Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Цифровая грамотность"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»
6 класс
(основное общее образование)
(ведущее направление: функциональная грамотность)
срок реализации рабочей программы – 1 год
Пояснительная записка
Цельизучения курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»: ознакомление обучающихся с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Задачи:
дать обучающимся систему знаний о компьютерных ресурсах;
развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий;
расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения;
активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса основы цифровой грамотности у обучающихся будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение основ компьютерной грамотности будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.
В программе предусмотрены следующие виды разделов:
Что такое компьютер
Управление компьютером
Информация
Графический редактор.
Текстовый процессор.
Медиа продукция
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся курс внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»в 6 классе рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры содержания курса «Цифровая грамотность» определяются спецификой информационных технологий как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
К личностнымрезультатам освоения курса относятся:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
В результате освоения курса «Цифровой грамотности» у обучающихся планируется формирование
базовыхучебныхдействий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия :
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметныерезультаты:
По окончании курса учащиеся должны знать:
технику безопасного поведения в компьютерном классе;
технику безопасности при работе за компьютером;
устройство компьютера (базовая комплектация);
понятие информации и действий с нею на чувственном уровне;
устройства ввода, вывода и хранения информации (базисной комплектации);
понятие алгоритма и правила построения простейших алгоритмов;
правила запуска и внешнего вида текстового редактора WORD.
правила запуска и внешнего вида графического редактора PAINT, инструменты и правила работы с ними;
правила безопасного поведения в сети интернет;
правила запуска браузеров и работы в них.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
использовать полученные знания в практической деятельности;
соблюдать технику безопасности;
работать с информацией (передавать, обрабатывать и хранить);
создавать, редактировать документы, создавать таблицы и форматировать текст в текстовом редакторе WORD;
запускать графический редактор и работать с его инструментами при создании рисунка;
работать с программами и файлами;
различать службы сети Интернет, пользоваться ими;
Так же включают освоенные обучающимися знания и умения по основам компьютерной грамотности, готовность их применения в быту.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по основам цифровой грамотности не является препятствием к продолжению образования.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 6 классе: Минимальныйуровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточныйуровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»
№
Раздел
Кол-во
часов
Планируемыерезультаты
Предметные
Личностные
БУД
1
Что такое
компьютер
3
Минимальныйуровень: Должен знать:
-Основные требования при работе на компьютере
-Что такое персональный компьютер
Должен уметь:
-Применять свои знания на практике
-Самостоятельно запускать и закрывать программу
Достаточный уровень: Должен знать:
-Основные требования при работе на компьютере
-Что такое персональный
компьютер -Программное и аппаратное обеспечение
компьютера Должен уметь:
-Проявление готовности к самостоятельной жизни
- Сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении. -
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Личностные
-Способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
Познавательные
-Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-Применять свои знания на практике
-Самостоятельно запускать и закрывать
программу
-Различать программное и аппаратное обеспечение
компьютера
2
Управление
компьютером
11
Минимальныйуровень:
Должен знать:
-Что такое рабочий стол
-Внешние устройства
-Устройства ввода информации
-Как запускать калькулятор Должен уметь:
-Применять свои знания на практике
-Ориентироваться на рабочем столе
-Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью
-Самостоятельно запускать и работать с калькулятором Достаточныйуровень:
Должен знать:
-Что такое рабочий стол
-Устройства ввода информации
-Внешние устройства
-Сформированность
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
-Сформированность навыков
сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных
ситуациях; воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
-Владение навыками коммуникации и
Личностные
-Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Регулятивные
-Активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные
-Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других
носителях).
-Внутреннее устройство компьютера
-Как запускать калькулятор Должен уметь:
-Применять свои знания на
практике
-Ориентироваться на рабочем столе
-Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью
-Подключать внешние устройства к ПК
-Самостоятельно запускать и
работать с калькулятором
принятыми нормами социального
взаимодействия.
3
Информация
6
Минимальныйуровень: Должен знать:
-Что такое информация
-Способы создания и сохранения файлов
-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
Личностные
-Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
-Способы приема и передачи информации
-Что такое электронная почта Должен уметь
: -Применять свои знания на практике
-Создавать и сохранять файлы
-Принимать и передавать информацию
Достаточныйуровень:
Должен знать:
-Что такое информация
-Виды информации
-Свойства информации
-Способы создания и сохранения файлов
-Способы приема и передачи информации
-Что такое электронная почта
-Обработка информации Должен уметь:
-Применять свои знания на практике
-Различать информацию
-Создавать и сохранять файлы -
Принимать и передавать информацию
повседневной жизни. -
Сформированность
навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях. -
Принятие и освоение социальной роли обучающегося,
проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности.
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Коммуникативные
-Сотрудничать с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные
-Активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные
-Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
4
Графический Редактор
5
Минимальныйуровень: Должен знать
-Что такое графический редактор Paint
-Возможности графического редактора Paint
Должен уметь:
-Самостоятельно запускать графический
редактор Paint
-Применять свои знания на практике
-Создавать рисунки и сохранять их в папке Достаточный уровень: Должен знать:
-Что такое графический редактор Paint
-Возможности графического редактора Paint
-Как работать в графическом редакторе Paint
Должен уметь:
-Самостоятельно запускать графический
редактор Paint
-Применять свои знания на практике.
-Сформированность
навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-Сформированность
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
творческому труду,
Личностные
-Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик,
ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
Регулятивные
-Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать общем темпе;
Познавательные
-Выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
предложенному плану и работать в
5
Текстовый редактор
5
Минимальныйуровень: Должен знать:
-Что такое текстовый редактор
-Возможности текстового редактора
-Как изменять шрифт Должен уметь:
-Применять свои знания на практике
-Самостоятельно запускать и работать в текстовом
редакторе
-Редактировать текст Достаточный уровень: Должен знать:
-Что такое текстовый редактор
-Возможности текстового редактора
-Приемы редактирования текстов
-Способы сохранения файлов
-Как изменять шрифт Должен уметь:
-Применять свои знания на практике
-Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
-Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия. -
Проявление готовности к самостоятельной жизни. - Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и
развивающемся мире.
Личностные
-Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Коммуникативные
-Обращаться за помощью и принимать помощь;
-Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные
-Активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать