Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"
Программа “Я – гражданин и патриот России” предполагает формирование патриотических чувств; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин и патриот России"»
Адаптированная рабочая программа
внеурочной деятельности
по гражданско - патриотическому направлению
«Я – гражданин и патриот России»
Пояснительная записка
Дети – будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к гражданско-патриотическому формированию личности ребёнка. Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.
Воспитание гражданина и патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Формируя гражданина и патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин и патриот России” предполагает формирование патриотических чувств; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Рабочая программа «Я – гражданин и патриот России» составлена на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России» (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Пет-рова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011), и методическими пояснениями к курсу (Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009).
Цель программы - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспо-собной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Решаемые задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные усло-вия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
-формировать умение проводить акции благотворительности, милосердия;
- формировать умения создавать творческие проекты, презентации;
-проводить выставки семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
В рамках программы «Я – гражданин и патриот России» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
аукционы добрых дел;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Содержание программы
1. Формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика
2. Формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. Формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.
5. Формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Моя Родина – Российская Федерация. Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. Формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Особенности реализации программы
В соответствии с учебным планом начального общего образования ГБОУ «Ново - Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» программа «Я – гражданин и патриот России» реализуется с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (35 недель, по 1 часу в неделю).
В отличие от учебных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области патриотического образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам гражданственности достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Я – гражданин и патриот России»
Личностные результаты освоения курса:
Будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
Получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД:
Научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего занятия;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом занятия;
• выделять из темы занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности
Получит возможность научиться:
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Научится:
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов творческих работ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Получит возможность научиться:
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Календарно - тематическое планирование
4 класс
№
урока
Дата проведения урока
Тема урока
Форма
занятия
Виды учебной деятельности
Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.
Практические работы и другие виды учебной деятельности
Профориентационная работа
(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).
Производственный ресурс
план
факт
Поговорим о толерантности.
беседа
Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой
внутренний мир и ориентация в нем.
Кто я? Какой я?
беседа с творческим заданием
Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Символика России. Символы нашего края.
беседа
Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна Российской Федерации. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов,
посвященных государственным символам России.
Воспитывать уважение к государственным символам России, ее государственному языку. Овладеть патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
День пожилого человека. Акция «Доброта души».
праздник
Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. Уметь составить план подготовки праздника, составлять
сценарий праздника.
Забота о родителях - дело совести каждого.
мини проект
Анализировать отношение и взаимоотношение с родителями. Называть плюсы и минусы заботы родителей о детях и наоборот. Составлять свод правил «Как быть хорошим ребенком».
Продолжаем изучать школьный Устав. Наши классные обязанности.
практическое занятие
Понимать свою социальную роль. Знать содержание понятий прав и обязанностей
учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы.
Десант чистоты и порядка.
коллективная
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий. Уметь координировать свои усилия с усилиями
других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
В ответе за тех, кого приучили.
Покормите птиц зимой.
беседа с элементами игры
Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.
Мой лучший школьный друг. Письмо другу.
дискуссия
Уметь общаться, слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному
решению и пониманию других людей.
Тропы природы.
изготовление поделок из бросового материала
Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение
Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Государственный праздник - День Согласия и примирения.
час общения
Формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений. Овладение патриотическим сознанием, нравственными и
этическими ориентирами.
От вершины к корням. Из истории появления законов.
классный час
Права ребенка. Книга Ю.Яковлева «Ваши права, дети».
работа с текстом
Знать содержание понятий прав и обязанностей учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.
Тест «Познай себя».
диагностика
Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.
Правила счастливого человека.
психологический практикум
Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Мой город.
конкурс сочинений
Составлять собственные информационные материалы о малой родине. Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Зачем нужно учиться в школе.
диспут
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем.
«Хочу» и «надо».
беседа с элементами игры
Знать содержание понятий прав и обязанностей учащегося. Анализировать свои поступки. Решать примеры ситуаций, делать правильные выводы. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.
Я и моя семья.
фотовыставка
Исследовать свою родословную, историю своей семьи. Выражать собственную точку зрения на значение семьи, давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Герои России.
сообщения учащихся
Осознавать на практике значение уважительного отношения к истории Родины, ее героям.
О подвигах женщин в военное время.
просмотр и обсуждение
фильма
просмотр и обсуждение фильма
Мои семейные обязанности.
проигрывание сюжетов
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Масленица.
конкурс на лучший рецепт блинов
музыкальные превращения
Испытывать чувство гордости за историю и культуру своей страны. Подбор материала, участие в выставке.
«Можно» и «нельзя» в жизни.
игра - упражнение
Анализировать свои поступки. Решать примеры
ситуаций, делать правильные выводы. Уметь моделировать ситуацию и ее анализ. Применять знания в повседневном общении.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин.
литературная викторина
Расширять свой кругозор.
Берегите природу.
конкурс экологических сказок
Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, ответственности за общее благополучие;
Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение.
Растения из Красной книги.
просмотр видеофильма
Знать основные правила поведения в природе и ориентация на их выполнение.
просмотр видеофильма
Самое сильное звено.
игровая программа
Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Забота о родителях - дело совести каждого.
дискуссия
Анализировать отношение и взаимоотношение с родителями. Называть плюсы и минусы заботы родителей о детях и наоборот. Составлять свод правил «Как быть хорошим ребенком».
Победа деда - моя победа.
мини-проекты о своих героических родственниках
Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство гордости за историю и культуру своей страны.
Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной и самостоятельной деятельности.
Города-герои.
оформление альбома
Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной и самостоятельной деятельности.
Школьный двор.
коллективная исследовательская работа
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий, координировать свои
усилия с усилиями других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Волшебный мир руками детей.
выставка детского творчества
Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников.
Мы - россияне.
анкетирование
Владеть коммуникативной компетентности учащихся и
формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
Я - гражданин России.
игра-викторина
Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и