Рабочая программа курса «Знатоки родного края » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Д.В. Григорьева , П.В. Степанова «Внеурочная познавательная деятельность» (М :Просвещение, 2011)
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории родного края, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.В программу входит пояснительная записка, планируемые результаты, тематический план, перечень литературы, календарно- тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность."Знатоки родного края."(духовно- нравственное направление) »
МКУ Атагайская СОШ
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Знатоки родного края»
(духовно-нравственное направление)
1 класс.
Составлено:
учитель начальных классов
МКУ Атагайская СОШ
Савостьянова Л.В
Знатоки родного края.
Духовно-нравственное направление.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Знатоки родного края » разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Д.В. Григорьева , П.В. Степанова «Внеурочная познавательная деятельность» (М :Просвещение, 2011)
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории родного края, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Цель данного курса – изучение исторического прошлого нашего края, истории становления и развития своей школы, посёлка , культурного наследия , природных особенностей родного края; формирование убеждения в необходимости и возможности участия каждого в развитии и становлении своего края.
Задачи:
реализовать познавательные и других интересы и потребности ученика через изучение истории своей школы, города, региона.
разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в учебе, делах, общении;
способствовать творческому развитию детей, их гражданскому становлению, удовлетворению их запросов, формированию профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
воспитывать любовь к родной земле, гордость за её достижения и стремление к развитию и саморазвитию.
Формы занятий: викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в музеи города, беседы, конкурсы рисунков, конкурсы знатоков природы, просмотр компьютерных презентаций, видеофильмов о природе родного края.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково- исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 1 классе выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.
Тематический план.
№
Содержание
Кол-во часов
1
Введение.
2
2
Наша школа.
6
3
Наша малая Родина. Поселок Атагай.
11
4
Наш край.
14
Итого:
33
Содержание тем учебного курса. Введение .
Введение в предмет
Экскурсия по родному посёлку..
Наша школа.
Наша школа. История школы. В какие игры играют дети нашей школы
Традиции нашей школы. Подготовка и защита проекта «Наша любимая школа»
Наша малая Родина. Посёлок Атагай
Наша малая родина. История возникновения поселка. Название. Улицы нашего поселка.
Достопримечательности нашего посёлка. Сельская библиотека.
Обычаи и традиции посёлка. Почетные жители нашего поселка.
Предприятия нашего поселка.
Родной край.
История родного края. Иркутская область. Природа родного края.
Растительный и животный мир родного края. Исторические места Иркутской области.
Известные люди родного края. Поэты и писатели родного края.
Предприятия родного края. Сельское хозяйство нашего края.
Культура края. Герои Вов ,жившие в моем крае.
Результаты изучения учебного материала.
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего поселка, области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные .
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Физические карты России, Иркутской области, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты музеев поселка; Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
Список литературы:
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2010,
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011
Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009.
Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., Просвещение, 2009.
Материалы школьной библиотеки; Материалы центральной библиотеки.