Рабочая программа "Наша школьная страна 1-4 класс"
Рабочая программа "Наша школьная страна 1-4 класс"
Программа курса внеурочной деятельности «Наша школьная страна» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана: на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
классов Протокол №____ Протокол № ________ Л.Ю. Богомолова
от__________201 ______ г. от_________201_____г. Протокол № ___
_____________________ от_______201__г.
руководитель МО
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Наша школьная страна»
(Выписка из ООП НОО МБОУ «Крапивинская
начальная общеобразовательная школа»)
(духовно-нравственное направление)
1 - 4 классы
Срок реализации программы - 4 года
Составитель:
учитель начальных классовМБОУ
«Крапивинская НОШ»
Герасимова С.В
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Наша школьная страна» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана: на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый
информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе – все это ставит ребенка в трудное положение. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности младшего школьника.
Цель программы: воспитание компетентной, социально-адаптированной личности, уважающей себя и других людей.
Задачи программы:
- сформировать необходимые для жизни социальные умения (сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки и т.д.)
-создать условия, обеспечивающие полноценный, безопасный отдых детей во внеурочное время, творческое развитие каждого ребёнка;
-развивать различные формы общения в классном коллективе;
-организовать связи с социальными партнёрами класса.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1-й класс
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Наша школьная страна» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Средствами достижения этих результатов служат тексты сказок разных народов и игры.
Мета предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятиях.
-Учиться высказывать свое предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе заданий: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающих и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту;
- оценивать правильность поведения людей в общении между собой.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Наша школьная страна» в 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Средствами достижения этих результатов служат тексты сказок разных народов и игры.
Мета предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий
-Учиться высказывать свое предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса .
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе заданий: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающих и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 2-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту;
- оценивать правильность поведения людей в общении между собой.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Наша школьная страна» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Средствами достижения этих результатов служат тексты сказок разных народов и игры.
Мета предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий
-Учиться высказывать свое предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе заданий: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога ( побуждающих и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Наша школьная страна» в 3-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту;
- оценивать правильность поведения людей в общении между собой.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Программа направлена на воспитание компетентной, социально-адаптированной личности, уважающей себя и других людей.
Программа «Наша школьная страна» реализуется через общешкольную программу воспитания «Радуга - дорога в будущее», в основу которой положены идеи и мысли Н.Е. Щурковой, В.А.Караковского, Я.Корчана, К.Д.Ушинского. Общешкольная программа предусматривает 7 направлений: Я-гражданин, эстетическое, нравственное, экологическое, здоровье, творчество, семья.
Программа «Наша школьная страна» направляет работу по семи направлениям, которые распределены по месяцам:
-сентябрь – месяц экологического воспитания;
- октябрь – месяц профилактики вредных привычек;
-ноябрь – месяц интеллектуального воспитания;
-декабрь – месяц правового воспитания;
-январь, февраль – месяцы патриотического воспитания;
-март – месяц детского творчества;
-апрель – месяц экологического воспитания;
- май – месяц патриотического воспитания.
Занятия проводятся два раза в неделю по 35 минут в разнообразных формах:
тематические классные часы;
наблюдения, чтение литературы;
конкурсы знатоков природы;
творческие выставки, викторины;
субботники по уборке территории, озеленению участка;
экологическая акция:
спортивные конкурсы, соревнования,
встречи со спортсменами, семьями, активно занимающимися спортом;
беседы и дискуссии на темы: «Спорт в моей семье», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Древние виды спорта», «История спортивных игр», «Режим дня и его значение для здоровья», «Как противостоять вредным привычкам» и т.д.;
конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, читательских умений младших школьников;
интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели;
интеллектуальные бои;
предметные олимпиады;
тренинги интеллектуальных умений.
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
праздники, читательские конференции по праву;
встречи со знаменитыми людьми, участниками ВОВ;
экскурсии в краеведческий музей.
конкурсы детского творчества;
КТД;
праздничные концерты;
конкурс поделок, сочинений, рисунков и т.д.
экскурсии;
наблюдения, чтение литературы;
конкурсы знатоков природы;
творческие выставки, викторины;
субботники по уборке территории, озеленению участка;
экологическая акция.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
III. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся. 1класс (66ч)
№
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
Сентябрь – месяц экологического воспитания.
1
Давайте познакомимся
Коммуникативные.
Формирование основ общения
друг с другом.
Личностные.
Формирование основ нравственно-
этической ориентации.
Регулятивные.
Самооценка.
Коммуникативные
Формирование основ общения
друг с другом, умения договариваться и распределять
роли.
Формирование основ общения
друг с другом при работе в группе. Формулирование собственного
мнения и позиции.
2
Я и мои товарищи
3
Детское сотрудничество. Конкурс рисунков «Осень рыжая подружка»...
4
Экскурсия в планетарий «Астрономия для школьников».
-экскурсии;
-наблюдения, чтение литературы;
-конкурсы знатоков природы;
-творческие выставки, викторины;
- озеленению участка;
5
Тетрализованное представление в РДК «В Двоично Троечном королевстве»
6
Экскурсия в краеведческий музей «Как животные родного края готовятся к зиме»
7
Конкурс поделок из природного материала «Жители страны Шишкоград
Октябрь – месяц профилактики вредных привычек.
8
Игра – путешествие «Ты +Мы»
Коммуникативные. Выстраивание общения с учителем. Формирование умения
задавать вопросы.
Коммуникативные.
Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний.
-беседы и дискуссии на темы: «Спорт в моей семье», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Древние виды спорта», «История спортивных игр», «Режим дня и его значение для здоровья», «Как противостоять вредным привычкам» и т.д.;
9
«Я хоть и маленький, но у меня всё получится»
10
Праздник «Посвящение в ученики!»
11
Понятно ли мы говорим?
12
Экскурсия в краеведческий музей «В гостях у Тишки».
13
Урок игра.«Я –ученик».
14
Экскурсия в РДБ «Мы – выбираем здоровье»
15
День здоровья. Игры на свежем воздухе
16
Игра – путешествие «Как следует питаться?»
Ноябрь – месяц интеллектуального воспитания.
17
КВН «Что? Где? Когда?»
-культура умственного труда
-конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, читательских умений младших школьников;
-интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели;
-интеллектуальные бои;
18
Викторина «Почемучка»
19
Классный час «Личная безопасность. Меры безопасного поведения на территории школы, во
- беседы и дискуссии на темы: «Спорт в моей семье», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Древние виды спорта», «История спортивных игр», «Режим дня и его значение для здоровья», «Как противостоять вредным привычкам» и т.д.;
8
День Здоровья . Игры на воздухе
9
Классный час «Курильщик – сам себе могильщик»
10
Игра путешествие «Здоровейка»
11
Экскурсия в краеведческий музей. «Ископаемые древности»
12
Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
13
Классный час «Личная безопасность. Меры безопасного поведения на территории школы, во время подвижных игр»
14
Спортивные соревнования «Веселые старты»
15
Игра-тренинг «Что мы едим?»
16
Устный журнал. «Как же надо жить - чтобы долго нам прожить?»
Ноябрь – месяц интеллектуального воспитания.
- Конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, читательских умений младших школьников;
-интеллектуальные марафоны внутри класса, параллели;
- интеллектуальные бои;
-предметные олимпиады;
-тренинги интеллектуальных умений.
17
Игра «Что? Где? Когда?»
18
КВН по русскому языку
19
Беседа «Меры безопасного поведения на водоемах покрытых льдом. Способы самоспасения»
20
Викторина «Почемучка»
21
Концерт ко дню матери «Всему начало - отчий дом»
22
Игра «Звёздный час»
Декабрь – месяц правового воспитания.
23
«Мастерская Деда Мороза», изготовление украшений для кабинета
-Тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву;
- встречи со знаменитыми людьми, участниками ВОВ;
-экскурсии в краеведческий музей.
24
«Мастерская Деда Мороза», оформление кабинета к новому году.
25
Классный час «Права, обязанности и ответственность человека»
26
Познавательный турнир «Конституция – самый важный документ»
27
Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия!»
28
Классный час «Без труда не проживёшь»
29
Репетиция к празднику «Новогодний карнавал»
30
Праздник «Новогодний карнавал»
Январь, февраль – месяцы патриотического воспитания.
31
Классный час. «Огонь – друг и враг человека. Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать»
32
Народные традиции «Обряды Крещение»
33
Игры на свежем воздухе. «Забавы детворы»
34
Экскурсия в краеведческий музей «Блокада Ленинграда»
35
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»
36
Классный час «Чрезвычайная ситуация – что это?»
37
Спортивные соревнования. Первенство по футболу.
38
Экскурсия в районную детскую библиотеку «Солдаты Отечества»
39
Спортивный праздник «Готов к труду и защите Отечества»
40
Репетиция к концерту «Будущие защитники Отечества»
41
Концерт «Будущие защитники Отечества»
42
Репетиция к празднику «Прощание с Зимой»
43
Праздник «Прощание с Зимой»
-Изготовления подарков к праздникам;
- конкурсы детского творчества;
- КТД;
- праздничные концерты;
- конкурс поделок, сочинений, рисунков и т.д.
44
Репетиция к концерту для девочек.
45
Концерт – поздравление для девочек.
46
Репетиция к конкурсу «Мисс-года»
47
Конкурс для девочек «Мисс – года»
48
Классный час «Я чувствую себя счастливым, когда…»
49
Беседа «Правила поведения на водоеме. Меры безопасности при использовании водной переправы»
50
Фестиваль детского творчества .
Апрель – месяц экологического воспитания
- Экскурсии;
- наблюдения, чтение литературы;
- конкурсы знатоков природы;
-творческие выставки, викторины;
-субботники по уборке территории, озеленению участка;
-экологическая акция:
51
Игра-викторина «Птицеград»
52
Беседа «Осторожно клещи!»
53
Подготовка и оформление выставки «Тайна Третий планеты»
54
Космический КВН для мальчиков.
55
Классный час «Пернатые друзья».
56
Книжкина неделя. Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта М.Ю. Лермонтова.
57
День здоровья.
58
Экскурсия в РКМ. Информационный час «Это интересно»
59
Классный час «История космонавтики. Женщины космонавты»
60
Классный час. «Экстремальные ситуации для человека в природной среде»
Май – месяц патриотического воспитания
-Тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву;
- встречи со знаменитыми людьми, участниками ВОВ;
- экскурсии в краеведческий музей.
61
Экскурсия РБ «Подвигу народа жить в веках».
62
Экскурсия в музей «Они защищали Родину»
63
Встреча с интересным человеком
« О чем рассказал орден?»
64
Час доверительного разговора «Мои мечты, мои желания»
65
День защиты детей. Практическое занятие по ГО и ЧС
66
Подготовка к празднику «До свидания, начальная школа!»
67
Репетиция к празднику «До свидания, начальная школа!»
68
Праздник «До свидания, начальная школа!»
Использованная литература 1класс.
1.Буйлова,Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе?:[текст] практическое пособие ./Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова.-М.:АРКТИ,2005.-288с.
2.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 1.-97с.
3.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 2.-90с.
4. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
5. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе: программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994.
7. Классные часы в 1–4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. – Волго-град : Учитель, 2007. – 204 с.
8. Кащенко, В. В. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы. 1–4 классы / В. В Кащенко. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
9. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – 3-е изд. – М. : Флинта, 2003.– 128 с.
10. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
12. Жиренко О.Е, Лапина Е.В., Т.В.: [текст] Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006.-160с.- ( Педагогика. Психология. Управление ).
Использованная литература 2класс.
1.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 1.-97с. 2.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 2.-90с.
3.Богуславская, Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. – 192 с.
2. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
3. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе: программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994.
5. Классные часы в 1–4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. – Волго-град : Учитель, 2007. – 204 с.
6. Кащенко, В. В. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы. 1–4 классы / В. В Кащенко. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
7. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – 3-е изд. – М. : Флинта, 2003.– 128 с.
8. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
9. Классные часы: внеклассная работа. 1–4 классы / сост. М. А. Козлова. – М. : Изд-во «Экзамен», 2009. – 317 с.
11. Жиренко О.Е, Лапина Е.В., Т.В.: [текст] Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.:ВАКО,2006.-160с.- ( Педагогика. Психология. Управление ).
Использованная литература 3 класс.
1. Богуславская, Н. И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н. И. Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. – 192 с.
2. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
3. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе: программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994.
5. Кащенко, В. В. Педагогическая коррекция / В. В. Кащенко. – М. : Просвещение, 1994.
6. Классные часы в 1–4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. – Волго-град : Учитель, 2007. – 204 с.
7. Кащенко, В. В. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы. 1–4 классы / В. В Кащенко. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
8. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – 3-е изд. – М. : Флинта, 2003.– 128 с.
9. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.
10. Классные часы: внеклассная работа. 1–4 классы / сост. М. А. Козлова. – М. : Изд-во «Экзамен», 2009. – 317 с.
11. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками школьниками. Литературный и музыкально-игровой материал : учеб.-метод. пособие / С. О. Николаева. – М. : Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2003. – 80 с.
12. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства : коррекционно-развивающая программа для 5–8 лет / авт.-сост. Н. В. Макарычева. – М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
Использованная литература 4 класс.
1.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 1.-97с.
2.Башкина Е.Ю., Давыдова А.В., Иванина С.В. и др.: [текст] Живём весело и интересно: программы внеурочной деятельности для 1 класса: в 2 частях.-Кемерово ГОУ СПО» Кемеровский педагогический колледж»,2011. Часть 2.-90с
3. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
4.Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе: программа факультатива «Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
5. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. В. В. Петрусинского. – М. : Новая школа, 1994.
6. Классные часы в 1–4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. – Волго-град : Учитель, 2007. – 204 с.
7.Кащенко, В. В. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы. 1–4 классы / В. В Кащенко. – М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
8. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – 3-е изд. – М. : Флинта, 2003.– 128 с.
9. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 240 с.