Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Курс «Логика» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Курс включает 33 занятия: одно занятие в неделю. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Логика»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ Снежненского с.п.
___________Блищенко Т.П.
« » ____________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
__________Журавлева И.С.
« »_____________2016г.
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Логика»
в 1 классе на 2016-2017 учебный год
Учитель: Кормилина Елена Николаевна
первая категория
Количество часов: 33 ч. на учебный год
Количество часов: 1ч. в неделю
Количество часов: 8 ч. на 1 четверть
Количество часов: 7 ч. на 2 четверть
Количество часов: 10ч. на 3 четверть
Количество часов: 8ч. на 4 четверть
Таблица календарно-тематического планирования
№
Дата
Тема занятия
Количество часов
1.
Вводный тест.
1
2.
Сравнение предметов по свойству.
1
3.
Целое и часть.
1
4.
Знакомство с отрицанием (термин не вводится).
1
5.
Признаки предметов.
1
6.
Признаки предметов и значение признаков.
1
7.
Обобщение по признаку.
1
8.
Закономерности в значении признаков у серии предметов.
1
9.
Описание последовательности действий.
1
10.
Логические упражнения.
1
11.
Последовательность действий и состояний в природе.
1
12.
Целое действие и его части.
1
13.
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.
1
14.
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.
1
15.
Одно действие, применяемое к разным предметам.
1
16.
Промежуточный тест.
1
17.
Функции предметов.
1
18.
Логическая операция «и».
1
19.
Выделение главных свойств предметов.
1
20.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
21.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
22.
Упорядочивание серии предметов по разным признакам.
1
23.
Последовательность событий.
1
24.
Высказывания.
1
25.
Истинные и ложные высказывания.
1
26.
Комбинаторика. Расстановки и перестановки.
1
27.
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).
1
28.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.
1
29.
Перенос свойств с одних предметов на другие.
1
30.
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.
1
31.
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.
1
32.
Часть-целое ( в действиях).
1
33.
Итоговый тест.
1
34.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
Приложение
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
?
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.