kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа неаудитороной занятости "Логознайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа  кружка «Логознайка» 3-4 класс составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс интеллектуального направления  «Логознайка», расширяющий эрудицию учащихся, грамотность, творческое мышление, способствующий формированию познавательных  универсальных учебных действий дает возможность это осуществить.

Предлагаемый курс  осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Основное содержание программы направлено на личностное развитие ребенка, воспитание интереса к различным видам деятельности, активизацию познавательной, социально значимой деятельности. Программа «Логознайки» направлена на развитие коммуникативной компетентности через коллективное взаимодействие в игре, работе в парах, группе.

Данная программа помогает учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

          Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.

          Курс «Логознайка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, викторины, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности  в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), использование современных средств обучения.

Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики, формирование мотивации учащегося к учению и познанию, готовности и способности к саморазвитию.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

          - развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

          Занятия кружка «Логознайка» проводятся для учащихся 3 и 4  классов по 1 часу в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Формы контроля:

 Участие учеников начальных классов в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «ЭМУ», «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», ДКР и т.д.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: практические работы, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением новых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа неаудитороной занятости "Логознайка"»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Логознайка» 3-4 класс составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавательных способностей».

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс интеллектуального направления «Логознайка», расширяющий эрудицию учащихся, грамотность, творческое мышление, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий дает возможность это осуществить.

Предлагаемый курс осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Основное содержание программы направлено на личностное развитие ребенка, воспитание интереса к различным видам деятельности, активизацию познавательной, социально значимой деятельности. Программа «Логознайки» направлена на развитие коммуникативной компетентности через коллективное взаимодействие в игре, работе в парах, группе.

Данная программа помогает учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке.

Курс «Логознайка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, викторины, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями), использование современных средств обучения.

Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам, развитие мышления и логики, формирование мотивации учащегося к учению и познанию, готовности и способности к саморазвитию.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

- решение нестандартных логических задач;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Занятия кружка «Логознайка» проводятся для учащихся 3 и 4 классов по 1 часу в неделю, продолжительность занятия 45 минут.


Формы контроля:

Участие учеников начальных классов в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «ЭМУ», «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Инфознайка», ДКР и т.д.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.


Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: практические работы, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением новых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.


Общая характеристика

Программа разработана для организации внеурочных занятий с обучающимися начальной школы в соответствии с требовании ФГОС начального общего образования. Познавательная деятельность становится одним из ведущих видов деятельности младшего школьника наряду с игровой, именно в игровой деятельности в эмоциональной атмосфере у ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, легче усваиваются нормы нравственного поведения.

Программа «Логознайки» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации представленных игровой форме . Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Во время викторин дети учатся сотрудничеству, взаимоподдержке, адекватно оценивать свои возможности и активно искать ответы на поставленные задачи.

Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

обогащение личного опыта общения детей;

овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».




Ценностные ориентиры содержания кружка «Логознайка»


Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учебно-тематический план.
(3-4 классы)

№ Тема занятия Кол-во часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

1

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

1

3

Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

5

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

7

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

15

Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.

1

16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Беседа : соблюдение ППБ

1

22

Развитие логического мышления.

1

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

27

Поиск закономерностей.

1

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

29

Развитие логического мышления.

1

30

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

1

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1

32

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

33

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

34

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

1


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации курса «Логознайка» необходимы материально-технические средства:

Учебные пособия:

натуральные пособия (объекты живой и неживой природы), цветная бумага, картон, фломастеры и др.

изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) и др.;

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


Список литературы:

1. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

2. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

3. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2012 год.

4. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

5. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

5. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2012 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

6. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

7. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику: 1 класс.

8. Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.

9. Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)

10. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития. 2001

11. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. «35 суббот плюс каникулы». Сценарии школьных праздников. М., Новая школа, 2001



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа неаудитороной занятости "Логознайка"

Автор: Склюева Ольга Сергеевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279709

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства