Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5 класса основного общего образования»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей родных языковМБОУ СОШ № 7 г. Бирска Руководитель ШМО _________Гайнетдинова З.М. Протокол №1 от " 26 " августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО Председатель НМС МБОУ СОШ №7 г. Бирска, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________ Г.А.Закирова Протокол № 1 от "30" августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО И.о директора
МБОУ СОШ № 7 г. Бирска _______В.Г. Галлямутдинов
Приказ № 182-К от "31" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для 5Б класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Гайнетдинова Зиля Маснавиевна
учитель башкирского языка
Бирск 2022
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г).
5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)
Рабочая программа рассчитана на 34 недели, 1час в неделю.
4 Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5.Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
6.МЦКО https://mcko.ru/
7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику
в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление).
Количество часов на один год обучения в 5 классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.
С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.
Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.
Основные виды деятельности обучающихся:
- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
- выполнение практических заданий;
- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;
- проведение экспериментов и опытов.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования МБОУ-СОШ №7 г.Бирск, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.
Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в текущем учебном году:
ценностей; собственную позицию по отношению к прочитанному
Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей
Объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей
Оценивает финансовые
действия в конкретных
ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина страны
-
Содержание
Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.
Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведение итогов работы за год.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Проведение входного и выходного контроля.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)
Модуль «Основы читательской грамотности»
№
Дата
по плану
Тема занятия
Всего ч. в неделю
Формы деятельности
1.
02.09
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
1
Беседа, конкурс
2.
09.09
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
1
работа в парах, ролевая игра
3.
16.09
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями
4.
23.09
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей
1
5.
30.09
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое)
1
Круглый стол
6.
07.10
Что такое вопрос? Виды вопросов.
1
Квест, конкурс
7.
14.10
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?»
8.
21.10
Работа со сплошным текстом.
1
9.
28.10
Обобщение по модулю «Основы
читательской грамотности»
1
Итого
9
Модуль «Основы математической грамотности»
№
Дата по плану
Тема занятия
Всего ч.в неделю
Формы деятельности
1.
11.11
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления
1
Беседа, обсуждение, практикум.
2.
18.11
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
1
Обсуждение, практикум, брейн-ринг.
3.
25.11
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
1
Беседа, обсуждение практикум
4.
02.12
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
1
Беседа, обсуждение практикум
5.
09.12
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
1
Игра, урок-исследование, брейн-ринг,
конструирование.
6.
16.12
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.
1
Обсуждение, урок-практикум,
моделирование.
7.
23.12
Комбинаторные задачи.
1
Урок-практикум.
Итого
7
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№
Тема занятия
Всего часов в неделю
Формы деятельности
1.
13.01
Как появились деньги? Что могут деньги?
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
2.
20.01
Деньги в разных странах
1
Круглый стол, игра.
3.
27.01
Деньги настоящие и ненастоящие
1
Игра, экскурсия.
4.
03.02
Как разумно делать покупки?
1
Игра, круглый стол.
5.
10.02
Кто такие мошенники?
1
Круглый стол, игра, квест.
6.
17.02
Личные деньги
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
7.
24.02
Личные деньги
1
Беседы, диалоги, дискуссии.
8.
03.03
Сколько стоит «своё дело»?
1
Проект, игра.
9.
10.03
Сколько стоит «своё дело»?
1
Проект, игра.
10
17.03
Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»
1
11
24.03
Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»
1
Итого
11
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№
Тема занятия
Всего ч. в неделю
Формы деятельности
1.
07.04
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.
1
Беседа, демонстрация записей
звуков.
2.
14.04
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.
1
Наблюдение физических
явлений.
3.
21.04
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.
1
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.
4.
28.04
Углекислый газ в природе и его значение.
1
5.
05.05
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
1
Работа с коллекциями минералов и горных пород.
6.
12.05
Атмосфера Земли.
1
7.
19.05
Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.