрический образ постепенно перестает быть тождественным понятию. Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.
Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.
Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Приведем основные принципы структурирования материала:
1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.
Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
Авторская программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 68 часов в 1 классе и по 34 часа в 2-4 классах. Учитывая возможности данного общеобразовательного учреждения, программа для первого класса адаптирована на 30 часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В этот период геометрические понятия осознаются на наглядном уровне, путем воспроизведения геометрических образов: черчение, вырезание, моделирование. Происходит накопление представлений об отличительных признаках различных геометрических форм. Высказывания носят образный характер без использования специальной геометрической терминологии. Основные понятия, которыми оперируют ученики, -названия фигур. Далее вводятся первые определения геометрических фигур (ломаная, звенья, вершины ломаной).
Знакомство с фигурами. Предмет геометрии
Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, форма, размер, материал, из которого сделаны предметы, ориентация на плоскости или в пространстве) путем наблюдения. Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам. Понятие геометрических признаков, геометрической фигуры. Сравнение и классификация предметов по геометрическим признакам.
Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб). Выделение моделей пространственных фигур из объектов сложной формы. Создание моделей из пластилина. Понятие «взаимное расположение объектов» в ситуациях «расположен по разные стороны (по одну сторону, рядом, перед, за, над, справа, слева) от данного объекта».
Точка. Линия
Введение понятий «точка», «линия» через геометрические образы. Наблюдение за этими фигурами в различных ситуациях: на плоскости, на объемных фигурах. Построение орнамента, незаконченного рисунка по клеткам путем анализа взаимного расположения линий, выявления закономерностей в рисунке. Линия как контур плоской и объемной фигуры. Нахождение моделей точки, линии в окружающей обстановке, создание моделей линии из веревки, нитки и т.д. Взаимное расположение точки и линии, взаимное расположение линий. Развитие навыка ориентации на плоскости, развитие глазомера путем достраивания незаконченной линии. Пропедевтика понятия «симметрия» на наглядно-образном уровне, достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур. Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы опытным путем. Развитие пространственного воображения через преобразования фигуры, наблюдение за изменением фигуры.
Прямая. Отрезок. Луч
Введение понятий «прямая», «отрезок», «луч» через геометрические образы. Выделение данных фигур из семейства линий установлением их отличительных признаков через сравнение. Бесконечность прямой. Построение прямой, отрезка, луча с помощью чертежной линейки. Отрезок и луч как части прямой. Сравнение прямой, отрезка, луча между собой. Взаимное расположение на плоскости прямой, отрезка, луча. Нахождение аналогов данных фигур в окружающей жизни. Моделирование фигур из нитки, проволоки, шнурка, анализ моделей. Развитие геометрической зоркости (определение количества отрезков на рисунке). Развитие навыка ориентации на плоскости, сопоставление незаконченных рисунков, достраивание фигур, состоящих из отрезков.
Пропедевтика понятия «длина отрезка» (сравнение длин моделей отрезков путем наложения друг на друга). Конструирование из счетных палочек.
Угол. Треугольник
Введение понятия «угол» с опорой на интуитивные представления детей. Угол как фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Элементы угла. Понятие «треугольник» на отвлеченном уровне. Развитие геометрической зоркости (умение различать углы, треугольники среди других фигур). Конструирование из счетных палочек. Моделирование фигур из треугольников, составляющих квадрат.
Длина отрезка
Мотивация необходимости измерения длины. Понятие меры как средства измерения. Измерение разными мерками, анализ измерений. Необходимость использования единой мерки. Измерения с помощью измерительной линейки, откладывание отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков с помощью циркуля, построение суммы и разности отрезков с помощью циркуля и линейки. Сравнение длин отрезков на глаз, проверка с помощью инструментов. Мотивация необходимости введения новой меры длины - дециметра. Различные варианты разбиения шестиугольника на части, моделирование из этих частей новых фигур. Достраивание незавершенных рисунков (в том числе симметричных) на размеченном точками листе, следуя инструкции. Анализ заданного разбиения круга, анализ фигур, построенных из частей круга. Построение фигур из этих частей, вырезанных по заданному образцу.
Плоскость и пространство
Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне. Свойства плоскости (бесконечна, не имеет толщины). Выделение объектов, являющихся моделями плоскости. Плоская и пространственная фигуры. Сравнение плоских и пространственных фигур. Наблюдение за превращением фигуры на подвижной модели (книжка-раскладушка, расправленный лист бумаги, согнутый и т.д.), определение вида полученных фигур, обоснование ответа. Наблюдение данного объекта, выделение на нем плоских и пространственных фигур. Создание из пластилина моделей пространственных фигур. Моделирование плоских фигур из деталей игры «Удивительный треугольник». Геометрические тела и пространственные фигуры, их сходства и различия. Достраивание незаконченного рисунка с элементами пространственных фигур. Пропедевтика понятия «проекция геометрического тела» на наглядно-образном уровне (тело и его тень). Ориентация в пространстве, определение взаимного расположения произвольных объектов при рассмотрении с разных сторон. Развитие пространственного и проективного мышления, наблюдение конструкций из геометрических тел. Вид спереди, сверху, слева. Выбор соответствующей проекции из предложенных, построение конструкции из кубиков в соответствии с данной проекцией. Линии на различных поверхностях, плоских и с кривизной.
Точки и линии (продолжение)
Сравнение понятий «точка», «линия», «прямая», «луч», «отрезок», взаимное расположение этих фигур. Закрепление свойств этих фигур в задачах на построение, классификацию.
Конструирование фигур из деталей игры «Волшебный квадрат-5» с опорой на интуитивное понимание свойств прямоугольного треугольника, параллелограмма, квадрата, отношений сторон этих фигур. Плоские фигуры как части поверхностей пространственных фигур (на моделях куба, параллелепипеда). Плоские линии, пространственные линии. Моделирование фигур перегибанием листа, вырезанием; построение гипотезы, ее экспериментальная проверка. Построение отрезков по заданным условиям.
Кривая линия
Понятие о кривой линии на наглядно-образном уровне. Определение кривой линии. Комбинации из прямой и кривой линий. Взаимное расположение кривых линий, прямых и кривых линий. Моделирование из проволоки, шнура. Достраивание незавершенных фигур с элементами кривых линий. Развитие геометрической зоркости, выделение на рисунке прямых, отрезков, лучей. Моделирование фигур перегибанием, вырезанием листа; наблюдение за изменением фигур. Изображение плоских кривых, пространственных кривых на геометрическом теле.
Ломаная
Понятие ломаной на наглядно-образном уровне. Введение определения ломаной. Выделение ломаных среди прочих линий. Введение определений элементов ломаной (звеньев, вершин). Соседние звенья ломаной. Построение ломаных. Построение с помощью циркуля суммы и разности звеньев ломаной. Длина ломаной. Плоские, пространственные ломаные. Построение модели ломаной из проволоки.
Замкнутые линии и области
Понятие замкнутой линии и области на геометрических образах. Самопересекающиеся линии и замкнутые линии без самопересечений. Пространственные и плоские замкнутые линии. Выделение замкнутых линий среди прочих, характеристика выделенных линий. Построение этих линий на пластилиновой модели цилиндра. Построение (достраивание) замкнутых линий на плоскости. Использование модели для измерения длины произвольной замкнутой линии без самопересечений. Развитие геометрической зоркости, выделение на рисунке замкнутых прямых. Анализ линий, составляющих данные рисунки, выбор лишнего рисунка, обоснование выбора. Моделирование пространственной замкнутой прямой из проволоки. Внутренняя, внешняя область замкнутой кривой. Граница внешней и внутренней областей. Достраивание незавершенного рисунка на миллиметровой бумаге по инструкции, характеристика полученной линии.
Равенство фигур
Определение равенства фигур путем совмещения. Проверка данного способа экспериментальным путем. Конструирование из счетных палочек. Анализ исходной и полученной фигур с точки зрения их равенства. Построение гипотезы о равенстве фигур на примере двух ломаных, имеющих одну длину; ее анализ, проверка экспериментальным путем. Определение равных фигур «на глаз», экспериментальная проверка.
Разные виды ломаных. Квадрат
Простая, самопересекающаяся, замкнутая ломаные. Построение ломаных. Плоская и пространственная замкнутая ломаная. Выделение ломаных разных видов на данных рисунках. Комбинация понятий: «замкнутая ломаная», «замкнутая линия» и пр.
Квадрат как замкнутая ломаная со звеньями равной длины, расположенными под прямым углом. Конструирование из счетных палочек замкнутой ломаной - модели квадрата. Конструирование из счетных палочек моделей квадратов по инструкции. Конструирование равных и неравных квадратов. Построение на листе в клетку равных, неравных фигур, элементами которых служат данные квадраты. Построение квадрата из данных фигур, анализ и выбор фигур.
2. Тематическое планирование
№ темы
п/п
Кол-во часов
Название темы
1 класс (30часов)
1
3
Предмет геометрии
2
5
Точка. Линия
3
3
Прямая. Отрезок. Луч
4
3
Угол. Треугольник
5
2
Длина отрезка
6
5
Плоскость и пространство
7
2
Точки и линии
8
4
Кривая линия
9
2
Ломаная
10
3
Замкнутые линии и области
12
1
Разные ломаные. Квадрат
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание причин успеха в учебной деятельности;
- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
- представление об основных моральных нормах. Обучающийся получит возможность для формирования:
Характеристика основных видов деятельности ученика
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
Предмет геометрии
3
Выделение различных признаков сравнения объектов путем наблюдения.
Сравнение, классификация предметов по выделенным признакам
Создание моделей из пластилина.
1
1
Понятие геометрических признаков, геометрической фигуры.
Сравнение и классификация предметов по геометрическим признакам. Создание моделей из пластилина.
1
1
Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб)
Выделение моделей пространственных фигур из объектов сложной формы. Создание моделей из пластилина
.1
1
Точка. Линия
5
Введение понятий «точка», «линия» через геометрические образы
Достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур. Наблюдение за этими фигурами в различных ситуациях: на плоскости, на объемных фигурах.
1
1
Линия как контур плоской и объемной фигуры.
Достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур. Построение орнамента, незаконченного рисунка по клеткам путем анализа взаимного расположения линий, выявления закономерностей в рисунке
.1
1
Взаимное расположение точки и линии, взаимное расположение линий
Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы опытным путем Нахождение моделей точки, линии в окружающей обстановке, создание моделей линии из веревки, нитки
1
1
Развитие пространственного воображения через преобразования фигуры, наблюдение за изменением фигуры.
Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы опытным путем Нахождение моделей точки, линии в окружающей обстановке, создание моделей линии из веревки, нитки
1
1
Развитие пространственного воображения через преобразования фигуры, наблюдение за изменением фигуры.
Выдвижение гипотезы, проверка гипотезы опытным путем Нахождение моделей точки, линии в окружающей обстановке, создание моделей линии из веревки, нитки
1
1
Прямая. Отрезок. Луч
3
Введение понятий «прямая», «отрезок», «луч» через геометрические образы.
Наблюдение за взаимным расположением на плоскости прямой, отрезка, луча. Сравнение длин моделей отрезков путем наложения друг на друга
.1
1
Бесконечность прямой.
Наблюдение за взаимным расположением на плоскости прямой, отрезка, луча. Построение прямой, отрезка, луча с помощью чертежной линейки
.1
1
Отрезок и луч как части прямой. Сравнение прямой, отрезка, луча между собой.
Выделение данных фигур из семейства линий установлением их отличительных признаков через сравнение. Моделирование фигур из нитки, проволоки, шнурка, анализ моделей
.1
1
Угол. Треугольник
3
Введение понятия «угол» с опорой на интуитивные представления детей.
Конструирование из счётных палочек.
1
1
Угол как фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
Моделирование фигур из треугольников, составляющих квадрат.
1
1
Элементы угла. Понятие «треугольник» на отвлеченном уровне
Моделирование фигур из треугольников, составляющих квадрат
.1
1
Длина отрезка
2
Понятие меры как средства измерения.
Измерения с помощью измерительной линейки, откладывание отрезков заданной длины
1
1
Измерение разными мерками, анализ измерений. Необходимость использования единой мерки.
Сравнение длин отрезков. Измерение длин
1
1
Плоскость и пространство
5
Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне.
Создание из пластилина моделей пространственных фигур.
1
1
Свойства плоскости (бесконечна, не имеет толщины).
Создание из пластилина моделей пространственных фигур.
1
1
Плоская и пространственная фигуры.
Моделирование плоских фигур
1
1
Геометрические тела и пространственные фигуры, их сходства и различия.
Ориентация в пространстве, определение взаимного расположения произвольных объектов при рассмотрении с разных сторон. Достраивание незаконченного рисунка с элементами пространственных фигур.
1
1
Вид спереди, сверху, слева. Линии на различных поверхностях, плоских и с кривизной.
Выбор соответствующей проекции из предложенных, построение конструкции из кубиков
1
1
Точки и линии
2
Сравнение понятий «точка», «линия», «прямая», «луч», «отрезок», взаимное расположение этих фигур.
Классификация фигур Конструирование фигур с опорой на интуитивное понимание свойств прямоугольного треугольника, параллелограмма, квадрата, отношений сторон этих фигур.
1
1
Закрепление свойств фигур в задачах на построение, классификацию.
Классификация фигур Конструирование фигур с опорой на интуитивное понимание свойств прямоугольного треугольника, параллелограмма, квадрата, отношений сторон этих фигур.
1
1
Кривая линия
1
Понятие о кривой линии на наглядно-образном уровне.
Комбинации из прямой и кривой линий. Моделирование из проволоки, шнура
1
1
Ломаная
2
Понятие ломаной на наглядно-образном уровне. Введение определения ломаной.
Построение ломаных. Построение с помощью циркуля суммы и разности звеньев ломаной
.1
1
Длина ломаной. Плоские, пространственные ломаные.
Построение модели ломаной из проволоки
.1
1
Замкнутые линии и области
3
Понятие замкнутой линии и области на геометрических образах. Пространственные и плоские замкнутые линии.
Выделение замкнутых линий среди прочих, характеристика выделенных линий.
1
1
Внутренняя, внешняя область замкнутой кривой.
Построение линий на пластилиновой модели цилиндра.
1
1
Достраивание незавершенного рисунка на бумаге по инструкции, характеристика полученной линии
Построение (достраивание) замкнутых линий на плоскости.
1
1
Разные ломаные. Квадрат
1
Квадрат как замкнутая ломаная со звеньями равной длины, расположенными под прямым углом.
Конструирование из счетных палочек замкнутой ломаной - модели квадрата. Построение ломаных.. Конструирование равных и неравных квадратов
1
1
Итого 30 часов
5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Программы внеурочной деятельности системы Л.В.Занкова /Составитель Петрова Е.Н. ИД "Фёдоров" 2012.
Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.. -Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 64 с.
Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/ Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 32 с.
Мир линий: тетрадь по геометрии / Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 64 с.
Окружность и круг. Сфера и шар: тетрадь по геометрии / Бененсон Е.П., Итина Л.С. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2013. - 80 с.
Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии / Бененсон Е.П., Итина Л.С. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013. - 80 с
Площадь и объем: тетрадь по геометрии / Бененсон Е.П., Итина Л.С. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013. -48 с.