Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
РАССМОТРЕНО Заседанием МО ________Духович Н.В Протокол №____ от "____" ____ 2022 г.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Григорьева Н.В Протокол № ______ от "____" _____ 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лицей №2» ________ Дементьева Н.Б Приказ № ____ от "_____" _____ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
( общеинтеллектуальное направление)
1-4 классы
Срок реализации: 4 года
Учитель начальных классов:
Поескова А.Г.
г. Михайловск
2022-2023уч. Год
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 ч)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
9
Итого
33
2 класс (34 ч)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
2.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
4.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8,5
Итого
34
3 класс (34 ч)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
Как сэкономить семейные деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Математическая грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
5
Проверочные работы
2
Проверь себя
Итого
34
4 класс (34 ч)
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Содержание
Формы внеурочной деятельности
1
Читательская грамотность
1
1
1
1
2
1
1
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
2.
Естественно-научная грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
3.
Финансовая грамотность
2
1
1
2
1
1
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
4.
Математическая грамотность
1
2
1
1
2
1
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Итого
8
Творческие работы
1
1
По выбору.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
Итого
2
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
0,5
0,5
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
0,5
0,5
Про козу, козлят и капусту.
1
0,5
0,5
Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
1
0,5
0,5
Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
0,5
0,5
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
0,5
0,5
За покупками.
1
0,5
0,5
Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
Лесной банк.
1
0,5
0,5
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
0,5
0,5
Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
0,5
0,5
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
0,5
0,5
Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
Про Снегурочку и превращения воды.
1
0,5
0,5
Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
Иванова соль.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
Итого:
33
16,5
16,5
Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0,5
0,5
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
Банковская карта.
1
0,5
0,5
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
Безопасность денег на банковской карте.
1
0,5
0,5
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
Про крота.
1
0,5
0,5
Про кредиты.
1
0,5
0,5
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
Про ежа.
1
0,5
0,5
Про вклады.
1
0,5
0,5
Занимательные особенности яблока.
1
0,5
0,5
Полевой хомяк.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Про бобров.
1
0,5
0,5
Бобры строители.
1
0,5
0,5
Такие разные деньги.
1
0,5
0,5
Материал для плотин.
1
0,5
0,5
Позвоночные животные.
1
0,5
0,5
Встреча друзей.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Про дождевого червяка.
1
0,5
0,5
Кальций.
1
0,5
0,5
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
Про мел.
1
0,5
0,5
Про мыло.
1
0,5
0,5
История свечи.
1
0,5
0,5
Магнит.
1
0,5
0,5
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
Полезный кальций.
1
0,5
0,5
Про облака.
1
0,5
0,5
Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
0,5
Интересное вещество мел.
1
0,5
0,5
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
0,5
0,5
Про свечи.
1
0,5
0,5
Волшебный Магнит.
1
0,5
0,5
Проверь себя.
1
0,5
0,5
Что такое «бюджет»?
1
0,5
0,5
Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.
1
0,5
0,5
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.
1
0,5
0,5
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
1
0,5
0,5
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.
1
0,5
0,5
Как сэкономить семейные деньги?
1
0,5
0,5
Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
0,5
Планируем семейный бюджет.
1
0,5
0,5
Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
0,5
Пенсии и пособия.
1
0,5
0,5
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
0,5
0,5
Подсчитываем расходы.
1
0,5
0,5
Расходы на обязательные платежи.
1
0,5
0,5
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
0,5
0,5
Проверь себя.
1
0,5
0,5
Итого:
34
17
17
Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе
Дата проведения
Теория
Практика
Старинная женская одежда.
1
0,5
0,5
Старинные женские головные уборы.
1
0,5
0,5
Старинная мужская одежда и головные уборы.
1
0,5
0,5
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
0,5
0,5
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.