Рабочая программа. Внеурочная деятельность 5-6 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельность 5-6 класс.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Внеурочная деятельность 5-6 класс.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«ГБОУ ООШ с Высокое»
Рассмотрено на методическом совете.
Протокол №__56_
от «__15_»___02____20__ 17г.
Согласовано:
Заместитель директора по ВР:
______ /Мозжелова И.А./
«___16»__02______ 20_17__г.
Утверждаю:
Директор ГБОУ ООШ
«сВысокое»
______/Ермолов С.В./
Приказ № ___
от «___»_____20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для 5-6 классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель программы:
Сулейманова Фярзяня Алимжановна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
2017 г
Пояснительная записка
Специфической особенностью проведения кружка является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за комнатными растениями Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач.
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а так же при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека.
На уроках комнатные растения могут быть использованы при изучении строения растений, приспособления организмов к среде обитания, взаимосвязи строения и функции.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии.
Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище. Внося растения в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным.
Чтобы растения прижились в доме необходимо знать их биологические особенности, потребность в тепле, свете влаге и питательных веществах, а все это можно узнать став членом кружка «Комнатное цветоводство».
Программа кружка юных цветоводов рассчитана на учащихся 5-6 классов(17 часов) по четвергам через неделю.
Реализация программы направлена на развитие познавательных интересов школьников, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению школы.
Цель программы: воспитывать у учащихся любовь к природе, наблюдать за жизнью природы, развивать практические навыки по выращиванию и уходу за комнатными растениями.
Задачи: формировать нравственные ценности учащихся, развивать исследовательскую деятельность, побуждать школьников к чтению литературы, привлекать детей к озеленению школы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
- провести посадку растения;
- провести размножение растения;
- ухаживать за комнатными растениями:
- проводить паспортизацию растений.
Содержание программы:
1.Введение. Строение комнатных растений (2часа)
Ознакомление с планом работы кружка, с мероприятиями в которых будут участвовать члены кружка, назначение кружка. Формирование уголка
из комнатных растений.
Ознакомление со строением, функциями и разнообразием органов растения
(стеблем, листьями, корнем и цветками)
2.Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека(2часа)
Ознакомление с комнатными растениями, используемыми для озеленения помещений. Суккуленты, лианы, ампельные растения, декоративно – лиственные и красивоцветущие. Значение комнатных растений в жизни человека. Лекарственные и ядовитые растения
3.Биологические особенности комнатных растений ( 10часов)
- растения влажных тропических лесов;
- растения субтропиков;
- растения пустынь.
Знакомство с комнатными растениями по плану: название, внешний вид, родина растений, биологические особенности. Паспортизация растений
Практические работы:
4. «Паспортизация растений»
4.Уход за комнатными растениями (2часа)
Размещение комнатных растений. Полив и банный день. Подготовка почвы и пересадка. Подкормка и размножение. Наиболее распространенные вредители комнатных растений: паутинные клещики, тли, щитовка. Болезни комнатных растений: гниль, ржавчина и меры борьбы с ними.
Черенкование комнатных растений, наблюдение за укоренением черенков, их ростом и развитием. Посадка укоренившихся черенков, уход за посаженными черенками.
5. Я и мой любимый цветок(1час)
Выставка рисунков « Мой любимый цветок».
Конкурс на лучшую сказку о комнатном растении. Подведение итогов работы кружка . Фотовыставка.
4.Тематическое планирование.
№
Название темы
Кол-во
часов
1
Введение. Строение комнатных растений
2
2
Цветочно - декоративные растения, их значение в жизни человека.
2
3
Биологические особенности комнатных растений
10
4
Уход за комнатными растениями
2
5
Я и мой любимый цветок
1
Итого:17 часов
Литература:
Е.Н. Журкова Комнатные растения.
Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко Как вырастить цветы.
Т. М. Клевенская Цветы в интерьере.
В. Чуб. Комнатные растения.
Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.
Н. И.Клинковсьая., В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.
Г. Е. Киселев. Цветоводство.
П. И. Левданская., А. С. Мерлю Комнатные цветочные
растения.
Приложение 1.
Комнатное цветоводство:
содержание и методы работы
Темы занятий с кратким планом их проведения
Занятие 1.≪Зелёные спутники человека-кто они?≫
Цель- дать школьникам общее представление о комнатных растениях
и их роли в жизни человека. Проводится в виде беседы. Речь идёт в основном
о том, зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют
в жизни человека (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая),
почему их называют ≪зелёными спутниками≫, ≪зелёными друзьями≫ и т.д.
На этом занятии используются отрывки из научно-популярной
литературы о комнатных растениях.
Занятие 2.≪Откуда эти пришельцы?≫
Цель- познакомить детей с историей комнатного цветоводства.
Занятие начинается мини-лекцией об истории возникновения этого
увлечения людей. Затем беседа о происхождении комнатных растений, о тех
странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены.
Следует особо остановится на истории возникновения комнатного
цветоводства в России, рассказать о состоянии комнатного цветоводства в
наши дни.
На занятии целесообразно использовать карты мира или глобус. На них
булавками с крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были
привезены ≪зелёные путешественники≫.
Занятие 3.≪Многообразие комнатных растений≫
Цель - познакомить учащихся с основными группами комнатных
растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсии. Местом
проведения её могут быть цветочная теплица, оранжерея, хороший
школьный кабинет биологии с достаточно большой коллекцией комнатных
растений.
Знакомить ребят лучше не с отдельными видами, а с группами
растений (такой подход не создаёт перегрузки памяти и более научен),
например рассказать о всех имеющихся лилейных ( амариллис, лилия
амазонская, кливия и др.), затем о бегониевых (красивоцветущая, металлика,
голая, лотосовидная и др.), кактусовых и т.д.
На этом же занятии можно познакомить школьников с отечественной
литературой по комнатному цветоводству, выяснить какие издания есть у
ребят дома, что можно приобрести в книжных магазинах, взять в школьной и
детских библиотеках для более детального изучения многообразия
комнатных растений.
Занятие 4.≪Как узнать в лицо≪зелёного друга?≫
Цель - познакомить школьников с некоторыми приёмами определения
комнатных растений. Эта работа предполагает знакомство ребят со
специальными определителями. Но их, к сожалению, пока нет. Можно
провести такое занятие, используя научно-популярную литературу с
хорошими цветными иллюстрациями, наборы открыток по некоторым
группам комнатных растений, а также недавно вышедшие справочники и
энциклопедии.
В книгах учитель найдёт достаточно подробное описание тех или иных
растений, их изображение. Это поможет ребятам научиться узнавать любое
растение в школьной коллекции, а затем и за её пределами, правильно
запомнить название, сделать необходимые записи в рабочей тетради.
Руководителю следует также найти подборку журнала ≪Цветоводство≫,
где печаталась специальная страничка ≪Энциклопедия комнатных растений≫.
Этот справочный материал хорошо иллюстрирован и может помочь в
определении растений.
Занятие 5.≪Получите, друзья, документы!≫
Цель - провести первичную работу по систематизации школьной
коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практической
работы, для которой используются записи и зарисовки, сделанные на
предыдущем занятии, а также названная выше литература.
Учитель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и
паспортов. Затем выдаёт необходимый для работы материал - бумагу
(полуватман или белый картон), тушь или цветные фломастеры, карандаши,
линейки и т.д., сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов,
определяет для каждого учащегося 2-3 растения, которым тот должен выдать
≪документ≫.
После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления
этикеток. Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующим
растениям. Работу с паспортами дети могут завершить дома.
Занятие 6.≪Мы тоже живые!≫
Цель - познакомить учащихся с основными физиологическими
процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее
целесообразный метод проведения работы - микролекция с демонстрацией