kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по кружку "Родное слово" 5 - 9 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по кружку "Родное слово" для 5 - 9 клссов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Родное слово" 5 - 9 классы.»

КАРАГАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДУБРОВИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВАГАЙСКОГО РАЙОНА

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________________



Принято на педагогическом совете. Утверждаю. Протокол №1 Заведующая Карагайской СОШ:__________

«31» августа 2022 г. (Н.М.Урамаева)

Приказ №20 – ОД от

«01»сентября 2022 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РОДНОЕ СЛОВО».




НАПРАВЛЕНИЕ:

Возраст детей – 11 – 15 лет (5 – 9 классы)

Срок реализации программы - 1 год

Автор программы: Урамаева Альбина Бикмухаметовна,

учитель родного (татарского) языка и литературы.

с. Большой Карагай

Год создания программы – 2022 г.



Согласовано.

Педагог - организатор

Карагайской СОШ

___________ Р. Р. Абусагитова

«31»августа 2022 г.











Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности

«РОДНОЕ СЛОВО»


(изучение татарского языка).

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс


Одной из задач современной школы является обучение школьников, цель которого – максимальная индивидуализация и социализация обучения.

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту.

Актуальность программы определена тем, чтобы воспитать такую личность, прежде всего, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть своим родным языком, заложить основы культуры своего народа. Не секрет, что многие татары настолько обрусели, что в большинстве семей родители разговаривают с детьми только на русском языке. Возможно, что они пытаются помочь детям говорить хорошо на русском языке. При этом родители забывают о том, что каждый человек, в первую очередь, обязан знать свои корни и свой родной язык. В конечном счете, дети вырастают людьми без роду, без племени и без языка. Я считаю, что каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, материальную и духовную культуру, обычаи и праздники, национальные блюда и костюмы, фольклор и быт, выдающихся писателей и поэтов своего народа, уметь писать и читать на родном языке. 

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.


Практическая значимость. Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Связь с уже существующими программами. Программа кружка «Родное слово» предлагается для учащихся 5 – 9 классов как элемент активации интереса к истории появления и развития своего народа. Знакомит с материальной и духовной культурой сибирских татар. Программа по курсу «Родное слово» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы Программа кружка «Родное слово» ориентирована на дополнительное образование учащихся 5 – 9 классов и рассчитана на один час в неделю. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы, а также тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как литература и история России.

Вид программы - авторская

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем. Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности и самоопределению и принадлежности к этой нации.


2. Цели и задачи программы .


Цель

  • пробудить интерес и любовь к родному языку, вызвать желание родителей помогать детям при изучении отдельных тем и самим участвовать в школьных и районных мероприятиях;

  • помочь в становлении духовного мира учащихся;

  • формирование мировоззрения, активной жизненной позиции и толерантности, активизировать чувство гордости национального самосознания;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа.


Задачи

Образовательными задачами являются:

  • понимать и уметь переводить прочитанное;

  • сформировать у детей коммуникативную компетенцию, научить владеть своим родным языком, заложить основы культуры своего народа;

  • обучить правильному составлению реклам и мини - сказок на родном языке;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью на родном языке, изучить поэзию и творчество татарских писателей и поэтов;

Воспитательные задачи:

  • формирование личности в духе уважения к своему и другим народам, взаимопонимания и миролюбия;

  • формирование чувства гражданственности и закладка основ нравственности;

  • формирование основных этических и этнических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.


Развивающие:

способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;

- развитие кругозора учащихся;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.


Основные ведущие идеи.

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.  Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

4. Особенности возрастной группы детей 11-15 лет

Учащиеся с 5 класса характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с дополнительным изучением предмета родной (татарский) язык и литература и проведением разнообразных форм занятий кружковой работы по родному (татарскому) языку и литературе.

- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- Особенность набора детей - свободная;

- Сформирована одна группа из учащихся 5 – 9 классов, занятие проводится в группе до 15 человек;

- Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю – 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.


Ожидаемые результаты

Знать:

• историю происхождения народа и их расселение по территории России;

• биографию и творчество татарских поэтов и писателей;

• народные песни, сказки; сказки, рассказы и стихотворения татарских поэтов и писателей;


Уметь:

• читать, считать и писать на татарском языке;

• собирать информацию из разных источников и переводить на татарский и с татарского языка;

• сравнивать, анализировать, обобщать факты действительности;

• грамотно излагать информацию;

• общаться на родном языке, не бояться выступать перед аудиторией.


Принципы построения программы:


  • Избежание запрета. Не запрещать творческую работу никому, т.к. запрет тормозит развитие таких индивидуальных качеств, на основе которых ребенок мог достичь больших успехов.  

  • Свобода мнения. Не навязывать своего мнения ребенку в самостоятельной и творческой работе, не отвергать его предложения. Можно только предлагать, советовать как в выборе темы, так и в ее исполнении.  

  • Доброжелательная атмосфера. Ситуация успеха. При проверке готовой самостоятельной работы или при руководстве ее выполнением у педагога должны преобладать доброжелательность, мягкость, снисходительность, и ни в коем случае не должны проявляться резкость, неудовлетворенность, раздражительность. Не надо забывать, что во многих случаях ребенок будет делать то, чему его не учили, и, конечно, уже по этой причине его работа будет не всегда идеальной. Особенно осторожно надо рассматривать первые самостоятельные работы. Все дело в том, что как бы они слабо ни были выполнены, самим детям они в большинстве случаев кажутся, чуть ли не гениальными. И разубеждать их в этом не надо. Наоборот, надо вдохновить, вселить веру в себя.  

  • Толерантность. Не возвращать детям работу на переработку, а заниматься ее совершенствованием вместе с воспитанником.  

  • Соблюдение индивидуального пути развития.  

  • Опора на вдохновение. У многих детей, работающих самостоятельно, наблюдаются периоды «вдохновения» и периоды «спада». Использование периодов «вдохновения» для более активного развития способности детей имеет очень большое значение. Похвалить, поддержать, даже открыто восхитится работой ученика – значит продлить волшебный период, сохранить озаренный радостью эмоциональный фон жизни ребенка. 


,Прогнозируемые результаты и способы их проверки. Диагностика достижений:


Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника.

Диагностика результативности воспитательно - образовательного процесса по программе « Родное слово». В воспитании художественной культуры ребенка выделяются в качестве пять основных показателей:

1.Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Творческая активность.
4. Эмоционально-художественная настроенность.
5. Достижения.



Проверка результатов проходит в форме:

• игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

• собеседования (индивидуальное и групповое),

• опросников,

• тестирования,

• проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.


5.Уровень результатов работы по программе:

Педагог может дополнять список показателей. Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырем уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
первый уровень – подготовительный;

второй уровень – начальный;
третий уровень – освоения;
четвертый уровень – совершенствования.


6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.


Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет, как будущую профессию.

Творческая активность.

Интерес к творчеству отсутствует. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Производит операцию по заранее заданному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Способен разрешить проблемную ситуацию, но при помощи педагога.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может предложить интересные идеи, но часто не способен оценить их и выполнить.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью и гибкостью мышления, Богатым выражением, развитой интуицией, способностью к созданию новых идей.

Эмоционально-художественная настроенность.

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние.

Нет устойчивой потребности воспринимать или писать сочинения.

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или писать сочинения.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Выражает свое эмоциональное состояние при помощи мимики, жестов, речи, голоса, включаясь в художественный образ. Есть устойчивая потребность воспринимать и писать сочинения.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей по жесту, мимике, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Развита эмоциональная выразительность мимики, жеста, голоса. Высокий уровень включенности в художественный образ. Ненасыщенная потребность в восприятии и писать.

Достижения.

Пассивное участие в делах объединения.

Активное участие в делах объединения, класса, школы.

Значительные результаты на уровне района, города.

Значительные результаты на уровне района, города, области, России.


Целью проведения диагностики является контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся.

Объектом диагностики является наличие у детей прочных полных знаний по содержанию программы.

Целью входной диагностики является выявление исходного уровня подготовки учащихся, определение направления и формы работы. Проводится в начале года.

Текущая диагностика определяет степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям. Повышает ответственность и заинтересованность в усвоении материала.

Итоговая диагностика проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепление знаний. По окончанию учебного процесса проводится зачётное занятие, с целью выявления умения создавать самостоятельно текст в информационном жанре, художественном жанре, аналитическом жанре.

По итогам изучения и реализации программы проводится анализ деятельности и диагностику уровня знаний, умений и навыков воспитанников, что позволяет корректировать программу и наблюдать за результатами работы.



Формы занятий

  • Лекции

  • Семинары

  • Практикумы

  • «Круглый стол»

  • Встречи с интересными людьми

  • Экскурсии

Методы и приемы

  • Словесный (лекции, семинары, диспуты)

  • Наглядный

  • Практический

  • «Инструкторский»

  • Игровой

  • Эвристический

  • Проектный

Критерии отслеживания программы.


  • Повышение мотивации к изучению родного (татарского) языка и литературы.

  • Развитие креативного мышления учащихся

  • Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий

  • Написание сочинений

  • Создание и выпуск школьной газеты

  • Участие в конкурсах


Программа кружка «Родное слово» ориентирована на дополнительное образование учащихся 5 - 9 классов (10 - 15 лет) и рассчитана на один час в неделю. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы, а также тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как история, литература.


Содержание программы (35ч.)

Введение (1 ч.)

Беседа о родном языке. Высказывания великих людей о родном языке. Исторические этапы формирования татарского народа.

Татарская грамматика. Особенности языка сибирских татар. Татарский счёт. (2 ч.)

Отличия татарского алфавита от русского по количеству букв. Правописание татарских букв. Особенности языка сибирских татар. Татарский счёт.


Пословицы и поговорки. (4 ч.)

Образные и меткие выражения, сочетания слов, которые отражают национальный колорит языка. Использование фразеологических оборотов в речи по ходу выражения мыслей, которыми можно не только «украсить» свою речь, а сделать её образной, эмоциональной и доступной для восприятия. Мудрость народа во фразеологизме.


Татарские сказки и песни. (7 ч.)

Музыкальный фольклор сибирских татар. Мудрые истоки народного фольклора. Народная музыка татар, особенности интонаций. Татарские народные сказки. Перевод сказок. Татарские сказки «Саран и Юмарт», «Три сестры», Татарские песни «Туган тел», «Эниемэ».


Национальные традиции и праздники татар. (7 ч.)

Религиозные, обрядовые, традиционные праздники сибирских татар. Роль праздников в жизни народа. Традиционные праздники татар: Курбан- байрам, Сабантуй, Ураза, Ураза - байрам. Праздничное поведение. Традиции гостеприимства.


Национальная одежда татар. (1 ч.)

Национальный татарский костюм и его особенности. Вышивка и орнамент на различных изделиях. Традиционная одежда и обувь. Головные украшения и уборы, свадебная одежда, различие одежды по возрасту и социальному положению.


Национальные блюда татар. (3 ч.)

Важнейшие виды продуктов. Рецепты традиционных блюд из теста татарской кухни: чак-чак, бэлеш, эчпочмак, баурсак, токмач. Повседневная и праздничная кухня. Многовековая история татарской кухни

Выдающиеся люди татарского народа. (7 ч.)

Выдающиеся представители литературы татарского народа. Сведения о наиболее известных деятелях литературы и просвещения. Творчество и идейно- тематическое своеобразие наиболее известных писателей, внесших значительный вклад в российскую историю и культуру: М. Джалиль, Г. Тукай, Х. Такташ. Первый сибирский поэт, писатель, публицист, общественный деятель Булат Валикович Сулейманов.


Топонимика. (1 ч.)

Татарские названия на карте Вагайского района.

Татарские средства массовой информации. (1 ч.)

Знакомство с газетами и журналами, которые выпускаются на татарском языке. Газета «Янарыш».


Обобщающее занятие. (1 ч.)

Повторение изученного материала.


Учебный план

Наименование

раздела

Количество часов по виду


Введение, 1 ч.

Татарский алфавит. Татарский счёт. Особенности языка, 2 ч.

Пословицы и поговорки, 4 ч.

Татарские сказки и песни, 7 ч.

Национальные традиции и праздники татар. 7 ч.

Национальная одежда татар, 1 ч.

Национальные блюда татар, 3 ч.

Выдающиеся люди татарского народа, 7 ч.

Топонимика,1 ч.

Татарские средства массовой информации, 1 ч.

Обобщающее занятие,1 ч.

Итого: 35 ч.

Используемая литература.


1. Учебный тематический русско - татарский фразеологический словарь.


2.А.Г.Галлямова, А.А. Иванов, В.И. Пискарева, Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана и татарского народа. XX- начало XXIв.», Казань,2009


3. Җамалетдинов Л. Тылсымлы әкиятләр // Татар халык иҗаты.- Казан, 1981.


4. Журналы на татарском языке «Мəгəриф», «Ялкын», «Соембикə».


5. Народная культура Поволжья: методическое пособие/ под ред. С.Н.Митина. –Ульяновск: ИПКПРО, 1999


6.Татарский язык – язык души моей. Учебный комплект/ К.С.Фатхуллова, А.Ш. Юсупова, Э.Н. Денмухаметова. – Казань, Мир без границ, 2013.


7.Татар халык иҗаты. Йола һәм уен җырлары. – Казан, 1980.


8.Татар халык җырлары. Лирик җырлар. Йола җырлары. – Казан, 1965.


9. Фаттахова Р.Ф. Практический татарский язык: методическое пособие для изучающих татарский язык. – Казань, Татар.кн.изд-во, 2012


10. Ярми Х., Җамалетдинов Л. Татар халык әкиятләре. // Татар халык иҗаты. - Казан, 1981.


11. Яхин А.Г. Система татарского фольклора. –Казань: Татарское книжное издательство, 1984г.


12. Газета «Янарыш».

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по кружку "Родное слово" 5 - 9 классы.

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 13.12.2022

Номер свидетельства: 620204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-rodnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "277924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа кружка "Разговорный английский""
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-kruzhka-razghovornyi-anghliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "296167"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455950626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства