Рабочая программа организации внеурочной деятельности по математике для 5 классов в рамках внедрения ФГОС ООО
Рабочая программа организации внеурочной деятельности по математике для 5 классов в рамках внедрения ФГОС ООО
Рабочая программа творческого объединения
«За страницами учебника математики»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные результаты
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные результаты
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
- геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
- извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
- выполнять вычисления с реальными данными;
- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
- выполнять проекты по всем темам данного курса;
- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа организации внеурочной деятельности по математике для 5 классов в рамках внедрения ФГОС ООО»
Рабочая программа творческого объединения
«За страницами учебника математики»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные результаты
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные результаты
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
- знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
- использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
- знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
- понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
- вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
- геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
- извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
- выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь
выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
- выполнять вычисления с реальными данными;
- проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
- выполнять проекты по всем темам данного курса;
- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
– беседа;
– лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу;
- построение алгоритма действий;
- фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка;
- практическая самостоятельная работа, когда ученики выполняют индивидуальные задания в рабочей тетради в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
– практическая работа с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала.
Виды внеурочной деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- творческие работы;
- задания на смекалку;
- лабиринты;
- кроссворды;
- логические задачи;
- упражнения на распознавание геометрических фигур;
- решение уравнений повышенной трудности;
- решение нестандартных задач;
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами;
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления;
- решение комбинаторных задач;
- задачи на проценты;
- решение задач на части повышенной трудности;
- задачи, связанные с формулами произведения;
- решение геометрических задач;
- досугово-развлекательная.
Как люди научились считать (9 часов)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Забавная арифметика (15 часов)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
Начальные понятия и факты курса геометрии (16 часов)
Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Измерение геометрических величин (26 часов)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул.
Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
план
факт
Как люди научились считать (9 часов)
1
Из истории развития арифметики. Как люди научились считать.
1ч.
2
История нуля. История математических знаков.
1ч.
3
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.
1ч.
4
Системы счисления.
1ч.
5
Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации.
1ч.
6
Проект «В мире чисел».
1ч.
7-8
Работа над проектом «В мире чисел».
2ч.
9
Защита проекта «В мире чисел»
1ч.
Забавная арифметика (15 часов)
10-11
Задачи-шутки.
2ч.
12
Забавные исчезновения и остроумный дележ.
1ч.
13
Затруднительные положения.
1ч.
14-15
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.
2ч.
16
Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложения этих чисел.
1ч
17-18
Игры со спичками.
2ч.
19-20
Игры и забавы.
2ч.
21
Проект «Старинные русские меры».
1ч.
22-23
Работа над проектом «Старинные русские меры».
2ч.
24
Защита проекта «Старинные русские меры».
1ч.
Начальные понятия и факты курса геометрии (16 часов)
25
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни.
1ч.
26
Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание фигур.
1ч.
27-28
Геометрические задачи.
2ч.
29
Простейшие геометрические фигуры.
1ч.
30
Конструирование из Т.
1ч.
31
Куб и его свойства
1ч.
32
Задачи на разрезание и складывание фигур
1ч.
33
Проект «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур»
1ч.
34-35
Работа над проектом «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур».
2ч.
36
Защита проекта «Занимательные задачи на разрезание и складывание фигур»
1ч.
37
Треугольник.
1ч.
38-39
Геометрические головоломки.
2ч.
40
Урок – путешествие «Путешествие по стране геометрии».
1ч.
Измерение геометрических величин (26 часов)
41
Измерение длины.
1ч.
42
Измерение площади.
1ч.
43
Измерение объёма.
1ч.
44
Задачи на вычисление длины, площади и объёма.
1ч.
45
Окружность.
1ч.
46
Геометрический тренинг.
1ч.
47
Зашифрованная переписка.
1ч.
48
Топологические опыты.
1ч.
49
Задачи со спичками.
1ч.
50-51
Задачи, головоломки, игры.
2ч.
52
Замечательные кривые.
1ч.
53
Лабиринты.
1ч.
54
Фигурки из кубиков и их частей.
1ч.
55-56
Оригами.
2ч.
57
Проект «Необычные оригами своими руками».
1ч.
58-59
Работа над проектом «Необычные оригами своими руками».
2ч.
60
Защита проекта «Необычные оригами своими руками».
1ч.
61
Игра «Умники и умницы».
1ч.
62
Проект «Удивительная математика».
1ч.
63-64
Работа над проектом «Удивительная математика».
2ч.
65
Защита проекта «Удивительная математика».
1ч.
66
Урок-путешествие «Морское путешествие в страну удивительных задач».