kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5 класса основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

 

для 5Б класса основного общего образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 5 класса основного общего образования»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №7 г. Бирска

муниципального района Бирский район Республики Башкортостан




РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей родных языковМБОУ СОШ № 7 г. Бирска
Руководитель ШМО
_________Гайнетдинова З.М.
Протокол №1
от " 26 "  августа  2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Председатель НМС МБОУ СОШ №7 г. Бирска, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
______________ Г.А.Закирова
Протокол № 1
от "30" августа   2022 г.





УТВЕРЖДЕНО
И.о директора

МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
_______В.Г. Галлямутдинов


Приказ № 182-К
от "31" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»


для 5Б класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Гайнетдинова Зиля Маснавиевна

учитель башкирского языка



Бирск 2022


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности Функциональная грамотность на 2022-2023 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

3. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. (письмо от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03)

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010года в редакции изменений №3, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г).

5. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.02.2011 N 19676)



Рабочая программа рассчитана на 34 недели, 1час в неделю.



Используемые учебные пособия


1.Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.:Просвещение, 2021


2.Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Краснянская К.А., Квитко Е.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 (ч.1, ч.2). М.: Просвещение,2021


3.Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021


4.Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. М.: Просвещение, 2021


5.Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск


Используемые интернет-ресурсы


1.. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ

https://fg.resh.edu.ru/


2.Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/


3.Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/


4 Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa


5.Программа ИРО Самарской области по развитию ФГ https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/


6.МЦКО https://mcko.ru/

7.ЯКласс https://www.yaklass.ru/


Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.


Программа нацелена на развитие:


- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику


в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);


- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);


- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);


- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.


Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает в 5-8 классах – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность), в 9 классе – 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и креативное мышление).


Количество часов на один год обучения в 5 классе – 34часа (по 1 часу в неделю). Из них 32 часа на изучение 4-х модулей (по 8 часов на изучение модулей «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность», «естественнонаучная грамотность») и 2 часа на проведение комплексного входного и выходного контроля по курсу внеурочной деятельности учащихся, завершающих освоение программы курса по всем модулям соответствующего года обучения.


Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, игра, квест, моделирование, викторина, квиз, проект.

С целью формирования креативного мышления педагоги используют целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии.


Форма проведения входного и выходного контроля – тестирование.


Основные виды деятельности обучающихся:


- самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);


- выполнение практических заданий;


- поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;


- решение ситуационных и практико-ориентированных задач;


- проведение экспериментов и опытов.





Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.


В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования МБОУ-СОШ №7 г.Бирск, в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В связи с этим в нашей школе большое внимание уделяется формированию читательской грамотности участников образовательных отношений как базовой основы ключевых УУД. Формирование читательской грамотности проводится на каждом уроке.


Порядок реализации модулей обязательно начинается с модуля читательской грамотности, т.к. этот модуль один из главных, то его изучение планируется начать в 1 четверти, другие модули могут изучаться в любом порядке, в зависимости от особенностей организации образовательного процесса в текущем учебном году:


1 четверть – модуль «Читательская грамотность»;


2 четверть – модуль «Математическая грамотность»;


3 четверть – модуль «Финансовая грамотность» / модуль «Креативное мышление»;

4 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность»








Планируемые результаты освоения программы курса


Метапредметные и предметные результаты


Класс /5

уровень

ФГ

Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Креативное

мышление







Уровень

узнавания и

понимания



находит и извлекает

информацию из различных текстов



находит и извлекает

математическую информацию в различном контексте


находит и извлекает

информацию о

естественнонаучных явлениях в различном

контексте

находит и извлекает

финансовую

информацию в

различном контексте


-









Личностные результаты



Класс


Грамотность

Читательская

Математическая

Естественно-

научная

Финансовая

Креативное

мышление








5-8 классы

оценивает содержание

прочитанного с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей; собственную позицию по отношению к прочитанному


Объясняет гражданскую

позицию в конкретных

ситуациях знаний с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей


Объясняет гражданскую

позицию в конкретных

ситуациях общественной

жизни на основе

естественно-научных знаний с позиции норм

морали и общечеловеческих ценностей

Оценивает финансовые

действия в конкретных

ситуациях с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей, прав и

обязанностей

гражданина страны

-












Содержание


Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники?


Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом.


Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.


Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.


Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.


Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.


Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение.


Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Уникальность планеты Земля.

Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Подведение итогов работы за год.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.

Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

Атмосфера Земли Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Проведение входного и выходного контроля.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (по модулям)

Модуль «Основы читательской грамотности»

Дата

по плану

Тема занятия

Всего ч. в неделю

Формы деятельности

1.

02.09

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.

1

Беседа, конкурс

2.

09.09

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

работа в парах, ролевая игра

3.

16.09


Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями

4.

23.09

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей

1


5.

30.09

Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое)

1

Круглый стол

6.

07.10

Что такое вопрос? Виды вопросов.

1

Квест, конкурс

7.

14.10

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?»

8.

21.10

Работа со сплошным текстом.

1


9.

28.10

Обобщение по модулю «Основы

читательской грамотности»

1


Итого

9



Модуль «Основы математической грамотности»

Дата по плану

Тема занятия

Всего ч.в неделю

Формы деятельности

1.

11.11

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления

1

Беседа, обсуждение, практикум.

2.

18.11

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг.

3.

25.11

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

Беседа, обсуждение практикум

4.

02.12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение практикум

5.

09.12

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование, брейн-ринг,

конструирование.

6.

16.12

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урок-практикум,

моделирование.

7.

23.12

Комбинаторные задачи.

1

Урок-практикум.

Итого

7



Модуль: «Основы финансовой грамотности»


Тема занятия

Всего часов в неделю

Формы деятельности

1.

13.01

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

20.01

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3.

27.01

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия.

4.

03.02

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол.

5.

10.02

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6.

17.02

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

24.02

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

8.

03.03


Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

9.

10.03

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

10

17.03

Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»


1


11

24.03

Обобщение модуля: «Основы финансовой грамотности»


1


Итого

11



Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»


Тема занятия

Всего ч. в неделю

Формы деятельности

1.

07.04

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей

звуков.

2.

14.04

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физических

явлений.

3.

21.04

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

4.

28.04

Углекислый газ в природе и его значение.

1


5.

05.05

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

Работа с коллекциями минералов и горных пород.

6.

12.05

Атмосфера Земли.

1


7.

19.05

Уникальность планеты Земля. Условия существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

Беседа. Презентация.

Итого

7



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гайнетдинова Зиля Маснавиевна

Дата: 21.06.2023

Номер свидетельства: 634155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка рабочей программы по математике 3 класс в соответствии с ФГОС 2 поколения "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-3-klass-v-sootvietstvii-s-fgos-2-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107009"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403152723"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_kursu_vneurochnoi_deiatelnosti_funktsionalnaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "628729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1680194280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая  программа по внеурочной деятельности «По тропинкам Прибайкалья» "
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-tropinkam-pribaikal-ia"
    ["file_id"] => string(6) "129977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415803392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Русский язык 6 класс "
    ["seo_title"] => string(21) "russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446468466"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "100478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402381590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства