kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Цифровая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной детяельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Цифровая грамотность"»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»

6 класс

(основное общее образование)

(ведущее направление: функциональная грамотность)


срок реализации рабочей программы – 1 год





















Пояснительная записка


Цель изучения курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»: ознакомление обучающихся с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.


Задачи:
  • дать обучающимся систему знаний о компьютерных ресурсах;

  • развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий;

  • расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения;

  • активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

  • учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

  • развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности


В результате изучения курса основы цифровой грамотности у обучающихся будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение основ компьютерной грамотности будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.

В программе предусмотрены следующие виды разделов:

    1. Что такое компьютер

    2. Управление компьютером

    3. Информация

    4. Графический редактор.

    5. Текстовый процессор.

    6. Медиа продукция


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане


В соответствии с учебным планом образования обучающихся курс внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»в 6 классе рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.


Ценностные ориентиры

Ценностные ориентиры содержания курса «Цифровая грамотность» определяются спецификой информационных технологий как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности


К личностным результатам освоения курса относятся:

  1. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  3. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  5. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  6. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  7. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  8. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

  10. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  11. проявление готовности к самостоятельной жизни.

В результате освоения курса «Цифровой грамотности» у обучающихся планируется формирование

базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные базовые учебные действия:
    • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

    • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

    • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

    • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

    • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

    • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия :
    • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

    • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

    • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:
    • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

    • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

    • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

    • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

    • читать;

    • печатать;

    • выполнять арифметические действия;

    • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

    • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные базовые учебные действия:
    • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);

    • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

    • обращаться за помощью и принимать помощь;

    • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

    • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

    • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Предметные результаты:

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • технику безопасного поведения в компьютерном классе;

  • технику безопасности при работе за компьютером;

  • устройство компьютера (базовая комплектация);

  • понятие информации и действий с нею на чувственном уровне;

  • устройства ввода, вывода и хранения информации (базисной комплектации);

  • понятие алгоритма и правила построения простейших алгоритмов;

  • правила запуска и внешнего вида текстового редактора WORD.

  • правила запуска и внешнего вида графического редактора PAINT, инструменты и правила работы с ними;

  • правила безопасного поведения в сети интернет;

  • правила запуска браузеров и работы в них.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания в практической деятельности;

  • соблюдать технику безопасности;

  • работать с информацией (передавать, обрабатывать и хранить);

  • создавать, редактировать документы, создавать таблицы и форматировать текст в текстовом редакторе WORD;

  • запускать графический редактор и работать с его инструментами при создании рисунка;

  • работать с программами и файлами;

  • различать службы сети Интернет, пользоваться ими;

Так же включают освоенные обучающимися знания и умения по основам компьютерной грамотности, готовность их применения в быту.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по основам цифровой грамотности не является препятствием к продолжению образования.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 6 классе: Минимальный уровень:

представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;

выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).


Достаточный уровень:

представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов

зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»




Раздел

Кол- во

часов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

БУД

1

Что такое

компьютер

3

Минимальный уровень: Должен знать:

-Основные требования при работе на компьютере

-Что такое персональный компьютер

Должен уметь:

-Применять свои знания на практике

-Самостоятельно запускать и закрывать программу

Достаточный уровень: Должен знать:

-Основные требования при работе на компьютере

-Что такое персональный

компьютер -Программное и аппаратное обеспечение

компьютера Должен уметь:

-Проявление готовности к самостоятельной жизни

- Сформированность адекватных

представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении. -

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия.

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и

развивающемся мире.

Личностные

-Способность к осмыслению

социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Коммуникативные

Вступать в контакт и работать в

коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс,

учитель−класс); Регулятивные

-Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

Познавательные

-Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;




-Применять свои знания на практике

-Самостоятельно запускать и закрывать

программу

-Различать программное и аппаратное обеспечение

компьютера





2


Управление

компьютером

11

Минимальный уровень:

Должен знать:

-Что такое рабочий стол

-Внешние устройства

-Устройства ввода информации

-Как запускать калькулятор Должен уметь:

-Применять свои знания на практике

-Ориентироваться на рабочем столе

-Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью

-Самостоятельно запускать и работать с калькулятором Достаточный уровень:

Должен знать:

-Что такое рабочий стол

-Устройства ввода информации

-Внешние устройства

-Сформированность

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям;

-Сформированность навыков

сотрудничества с взрослыми и

сверстниками в разных социальных

ситуациях; воспитание эстетических потребностей,

ценностей и чувств.

-Владение навыками коммуникации и

Личностные

-Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Коммуникативные

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Регулятивные

-Активно участвовать в

деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные

-Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное

высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на

бумажных и электронных и других

носителях).





-Внутреннее устройство компьютера

-Как запускать калькулятор Должен уметь:

-Применять свои знания на

практике

-Ориентироваться на рабочем столе

-Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью

-Подключать внешние устройства к ПК

-Самостоятельно запускать и

работать с калькулятором

принятыми нормами социального

взаимодействия.


3

Информация

6

Минимальный уровень: Должен знать:

-Что такое информация

-Способы создания и сохранения файлов

-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в

Личностные

-Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,





-Способы приема и передачи информации

-Что такое электронная почта Должен уметь

: -Применять свои знания на практике

-Создавать и сохранять файлы

-Принимать и передавать информацию

Достаточный уровень:

Должен знать:

-Что такое информация

-Виды информации

-Свойства информации

-Способы создания и сохранения файлов

-Способы приема и передачи информации

-Что такое электронная почта

-Обработка информации Должен уметь:

-Применять свои знания на практике

-Различать информацию

-Создавать и сохранять файлы -

Принимать и передавать информацию

повседневной жизни. -

Сформированность

навыков сотрудничества с взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях. -

Принятие и освоение социальной роли обучающегося,

проявление социально значимых мотивов

учебной деятельности.

обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Коммуникативные

-Сотрудничать с взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,

конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные

-Активно участвовать в

деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные

-Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное

высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на

бумажных и электронных и других носителях).


4

Графический Редактор

5

Минимальный уровень: Должен знать

-Что такое графический редактор Paint

-Возможности графического редактора Paint

Должен уметь:

-Самостоятельно запускать графический

редактор Paint

-Применять свои знания на практике

-Создавать рисунки и сохранять их в папке Достаточный уровень: Должен знать:

-Что такое графический редактор Paint

-Возможности графического редактора Paint

-Как работать в графическом редакторе Paint

Должен уметь:

-Самостоятельно запускать графический

редактор Paint

-Применять свои знания на практике.

-Сформированность

навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях;

-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-Сформированность

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным

ценностям;

творческому труду,

Личностные

-Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Коммуникативные

- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,

ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

Регулятивные

-Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать общем темпе;

Познавательные

-Выделять некоторые существенные, общие и

отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

предложенному плану и работать в


5

Текстовый редактор

5

Минимальный уровень: Должен знать:

-Что такое текстовый редактор

-Возможности текстового редактора

-Как изменять шрифт Должен уметь:

-Применять свои знания на практике

-Самостоятельно запускать и работать в текстовом

редакторе

-Редактировать текст Достаточный уровень: Должен знать:

-Что такое текстовый редактор

-Возможности текстового редактора

-Приемы редактирования текстов

-Способы сохранения файлов

-Как изменять шрифт Должен уметь:


-Применять свои знания на практике

-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

-Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия. -

Проявление готовности к самостоятельной жизни. - Овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и

развивающемся мире.

Личностные

-Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Коммуникативные

-Обращаться за помощью и принимать помощь;

-Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Регулятивные

-Активно участвовать в

деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Познавательные Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, текст, устное высказывание, элементарное

схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и

электронных и других носителях).





-Самостоятельно запускать и работать в текстовом

редакторе

-Редактировать текст



6

Медиа продукция

4

Минимальный уровень: Должен знать:

-Что такое медиа продукция

-Что такое

компьютерная сеть

-Что такое сеть интернет

Должен уметь

-Самостоятельно запускать медиа продукцию

-Применять свои знания на практике

-Безопасно пользоваться сетью интернет

Достаточный уровень: Должен знать

: -Что такое медиа продукция

-Виды медиа продукции

-Что такое

компьютерная сеть

-Способность к

осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального

взаимодействия;

-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

Личностные

-Понимание личной

ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в

современном обществе; Коммуникативные

-Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с

объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные

-Соотносить свои действия и их

результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом

предложенных критериев,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные

-Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;





-Что такое сеть интернет Должен уметь:

-Самостоятельно запускать медиа продукцию

-Применять свои знания на практике

-Безопасно пользоваться сетью интернет - Самостоятельно заходить в сеть интернет




Тематическое планирование

(1 час в неделю – 34 часа за год)





Тема урока

Количество часов


Дата проведения


Что такое компьютер



1

Основные требования при работе на компьютере Вводный инструктаж по ОТ, ТБ, ППБ

1


2

Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией Первичный инструктаж по ОТ,ТБ,ППБ

1


3

Программное и аппаратное обеспечение компьютера

1



Управление компьютером



4

Практическая работа №1

Управление компьютером: рабочий стол, главное меню, запуск программ

1


5

Практическая работа №2

Ввод информации в память компьютера. Устройства ввода информации. Клавиатура

Освоение клавиатуры

1


6

Практическая работа №3

Работа на тренажере по отработке навыков работы на клавиатуре, работы с мышью

1


7

Внешние устройства

1


8

Внутреннее устройство компьютера

1


9

Практическая работа №4 Понятия вверх, вниз

1


10

Практическая работа №5 Понятия вправо, влево

1


11

Практическая работа №6

Символьные клавиши на клавиатуре

1


12

Практическая работа №7

Функциональные клавиши на клавиатуре

1


13

Практическая работа №8

Игры с калькулятором

1


14

Практическая работа №9 Игры с калькулятором

1



Информация



15

Что такое информация? Виды информации

1


16

Свойства информации

Повторный инструктаж по ОТ и ТБ

1


17

Практическая работа №10

Действия с информацией. Создаем и сохраняем файлы

1


18

Прием и передача информации. Электронная почта

1


19

Язык передачи информации

1


20

Обработка информации

1



Графический редактор



21

Графический редактор Paint. Назначение, возможности,

местоположение

1


22

Практическая работа №12 Работа в графическом редакторе

1


23

Практическая работа №13 Работа в графическом редакторе

1


24

Практическая работа №14 Работа в графическом редакторе

1


25

Практическая работа №15 Работа в графическом редакторе

1



Текстовый редактор



26

Практическая работа № 16

Назначение и основные понятия текстового редактора

1


27

Практическая работа №17

Приемы редактирования текстов

1


28

Практическая работа №18 Проверка орфографии

1


29

Практическая работа №19 Сохранение текста

1


30

Практическая работа №20 Работа со шрифтами

1


31

Медиа продукция



32

Знакомство с медиа продукцией

1


33

Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков

1


34

Компьютерные сети. Сеть Интернет.

Инструктаж «Правила поведения в сети Интернет»

1



Итого за год - 34 урока.






Результат внеурочной деятельности (выход) – выполнение практической работы на ПК.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа "Цифровая грамотность"

Автор: Наумова Инна Сергеевна

Дата: 13.12.2024

Номер свидетельства: 661663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-naghliadnaia-ghieomietriia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161664"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266039"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ИЗО  2 класс "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-izo-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110642"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406353230"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по информатике 7 класс (ID1628348)"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_programma_po_informatike_7_klass_id1628348"
    ["file_id"] => string(6) "619732"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1670683034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства