В программу «Юные помощники ГИБДД» заложен комплексный, системный подход к обучению детей школьного возраста в возрасте от 7 до 12 лет правилам дорожного движения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 5 города Буденновска Буденновского района»
356800 Ставропольский край, город Будённовск, улица имени Кирова,125 тел/факс:8(8655972920) e-mail school5bud2013@yandex.ru
ИНН 2624022312.ОГРН 1022603227261.КПП 262401001. ОКАТО 007402000000. Л/с 04213019500 Р/с 40404810000000000607
КБК 07402000000в РКЦГУ Банка России по СК. Лицензия А № 329553 от 15.04.2010 года выдана МО СК.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______/ Давыденко Т.В./
« » сентября 2021г.
«Утверждено»
Директор школы
______ / Агеева Г.Г. /
Приказ № от « » сентября 2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юные помощники ГИБДД »
социально-педагогической направленности
Уровень программы: ознакомительный
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года
Руководитель кружка учитель начальных классов
Колесникова Ирина Владимировна
г. Буденновск
2020-2023 учебный год
Пояснительнаязаписка
Образовательная программа «Юные помощники ГИБДД» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Пропаганда безопасного дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТП) остаётся наиболее актуальной и значимой в настоящее время. Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей угрожающая. Ежегодно на дорогах травмируется сотни детей, получая увечья. Одним из основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.)
Профилактика ДДТТ предполагает активизацию деятельности образовательных учреждений по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах через приоритетные направления, а именно: профилактику правонарушений на дорогах и общественных местах, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, детской безнадзорности и беспризорности, а также социальную ориентацию школьников. Решать это возможно через исполнение здоровье сберегающих инновационных форм обучения детей в системе основного и дополнительного образования.
Основная цель профилактической работы образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма – создание условий для эффективной работы системы обучения школьников основам безопасности дорожного движения.
Цель программы – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма посредством подготовки детей младшего школьного возраста к безопасному участию в дорожном движении, в условиях улично-дорожной сети.
Задачи:
обучать детей младшего школьного возраста основам безопасного дорожного движения;
воспитывать законопослушных участников дорожного движения, знающих, уважающих и соблюдающих законы Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
вырабатывать у школьников способность предвидеть (прогнозировать, оценивать) посредством практико-ориентированного восприятия окружающей действительности опасную дорожную ситуацию, принимать адекватные решения в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;
подготовить школьника к жизни в условиях интенсивного дорожного движения.
Общая характеристика курса
В программу «Юные помощники ГИБДД» заложен комплексный, системный подход к обучению
детей школьного возраста в возрасте от 7 до 12 лет. Правилам дорожного движения.
Образовательная программа по дополнительному образованию детей «Юные помощники ГИБДД» направлена на обучение младших школьников в возрасте от 7 до 12 лет. Правилам дорожного движения.
В программе количество часов аудиторных – 40 %, внеаудиторных активных (подвижных) занятий – 60 %. Продолжительность занятий 40-45 мин. учебного времени.
Сроки реализации 4 года, с учебной нагрузкой 1 час в неделю, 35 часов в год.
Формы работы: поисково-исследовательская (марафон, шефская деятельность в ДОУ, профилактическая работа (участие в акциях, профилактических мероприятиях); учебно-познавательная (беседы, экскурсии, практические занятия на учебном перекрестке и мн.др.), прикладная, творческо-игровая (тематические конкурсы, слеты, фестивали, соревнования, турниры, выступления агитбригад и др.); проведение теоретических и практических занятий на специализированной учебной территории (автогородок, автоплощадка).
Наглядные – рисование, показ иллюстраций, пособий, занятия по прикладному и техническому творчеству; экскурсия (виртуальная, реальная), просмотр документальных и учебных фильмов; работа с учебной и специальной литературой, дидактическим материалом;
Практические – моделирование дорожной ситуации (магнитные доски, стенды по БДД), выполнение заданий в рабочих тетрадях, изготовление наглядной агитации, макетов (рисование, аппликация, макетирование); с применением игр: познавательных, ролевых (ситуативный тренинг, минутки безопасности, устный журнал и др.), спортивных, познавательных (конкурсы, турниры, олимпиады и др.); решение задач, тестовых заданий; совместное патрулирование, выставки и мн. др.
Информационные (интерактивное обучение) – электронные образовательные ресурсы, в.т.ч. ИКТ технологии с использованием мультимедийных компьютерных тестов, презентаций, компьютерных тестов, сложных программные продукты – компьютерные игры.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Результаты обучения детей Правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями, педагогами, сотрудниками ГИБДД, родителями – это снижению статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие – снижение детской смертности на дорогах.
Программа обучения младших школьников Правилам дорожного движения «ЮИД» - это тематическая образовательная программа по дополнительному образованию детей социального направления.
Образовательная программа «Юные помощники ГИБДД» - это программа, интегрирующая в себе основное и дополнительное образование – систему организации внеурочной деятельности по Правилам дорожного движения.
В программу «Помощники ГИБДД» заложен комплексный, системный подход к обучению детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 12 лет. Правилам дорожного движения.
Кроме того, программный материал взаимосвязан с учебными предметами «ОБЖ», «Окружающий мир» и может быть рекомендован как дополнение к реализации данных курсов. Преемственность обучения, интегрированный подход, взаимосвязь обучения Правилам дорожного движения с другими учебными предметами, вот то, что поможет любому педагогу, используя коллективную (индивидуальную), групповую, самостоятельную деятельность обучающихся, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста обучать детей основам безопасности дорожного движения. Умелое использование современных образовательных технологий, разнообразных форм и методов обучения будет способствовать качественному усвоению детьми учебного материала.
Программный материал также позволит активировать роль родителей в обучении детей Правилам дорожного движения, привитию интереса школьников к Правилам через совместную познавательную и практическую деятельность: экскурсии, праздники, конкурсы, викторины и др.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Обновление содержания образования в условиях перехода на ФГО НОО предусматривает новые подходы к обучению детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения.
В программе используются принципы обучения:
связь с жизнью:
местный, региональный и Федеральный компонент: законодательная база в областе обеспечения БДД, особенности организации дорожного движения, знакомство с пассажирским автопредприятиям, службой ГИБДД города и района, история развития Правилам дорожного движения, дорог, детского движения ЮИД географическое положение Ставропольского края, экология и дорожная безопасность;
преемственность в обучении;
личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;
принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного цикла, историей, психологией, физической культурой; умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических инновационных игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
принцип политехнизма: знакомство школьников с новейшими информационными технологиями области организации дорожного движения (автоматизированная система управления дорожным движением и др.), профессиями, транспортными средствами, промышленным производством, достижениями науки техники в области дорожного движения;
взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;
система проблемно-развивающего обучения с применением творческо-поисковой деятельности школьников;
ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций.
Программа обучения младших школьников ПДД «Юные помощники ГИБДД» способствует:
умственному развитию (обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом и оценивать действия других, грамотно излагать мысли, отвечать на вопросы);
нравственному развитию (формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, в социуме, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь другим людям по мере необходимости, толерантное поведение по отношению к сверстникам, уважительное и внимательное отношение к старшим);
гражданско-патриотическому воспитанию с активной жизненной позицией, через привитие любви к родному краю, традициям, отношению к истории развития дорожного движения, службе обеспечивающей порядок на дорогах – ГАИ-ГИБДД, страшим товарищам ЮИД.
эстетическому воспитанию (обучающиеся участвуют в фестивалях, конкурсах творческих работ, рисунков, плакатов и др.; на занятиях работают с красочным наглядным и дидактическим материалом);
физическому воспитанию (на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры, соревнования, физкультминутки и различные двигательные задания по темам, тренинги на специализированных территориях (учебных перекрестках, автоплощадках, автогородке).
Результаты освоения курса
Формы контроля знаний, умений обучающихся направлены на учет сформированных осознанных теоретических и практических знаний, умений и навыков по основам безопасности дорожного движения через демонстрационное поведение, оценку социального поведения общего или функционального:
- решение тематических задач, тестовых заданий;
- демонстрация практических навыков на учебном перекрестке и в реальной дорожной обстановке, на автогородке;
- решение экзаменационных билетов на электронном носителе, в компьютерных программах по дорожной безопасности;
- демонстрация умений, навыков владения велосипедом, роликами на специализированных площадках, в автогородке, с применением снарядов;
- работа на макете – разводка транспорта, подчинение сигналам регулировщика, расстановка участников дорожного движения в улично-дорожной сети;
- индивидуальные беседы, опросы, собеседование; рассказ, анализ и оценка действий других участников дорожного движения.
Обучающиеся 1-го года обучения:
знают:
кто является участниками дорожного движения;
элементы улиц и дорог;
обязанности пассажиров, пешеходов;
основные сведения о дорожных знаках, дорожной разметке;
группы знаков, виды светофоров;
значения сигналов светофоров;
виды перекрестков;
виды транспорта;
особенности зимней дороги и дорожного покрытия;
историю города и развития дорожного движения в городе;
главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй»;
понятие дорожно-транспортное происшествие, причины ДТП и последствия.
умеют:
определять безопасные места для игр на улице;
выбирать безопасный путь движения в школу и из школы домой с родителями;
безопасно переходить проезжую часть дороги, подчиняясь светофорам, знакам;
рисовать по памяти с помощью шаблона геометрической фигуры – дорожные знаки;
находить по иллюстрациям элементы дороги в городе;
определять вид транспортного средства на слух по аудиозаписям, шумам города; раскладывать дорожные знаки по группам;
определять ширину пешеходного перехода, границу перекрестка;
раскладывать транспорт по видам и назначению;
определять по макету безопасный путь в школу.
владеют:
приемами рассказа, объяснения дорожной ситуации;
приемами решения познавательных задач;
навыками безопасного поведения в общественном транспорте, личном транспорте при содействии взрослых.
Обучающиеся 2-го года обучения:
знают:
особенности организации дорожного движения в городе, области;
основные понятия, термины, связанные с дорожным движением;
места безопасного передвижения в микрорайоне, около школы, дома;
элементы дороги вне населенного пункта;
устройство роликовых коньков, приемы безопасной езды на роликах;
причины и последствия ДТП;
о профессии водителя;
о городском общественном транспорте и обязанностях пассажира;
особенности движения транспорта по дороге с многополостным движением, переходе такой дороги пешеходами.
умеют:
переходить проезжую часть дороги, подчиняясь сигнала светофора и ориентируясь по пешеходным переходам;
двигаться индивидуально, группой в сопровождении учителя, родителей;
анализировать и определять по иллюстрациям, видеофильмам нарушителей дорожного движения, преимущество движения;
определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
определять направление движения транспортных средств, по сигналам регулирования и маневрирования автомобиля;
определять по иллюстрациям (фото-, видеоматериалам) виды светофоров и режим их работы;
моделировать дорожную ситуацию, разводить транспорт на макете.
владеют:
приемами безопасного перехода дороги с односторонним, двусторонним движением;
дополнительными сведениями о транспортных светофорах;
культурой участников дорожного движения (пассажир, пешеход);
приемами безопасного передвижения на роликовых коньках.
Обучающиеся 3-го года обучения:
знают:
историю развития дорожного движения в России;
права и ответственность участников дорожного движения;
особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающей территории;
принцип приоритетности регулирования дорожного движения;
железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды;
приемы экстренного оповещения др. участников дорожного движения об аварии на ж/д путях;
обязанности велосипедиста;
устройство велосипеда.
умеют:
определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
прогнозировать дорожную ситуацию, описывая и анализируя действия других участников (экскурсия к перекрестку в реальных дорожных условиях);
изготавливать макет «Мой безопасный путь в школу»;
моделировать дорожную ситуацию;
определять безопасные места передвижения на велосипеде;
осуществлять фигурное вождение велосипеда;
подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка).
владеют
приемами ситуативного тренинга на специализированной учебной территории (перекресток-баннер);
приемами управления велосипедом (фигурное вождение, вождение велосипеда по автогородку);
безопасного перехода проезжей части.
Обучающиеся 4-го года обучения:
знают:
правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, в Международном праве;
правила движения специальных транспортных средств;
о деятельности ГИБДД;
приемы маневрирования на велосипеде, транспортными средствами;
закономерности выбора скоростного режима в различных климатических условиях;
правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемов пользования внешними световыми приборами;
ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;
виды транспорта: водный, воздушный;
об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД.
умеют:
определять безопасные места для игр на улице;
определять направление движения транспортных средств; правостороннее и левостороннее движение;
умеют оценивать и анализировать действия других участников движения в реальных условиях дорожного движения;
выполнять объемные конструкции из бумаги;
решать экзаменационные билеты по ПДД на ПК;
вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;
применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй».
владеют:
приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым и нерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;
культурой участников дорожного движения через демонстрационное поведение (пешеход-пассажир-водитель).
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения по программе «Юные помощники ГИБДД»
Класс
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
1 класс
учебно-познавательные мотивы;
с помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
освоение с помощью учителя безопасного пути, способа передвижения с уличной сети;
с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, условий дорожного движения;
опираясь на существующие нравственно-этические нормы, осваивают дорожный этикет
с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;
с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выделять места безопасного передвижения во дворе;
с помощью учителя учится оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;
волевая саморегуляция, самодисциплина во избежание нарушений ПДД;
с помощью учителя учатся планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;
учится прогнозировать дорожную ситуацию при движении в школу, домой;
определяет с помощью учителя мотив деятельности, движения в соответствии с ПДД
с помощью учителя формулирует и выделяет познавательную задачу;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
с помощью учителя учится использовать знаково-символические средства обучения;
учится выделять, сравнивать, сопоставлять одну информацию относительно другой;
учится классифицировать, выявлять проблему
с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами.
с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые или предполагаемые способы её разрешения.
учится интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
учится давать оценку действий других участников дорожного движения;
умение отбирать информацию посредством чтения, прослушивания материала;
рассказывать и объяснять дорожную ситуацию, определяя степень участия каждого;
предлагать пути решения проблемы сложившейся ситуации
2 класс
умение выделять нравственный аспект поведения;
осознание учебной цели и связи задач с конечной целью;
внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;
направленность на усвоение новых знаний и способов действий (безопасный путь в школу);
учится оценивать и принимать имеющиеся нравственно-этические ценности;
выработка мотива положительного поведения в условиях улично-дорожной сети;
осознание морального аспекта, личных ценностей
составление плана последовательности действий;
принятие практической задачи постановка задач на усвоение готовых знаний и действий;
осмысление того что предстоит сделать;
мотивация учиться, осознание жизненной необходимости правильных действий;
сравнение действий других лиц с эталоном (правильное поведение в тех или иных условиях);
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
формулировка задач, которые следует решить;
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
умение использовать наглядные модели, макеты, современные средства, ПК
с помощью учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
планирование общих способов деятельности;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу
3 класс
умение выделять нравственный аспект поведения;
усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий, формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности;
соблюдение морально-нравственных и этических норм поведения;
постановка учебной цели;
постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение;
учатся своевременно вносить изменения, преодолевать препятствия на уровне осознанного поведения;
умеют давать логическую оценку действий своих и других;
построение логической цепи рассуждений выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;
применение методов информационного поиска умение структурировать знания кодирование и использование знаков и символов;
умение строить схемы, карты, определять маршрут движения;
умение делать своевременные выводы относительно действий;
постановка и решение проблемы на данном этапе обучения;
осознанный выбор способов решения задач;
понимание и оценка информации, учебного материала специальных знаний по ПДД
точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
устраивать эффективные групповые обсуждения;
кодирование(использование знаков и символов);
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
умение участвовать в диалоге, логически обосновывать свое мнение;
интеграция совместной деятельности в группах, парах;
умение дать точную оценку, анализ действий, случая на дороге;
умение вести переговоры, отстаивать свою точку зрения
4 класс
развитие морального сознания через дискуссию, правовые аспекты в области обеспечения БДД;
формирование личностной и коммуникативной рефлексии;
выработка кодекса моральных норм формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий;
создание проблемных ситуаций и пути их решения;
осознание и выбор социальных и личностных ценностей: «жизнь», «здоровье», «безопасность», «семья», «закон» и др.
самостоятельная постановка учебной цели;
формирование самооценки деятельности;
самостоятельная постановка учебной цели формирование умения планировать свою деятельность;
умение анализировать дорожные ситуации с последующим изменением отношения к действительности;
умение составлять план безопасного пути в школу, домой и др. места в городе;
умение дать оценку происходящему, с логическим анализом;
осознанный выбор мотива, законопослушного поведенческого решения в дорожной среде
построение логической цепи рассуждений;
умение осознанно строить речевые высказывания в письменной форме выдвижение гипотез и их обоснование;
знаково-символическое моделирование;
использовать разные виды информации применение методов информационного поиска;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
умеют отбирать информацию, составлять схемы, карты и классифицировать (транспорт, знаки и др.);
умеют делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями (ДПТ)
адекватное межличностное восприятие;
использование адекватных языковых средств;
способность с помощью вопросов добывать информацию и логически, последовательно излагать;
умеют вступать в диалог, участвовать в коллективном осуждении проблем;
умение аргументировать свою точку зрения;
обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений;
выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;
способность брать на себя инициативу в принятии решений в сложной дорожной ситуации;
умеют проводить разъяснительную, пропагандистскую работу с др. участниками дорожного движения;
умеют выявлять проблему, предлагать пути выхода из проблемной ситуации;
умение вести диспут, дискуссию, деловую игру и др. по проблеме обеспечения БДД
Содержание курса
1-й год обучения (35 часов)
Введение (1час.)
Знакомство с учащимися. Формирование коллектива.
Содержание, цель, задачи образовательной программы «Помощники ГИБДД».
Вводная диагностика, проверка уровня знаний по правилам дорожного движения.
Раздел 1. Улица (6 часов)
Тема 1.1 Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь» (2 ч.)
Тема 1.2 Улица полна неожиданностей (2 ч.)
История родного города. Карта города: улицы, проспекты, бульвары, площади, парки, скверы, пешеходные зоны.
Тема 1.3 Праздник-викторина «Посвящение в пешеходы» (2 ч.)
Практические занятия:
Экскурсии, беседы, рисование, лепка, познавательные игры.
Раздел 2. Дорога (17 часов)
Тема 2.1 Дорога и её составные части (2 ч.)
Экскурс в историю – история дорог. Строение дорог. Дороги без покрытия и с покрытием: бетон, асфальт, булыжник, щебёнка, гравий. Основные элементы дорог в городе: проезжая часть, полоса движения, разделительная полоса, трамвайные пути, тротуары, линии тротуаров, газоны.
Тема 2.2 Светофор и его сигналы (3 ч.)
Происхождение слова «светофор» - несущий свет. Где и в каком году появились светофоры. Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Светофоры для велосипедистов. Пешеходные светофоры. Со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, с электронным табло. Место установки. Назначение светофоров. Значение жёлтого мигающего сигнала светофора.
Тема 2.3 Сигналы регулировщика (2 ч.)
Сигналы регулировщика..
Тема 2.4 Дорожные знаки (4 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний. Информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов. Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 2.5 Перекрёстки (4 ч.)
Виды перекрёстков: 4-х сторонние, Х-образные, Т-образные, У-образные, многосторонние. Перекрёсток равнозначных дорог. Регулируемые, нерегулируемые перекрёстки. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Подземные, надземные пешеходные переходы. Движение пешеходов через регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Граница перекрёстка.
Тема 2.6 Где можно и где нельзя играть ( 2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, по обочинам. Элементы пассивной безопасности: фликеры, светоотражающие значки на одежде, рефлекторы.
Практические занятия:
Экскурсии, игры на ПК, викторины, познавательные игры. Беседы, рисование, моделирование из бумаги, тесты.
Раздел 3. Транспорт (8 часов)
Тема 3.1 Транспорт (2 ч.)
История отечественного автомобилестроения. Энциклопедия транспорта. Виды транспорта: автомобильный, водный, железнодорожный. Воздушный, гужевой; наземный, подземный, подводный.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Пассажирский транспорт: легковые автомобили (личные), мотоцикл, такси; общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро, маршрутное такси, поезд, электричка. Грузовой транспорт. Специализированные и специальные транспортные средства, строительные, дорожные машины, транспорт оперативных служб и др.
Тема 3.3 Правила дорожного движения для велосипедистов, роллеров, скейтбордистов (4 ч.)
История роликовых коньков, велосипедов, скейтбордов и их виды. Современные стили в катании: фитнес, фристайл, скоростное катание, хоккей на роликовых коньках, агрессивное катание. Места для катания. Экипировка. Правила дорожного движения.
Практические занятия:
Рисунки, тест-игра, экскурсии, дидактические и ролевые игры, езда на велосипеде.
Итоговое занятие по ПДД (1 час)
Закрепление тем 1-го года обучения. Итоговая диагностика: решение экзаменационных задач, тестовых заданий.
2-й год обучения (35 часов)
Введение (1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность.
Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по правилам дорожного движения на начало года – тестирование; анализ результатов. Определение режима работы и расписание занятий.
Раздел 1. Улица (11 часов)
Тема 1.1 Город, в котором мы живём (2 ч.)
Разработка безопасного маршрута в школу и из школы.
Тема 1.2 Правила пешехода (4 ч.)
Работа с термином «пешеход». Освоение правил и знаков, касающихся пешеходов ( 1.8; 1.20; 1.21; 1.23; 3.1; 3.2 и т.д.) Переход улиц и дорог по пешеходным переходам. Переход проезжей части при отсутствии переходов и светофоров в зоне видимости.
Тема 1.3 Дорожные знаки для пешеходов и водителей (3 ч.)
Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервис, знаки дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Временные и постоянные дорожные знаки. Знаки, запрещающие движение пешеходов. Знаки для пешеходов. Расположение дорожных знаков на проезжей части.
Тема 1.4 Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной (2 ч.)
Правостороннее движение. Движение пешеходов по тротуарам, пешеходным дорожкам, по обочинам. Движение организованных пеших колон по проезжей части. Белые, красные фонари, красные флажки. Движение групп детей.
Практические занятия:
Проекты, игры на ПК, экскурсии, ролевые игры, отработка движения группами и колонной, бумагопластика.
Раздел 2. Дорога (10 часов)
Тема 2.1 Дорожная разметка и её характеристика (2 ч.)
Как появилась дорожная разметка. Виды, назначение. Горизонтальная дорожная разметка – устанавливает определённые режимы и порядок движения. Вертикальная дорожная разметка в виде сочетания чёрных и белых полос показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования. Постоянная и временная дорожная разметка. Значение дорожной разметки для пешеходов.
Тема 2.2 Осторожно гололёд (2 ч.)
Беседа, экскурсия-наблюдение.
Тема 2.3 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика (4 ч.)
Виды светофоров: транспортные, пешеходные. Транспортные: с вертикальным, горизонтальным расположением сигналов, с дополнительной секцией, реверсивные, для регулирования движения через железнодорожные пути. Для регулирования движении трамваев и других маршрутных ТС, для регулирования движения в определённых направлениях. Сигналы регулировщика. Когда и где появились первые регулировщики. Жезл. Диск с красным сигналом (световозвращателем).
Тема 2.4 Движение в жилых зонах и на дворовых территориях (2 ч.)
«Жилая зона» - обозначает границы территории, на которой преимуществом движения по отношению к транспорту пользуются пешеходы. Особенности: наличие школ, детских садов, медицинские и торговые центры и т.д. «Дворовая территория» - это пространство между жилыми домами. Особенности: зелёные насаждения, детские площадки, подъездные дороги к домам. Запрещено: сквозная езда, стоянка с работающим двигателем, учебная езда. Движение пешеходов в жилой зоне.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, ига «Дорожная ловушка», активные игры на свежем воздухе.
Раздел 3. Транспорт (4 часов)
Тема 3.1 Правила движения специальных транспортных средств (2 ч.)
Виды специальных транспортных средств и их отличительные признаки. Проблесковые маячки синего, красного, жёлтого, оранжевого цвета. Звуковой сигнал. Действия водителей, пешеходов при приближении специальных транспортных средств с включённой световой сигнализацией (строительство, ремонт дорог) и звуковой сигнализацией.
Тема 3.2 Велосипед. Правила безопасной езды на велосипеде (2 ч.)
Из истории велосипеда. Виды велосипедов и их устройство. Правила дорожного движения для велосипедистов. Движение по велосипедным дорожкам и при их отсутствии. Знаки, регулирующие движение на велосипеде. Маневрирование.
Практические занятия:
ситуативные игры, отработка практических навыков езды на велосипеде.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
Тема 4.1 Движение Красного Креста (2 ч.)
Международное движение «Красный крест». МККК – Международный комитет Красного Креста. Состав. Основополагающие принципы Движения. Женевская Конвенция. Российское общественное движение Красный Крест.
Тема 4.2 Служба скорой медицинской помощи (2 ч.)
Как вызвать скорую помощь. Телефоны экстренного вызова. Персонал скорой помощи. МЧС. Специальные и специализированные транспортные средства. Опознавательные знаки ТС.
Практические занятия:
Просмотр документальной хроники «Деятельность Красного креста в годы ВОВ», отработка алгоритма действий при экстренном вызове скорой помощи.
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (2 часа)
Выпуск памяток учащимся. Выступление агитбригады.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение теоретических и практических знаний по ПДД. Викторина.
3-й год обучения (35 часов)
Введение. Моя безопасность (1 час)
Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 3-го года обучения. Обобщение опыта работы за предыдущие годы. Вводная диагностика, проверка уровня знаний обучающихся по ПДД на начало года – тестирование; анализ результатов.
Раздел 1. Улица (5 часов)
Тема 1.1 Наш путь в школу и новые маршруты (2 ч.)
Разработка и презентация проекта «Мой безопасный путь в школу»
Тема 1.2 Дорожная безопасность в различных погодных и атмосферных условиях
(3 ч.)
Климатические особенности сезона: яркое солнце, ветер, дождь, снегопад, метель, туман, оттепели, заморозки, смок. Дорожная обстановка: сужение дорог из-за снега, плохой обзор, ослепление фарами, блики на асфальте, снежные заносы, не убранный снег, сугробы, плохая видимость. Возможные транспортные ситуации: затор, занос, столкновение, увеличение тормозного пути. Необходимо предвидеть опасные ситуации и избегать воздействия отрицательных факторов.
Практические занятия:
Презентация, дискуссия «Дорожная ловушка», анализ и прогнозирование дорожной ситуации, просмотр фильма «Виновники ДТП».
Раздел 2. Дорога (7 часов)
Тема 2.1 Деятельность службы ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения (3 ч.)
Экскурс в историю. Как развивалась служба ГАИ-ГИБДД на территории России, Кемеровской области, г. Кемерово. Службы ГИБДД: служба дорожного надзора, технический надзор, регистрационно-экзаменационное подразделение, дорожно-патрульная служба, отдел пропаганды.
Тема 2.2 Путешествие в страну дорожных знаков (2 ч.)
Повторение учебного материала. Дорожные знаки.
Тема 2.3 Скорость, которую мы выбираем. Движение по автомагистралям (2 ч.)
Знаки, регламентирующие максимальный, минимальный, рекомендуемый скоростной режим. Тип транспортных средств и скоростной режим установленных ПДД. Скорость в условиях интенсивности дорожного движения. Выбор скоростного режима при различных погодных условиях, дорожных покрытиях. Движения в населённых пунктах. Движение вне населённого пункта. Движение по автомагистрали. Тормозной путь.
Практические занятия:
Посещение музея ГИБДД, конкурс рисунков, аппликация, прогнозирование дорожной ситуации, наблюдение в реальной дорожной обстановке, расчёт скорости движения и тормозного пути.
Раздел 3. Транспорт (10 часов)
Тема 3.1 Остановка и стоянка транспортных средств (2 ч.)
Основные понятия: «остановка», «стоянка», «служебная остановка», «вынужденная остановка». Выбор места для остановки и стоянки. Знаки регламентирующие остановку и стоянку. Жёлтые линии разметки, запрещающие остановку и стоянку. Специально оборудованные стоянки.
Тема 3.2 Мы пассажиры (2 ч.)
Посадка и высадка пассажиров общественном транспорте. Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте.
Тема 3.3 Приоритет маршрутных транспортных средств (2 ч.)
Приоритеты движения маршрутных транспортных средств. Знаки, запрещающие движение и остановку ТС на специально обозначенной полосе. Линии разметки, отделяющие полосы движения маршрутных ТС.
Тема 3.4 Перевозка людей и грузов (2 ч.)
Допуск водителей к перевозке людей. Категории «С, Д». Условия перевозки людей в кузове грузового автомобиля. Пассажирский транспорт, осуществляющий перевоз пассажиров на дальнее расстояние. Инструктаж пассажиров. Организованная перевозка детей. Посадка и высадка пассажиров. Перевозка детей до 12-летнего возраста. Специальные кресла, ремни безопасности.
Тема 3.5 Мой друг – велосипед (2 ч.)
Велосипед: вчера, сегодня, завтра. Кто изобрёл велосипед? Виды велосипедов: детские, подростковые, женские, мужские, гоночные, туристические, скоростные, МТВ (горные), спортивные, гибрид. Велосипедист – водитель транспортного средства. Техническая эксплуатация и ремонт велосипедов. Подготовка велосипеда к безопасному движению по дороге. Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Скорость движения велосипеда. Торможение. Когда велосипедист становится пешеходом. Специальная экипировка велосипедистов.
Практические занятия:
Игры на ПК, ролевые игры, рисуем дорогу, решение тематических задач, экскурсии, занятия в «Автогородке»
Раздел 4. Основы медицинских знаний (7 часов)
Тема 4.1 Аптечка первой помощи – автомобильная (3 ч.)
Автомобильная аптечка первой помощи ФЭСТ (утверждена Пр. №325 Минздравмедпрома, от 20.08.1996г.; в ред. Пр. Минздрава от 01.04.2002г. №106). Состав автомобильной аптечки. Условия хранения. Назначение медицинских препаратов и средств. Применение средств, входящих в автомобильную аптечку при ДТП. Травмы, повреждения, опасности связанные с автомобилем.
Тема 4.2 Виды повязок. Правила бинтования (2 ч.)
Виды повязок, способы и цели их наложения. Типы повязок: мягкие, твёрдые. Мягкие – клеевые, лейкопластырные, косыночные, плащевидные, бинтовые, сетчатые. Твёрдые – шинные, гипсовые, крахмальные. Виды повязок: простые (контурные), давящие, иммобилизирующие, окклюзионные, корригирующие, круговые, циркулярные.
Тема 4.3 Первая медицинская помощь при ДТП (2 ч.)
Основы знаний по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).
Практические занятия:
Упражнения по визуальному распознаванию препаратов, тесты по ПК, подготовка перевязочного материала к оказанию доврачебной помощи, наложение повязок, викторина.
Тема 5. Пропаганда безопасного движения (2 часа)
Выпуск плакатов по БДД. Выступление агитбригады.
Итоговое занятие (1 час)
Блицтурнир. Диагностика тест-опрос.
4-й год обучения (35 ч.)
Введение. Повторение учебного материала по дорожной безопасности
(1 час)
Общие правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Пожаробезопасность. Содержание, цель, задачи образовательной программы «ЮИД» 4-го года обучения. Обобщение опыта работы, ведение летописи. Вводная диагностика.
Раздел 1. Улица (6 часов)
Тема 1.1 ПДД – залог безопасности пешеходов (2 ч.)
Ответственность пешеходов. Дисциплинированное, осторожное и безопасное поведение на улице. Обобщение знаний по ПДД.
Тема 1.2 ДТП с участием детей, предупреждение ДТП (4 ч.)
Виды ДТП и их последствия. Что такое ДТП. Виды: столкновение, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на животных. Причины ДТП. Статистика ДТП – общая, детский дорожно-транспортный травматизм. Характеристика происшествий. Виды происшествий: лобовое столкновение, удар в бок автомобиля, резкое торможение, удар автомобиля сзади, переворачивание автомобиля, столкновение автомобиля с пешеходами. Средства безопасности и профилактики ДТП. Ремни безопасности (жёсткие, инертные). Подголовники, подушки безопасности. Детские удерживающие устройства.
Практические занятия:
Рисование, ролевые игры, создание проекта, экскурсии.
Обгон, перестроение, встречный разъезд транспортных средств. Выбор скоростного режима движения. Специальные опознавательные сигналы ТС. Движение транспорта через перекрёстки. Движение по дорогам с трамвайными путями. Движение через железнодорожный переезд. Знаки, дорожная разметка. Принципы приоритетности регулирования дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Пешеход в дорожном движении.
Тема 2.2 Состояние дорог, тормозной путь (2 ч.)
Виды дорожного покрытия, состояние дорог. Государственный контроль за техническим состоянием дорог. Выбор скоростного режима движения. Тормозной путь. Что влияет на увеличение и уменьшение тормозного пути. Расчёт тормозного пути. Основные понятия: «остановочный путь», «тормозной путь», «время реакции водителя», «занос», «водяной клин».
Практические занятия:
Моделируем дорожную ситуацию, подвижные игры, экскурсии.
Раздел 3. Транспорт (13 часов)
Тема 3.1 Допуск транспортных средств к эксплуатации. Государственный контроль (3 ч.)
Государственный контроль за техническим состоянием транспортного средства, исправностью и безопасность при эксплуатации осуществляет служба технического надзора ГИБДД – «Центр Государственного технического осмотра и регистрации транспорта» Кемеровской области. Автохозяйство №2. Условия допуска велосипеда к эксплуатации: исправные тормоза, руль, звуковой сигнал, элементы пассивной безопасности катафоты, световозвращатели, фонарь красного, белого цвета.
Тема 3.2 Юный автолюбитель. Эволюция транспорта (5 ч.)
Автосалон «История одного автомобиля». Современный мототранспорт. Экстремальные виды спорта: авторалли, мотогонки, велотриал, спидвей, гонки на выживание, картинги, «Формула 1». Суперлёгкие мотоциклы, мопеды, мотовездеходы (квадроциклы), снегоходы. Скоростные велосипеды, спортивные велосипеды «тандем». Экипировка. Строение автомобиля. Техническая характеристика. Правила вождения.
Тема 3.3 Движение с уважением (2 ч.)
Выпуск наглядной агитации по дорожной безопасности листовок, памяток.
Тема 3.4 Велосипедист в дорожной безопасности (2 ч.)
Знаки, регламентирующие движение велосипедистов. Проезд перекрёстков: регулируемых, нерегулируемых. Одиночное движение, движение колонны велосипедистов, движение группами. Движение велосипедистов по велосипедным дорожкам. Звуковые сигналы. Предупреждающие сигналы – поворот на лево, на право, стоп (левой, правой рукой). Запрещённые манёвры в движении водителей велосипедов, мопедов (велосипед с подвесным двигателем). Перевоз груза и пассажиров.
Практические занятия:
Экскурсии, наблюдения, познавательные игры, защита проектов, викторины, акции, отработка навыков безопасной езды на велосипеде.
Раздел 4. Основы медицинских знаний (4 часа)
Тема 4.1 Алгоритм действий при ДТП (2 ч.)
Виды, причины, последствия ДТП. Виды травм. Первые неотложные действия на месте аварии. Извлечение пострадавших из повреждённого автомобиля. Диагностика состояния здоровья пострадавшего: схема ПО – ПП – ВО. Состав автомобильной аптечки.
Тема 4.2 Первая помощь при ДТП (2 ч.)
Строение опорно-двигательного аппарата (скелет, кости, мышцы, суставы и др.). Типичные травмы: переломы, вывихи, ушибы, растяжения, переломы, ожоги. Первая помощь при ДТП. Алгоритм действий при ДТП.
Практические занятия:
Решение теоретических задач, отработка приёмов оказания первой доврачебной помощи, ролевые игры.
Раздел 5. Пропаганда безопасности дорожного движения (2 часа)
Выступление агитбригады. Выпуск наглядной агитации. Презентация проектов (фото-, видеорепортажи).
Обобщение знаний. Итоговое занятие по курсу ПДД в начальной школе (2 часа)