Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы военной подготовки»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы военной подготовки»
Основной целью является создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет; формирование социально активной личности гражданина и патриота; формирование высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Главные задачи:
Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм;
Знакомство с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
Активизация интереса к истории Отечества;
Приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения, истории геральдики Российского государства;
Создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
Формирование готовности служению Отечеству, способности защищать и отстаивать интересы Родины;
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «честь» и «бесчестие»;
Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы военной подготовки»»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», утверждённой приказом от 03.07.2018 № 430, а также в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и Примерной программы по учебным предметам, на основе авторской программы курса «Основы военной подготовки» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений. Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит: • привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основной целью является создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет; формирование социально активной личности гражданина и патриота; формирование высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Главные задачи:
Формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм;
Знакомство с историей, традициями, заповедями кадетского братства;
Возрождение и развитие традиций кадетского движения через изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов дореволюционной России;
Активизация интереса к истории Отечества;
Приобщение кадет к национальной истории и духовной культуре через изучение истории кадетского движения, истории геральдики Российского государства;
Создание условий для воспитания личности кадета на примере жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
Формирование готовности служению Отечеству, способности защищать и отстаивать интересы Родины;
Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
Формирование представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «честь» и «бесчестие»;
Воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к «кадетскому братству»
2. Планируемые результаты курса.
Программа предполагает формирование у кадет следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования
Знать:
основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического развития кадетского движения в России;
основные факты из жизни и деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
критически анализировать источники исторической информации;
выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
Оценка эффективности реализации программы:
Оценка результативности реализации программы «Кадеты – гордость России!» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами
Духовно-нравственные параметры:
Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- значение своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах.
Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм, любовь к Родине;
- символика Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- выполнение государственных и кадетских ритуалов.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношение детей к реалиям жизни учреждения, к педагогу, к
совместным делам);
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Прогнозируемый результат:
В процессе реализации программы у выпускников к моменту окончания курса должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способности нести личную ответственность за судьбу семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Модель выпускника.
Принципы реализации программы, еѐ цели, задачи и основные виды деятельности направлены на формирование модели выпускника школы. Выпускник представляется как личность, которой присуши следующие качества
Высокая духовность
творческое восприятие окружающей действительности;
наличие личной системы ценностей, в том числе норм и правил общения, принципов толерантности, душевности и доброты в отношениях с людьми, ответственности и обязательности.
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством
Патриотическое сознание
любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям кадетского корпуса, его истории.
активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества;
поиск нестандартных решений;
потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях;
умение оценивать обстановку;
осознание и видение своих достоинств и недостатков.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу "Основы военной подготовки"
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, выполнении учащимися презентаций, заданий викторины.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Основы военной подготовки» - спецкурс в рамках кадетского образования
Формы и методы организации
Традиционные формы работы: рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, работа с картой, практические занятия по отработке навыков, конкурсы, смотры, спортивновоенизированные эстафеты, экскурсии, конференции.
С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильмы, материалы сети Интернет, ЦОР по темам «Вооруженные силы России», «Гражданская оборона» и др.
Нетрадиционные формы работы: соревнования, показательные выступления, турниры, походы, встречи с интересными людьми (военных специальностей), викторины, дискуссии, семинары, конференции, круглые столы, ролевые игры, исследовательская и поисковая работа, легоконструирование, исторический марафон, составление кластеров и синквейнов, маркировка текста.
Методы, формы и приемы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала.
Характер деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная работа, проектная деятельность.
Методы обучения: словесные; наглядные; практическая деятельность
1 класс
На первом этапе реализуется задача формирования личности воспитанника, как будущего кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества. На первом этапе необходимо подготовить учащихся к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.
Цель: Формирование личности учащегося, как будущего кадета, формирование этических и нравственных норм, развитие интереса к истории России.
Методы занятий:
Занятие – диалог.
Занятие – игра (конкурсы, викторины, игры – путешествия).
Ролевая игра.
Прогнозируемый результат – усвоение учащимися основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.
2 класс
ель: познакомить кадет с историей, традициями, заповедями кадетского братства. Сформировать понимание, что кадетские корпуса России имели не только свои особенности, но и были едины в вопросах образования, нравственных вопросах и отношении к религии.
Методы занятий:
Диалог.
Диспут, дискуссия.
Интеллектуальные игры и викторины.
Мультимедийные презентации, просмотр фильмов.
Прогнозируемый результат - готовность воспитанников стать достойными кадетами.
3 класс
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся выпускников кадетских корпусов разных лет
Методы занятий:
Диалог;
Диспут, дискуссия.
Интеллектуальные игры и викторины.
Мультимедийные презентации, просмотр фильмов.
Беседа.
Лекция.
Прогнозируемый результат – усвоение кадетами ценностей на примере жизни и деятельности выдающихся выпускников кадетских корпусов.
4 класс
Цель: Познакомить учащихся с государственными силами государства, геральдическими знаками Вооруженных Сил Российской Федерации, воспитание будущих защитников Отечества, на примере славных традиций Вооруженных Сил Российской Федерации
Методы занятий:
Диалог;
Диспут, дискуссия.
Интеллектуальные игры и викторины.
Мультимедийные презентации, просмотр фильмов.
Беседа.
Лекция.
Прогнозируемый результат - усвоение кадетами ценностей на примере истории российской символики и символики ВС РФ
4.Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс
Nп\п
Содержание
Часы
1
Звание скромное и гордое – кадет.
1
2
Настоящий товарищ.
1
3
Один за всех и все за одного.
1
4
Мужская дружба.
1
5
Традиции и заповеди кадетского класса.
1
6
Будешь хорошо учиться – станешь настоящим кадетом.
1
7
Дисциплина и дисциплинированность.
1
8
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.
1
9
«Кадеты нашей школы» (встреча с учащимися кадетских классов школы).
1
10
Честность слов и поступков.
1
11
Что такое «добро» и «зло».
1
12
Добрые дела людям.
1
13
Сердце матери.
1
14
Мы родом из прошлого. Моя родословная.
1
15
Русь. Россия. Родина.
1
16
Российские символы: гимн, герб, флаг.
1
17
Богатыри Земли Русской.
1
18
Святой князь Владимир. Крещение Руси.
1
19
Князь Александр Невский. Ледовое побоище.
1
20
Три поля русской славы (Куликово поле, Бородинское поле, сражение под Прохоровкой).
1
21
Петр Великий.
1
22
Великий полководец Суворов А.В.
1
23
Освободитель России – М.И.Кутузов.
1
24
Великая Отечественная война – подвиг великий и вечный.
1
25
Герои Великой Отечественной войны.
1
26
Города-герои
1
27
Юные герои Великой Отечественной войны.
1
28
Братчане на фронте и в тылу.
1
29
Великая наша победа.
1
30
Город, в котором я живу.
1
31
Памятники и памятные места города Братска.
1
32
Их именами названы улицы Братска.
1
33
Поэты и писатели города Братска.
1
2 класс
Nп\п
Содержание
Часы
1
Сочинение «Почему я хочу быть кадетом»
1
2
Петр I –основатель военно-учебных заведений в России. Военные школы Петра I – основа кадетских корпусов.
1
3
Образование и развитие кадетских корпусов в России.
1
4
Судьба кадетских корпусов после 1917 года.
1
5
Образование Суворовских и Нахимовских училищ.
1
6
Возрождение кадетского движения в России в 90-х годах XX века.
1
7
Российские кадетские корпуса за рубежом.
1
8
Современные кадетские корпуса в Санкт-Петербурге.
1
9
Современные кадетские корпуса в Москве.
1
10
Современные кадетские корпуса в России.
1
11
Викторина «История кадетского движения»
1
12
Символы и ритуалы в кадетских корпусах.
1
13
Общевоинские традиции.
1
14
Общекадетские традиции.
1
15
Кодекс чести кадета.
1
16
«Я вам завещаю одно – храните святые заветы» (67 заветов генерал-лейтенанта Б.В.Абрамовича)
1
17
Тестирование «Заповеди товарищества и кодекс чести кадета»
1
18
Программа обучения в кадетских корпусах.
1
19
Форма одежды в кадетских корпусах.
1
20
Знамена и нагрудные знаки кадетских корпусов.
1
21
Типы кадет в дореволюционных кадетских корпусах.
1
22
Духовная и культурная жизнь кадет в корпусах.
1
23
Директора, преподаватели, корпусные офицеры.
1
24
Императоры России и кадетские корпуса.
1
25
Церковь и кадетские корпуса.
1
26
Кадеты – наследники великой культуры.
1
27
Брейн-ринг «Традиции кадетских корпусов»
1
28
Кадет кадету брат. Обсуждение.
1
29
Быть добрым – это значит быть слабым? Диспут.
1
30
Добро должно быть с кулаками. Диспут
1
31
Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Диспут.
1
32
Быть хозяином своих слов. Обсуждение.
1
33-34
Круглый стол: «Истинный кадет – это…»
2
3 класс
Nп\п
Содержание
Часы
1
История кадетского движения. Повторение.
1
Первый Его Императорского Величества кадетский корпус
2
Фельдмаршал П.А.Румянцев.
1
3
Генерал-фельдмаршал А.А.Прозоровский
1
4
Генерал Д.С.Дохтуров – герой Отечественной войны1812 года.
1
5
Генерал К.Ф.Толь - герой Отечественной войны1812 года.
Первый Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус
23
А.И.Маркевич – военный, ученый, артиллерист.
1
24
П.А.Федотов - выдающийся русский художник.
1
25
Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский.
1
Второй Московский Императора Николая I кадетский корпус
26
А.И.Куприн – известный русский писатель.
1
Третий Московский Императора Александра II кадетский корпус
27
Б.Захава – народный артист СССР.
1
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус
28
Граф А.А.Аракчеев – военный министр, сенатор.
1
29
П.Н.Нестеров – выдающийся русский военный летчик.
1
Первый Сибирский императора Александра I кадетский корпус
30
В.В.Куйбышев – советский государственный деятель.
1
31
Генерал-лейтенант – Д.И.Карбышев.
1
32
Конференция «Жизнь – Родине, честь – никому!»
1
33
Сочинение «Героями не рождаются»
1
34
Обсуждение сочинения. Диспут.
1
4 класс
Nп\п
Содержание
Часы
1
Символы государства.
1
2
Знамена и гербы Древней Руси.
1
3
Российский герб и знамена в XVIII - начале XX века.
1
4
Государственные гербы и государственные флаги в XX веке.
1
5
Происхождение гимнов, Гимны Российской Империи.
1
6
Государственный герб России.
1
7
Составление гербов.
1
8
Знаки и эмблемы на Руси.
1
9
Печать 1497 года.
1
10
Государь или святой Георгий?
1
11
Двуглавый орел.
1
12
Современный флаг России.
1
13
История знамен. Вексиллология.
1
14
Знамена Древней Руси.
1
15
Появление национального флага. Знамена Петра I.
1
16
Флаги советской эпохи.
1
17
Гимны Древней Руси.
1
18
Первые российские гимны.
1
19
Официальный гимн Российской Империи.
1
20
Советский гимн.
1
21
Современный гимн РФ.
1
22
Федеральные законы о государственных символах России.
1
23
Флаги иностранных государств.
1
24
Символы Вооруженных Сил РФ.
1
25
Ритуалы ВС РФ.
1
26
Боевое знамя части – символ воинской чести, доблести и славы.
1
27
Награды Российской Империи.
1
28
Форма одежды военнослужащих Российской империи.
1
29
Награды советской эпохи.
1
30
Ордена и медали России.
1
31
Военная форма военнослужащих ВС РФ.
1
32
Правила ношения военной формы.
1
33
Погоны и знаки различия военнослужащих ВС РФ.
1
34
Викторина «Символы России»
1
5. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения курса
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//Воспитание школьников. – 2006. - № 3
Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3
Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах//-М.,2000
Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. - 1998 г. - № 2.
Коркунова Е.Ю. История кадетского движения http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
Петреченко В.Г. Азбука кадетской жизни http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
6.Календарно – тематическое планирование курса «Основы пожарной безопасности »
1класс 33 часа Авторы:
Nп\п
Раздел, тема урока
Часы
Дата проведения
Примечание
план
факт
1
Звание скромное и гордое – кадет.
1
2
Настоящий товарищ.
1
3
Один за всех и все за одного.
1
4
Мужская дружба.
1
5
Традиции и заповеди кадетского класса.
1
6
Будешь хорошо учиться – станешь настоящим кадетом.
1
7
Дисциплина и дисциплинированность.
1
8
Настоящий кадет – образец аккуратности и подтянутости.
1
9
«Кадеты нашей школы» (встреча с учащимися кадетских классов школы).
1
10
Честность слов и поступков.
1
11
Что такое «добро» и «зло».
1
12
Добрые дела людям.
1
13
Сердце матери.
1
14
Мы родом из прошлого. Моя родословная.
1
15
Русь. Россия. Родина.
1
16
Российские символы: гимн, герб, флаг.
1
17
Богатыри Земли Русской.
1
18
Святой князь Владимир. Крещение Руси.
1
19
Князь Александр Невский. Ледовое побоище.
1
20
Три поля русской славы (Куликово поле, Бородинское поле, сражение под Прохоровкой).
1
21
Петр Великий.
1
22
Великий полководец Суворов А.В.
1
23
Освободитель России – М.И.Кутузов.
1
24
Великая Отечественная война – подвиг великий и вечный.