kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Рабочая программа кружка "Наш Край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа кружка "Наш Край"»



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

Цели и задачи

Воспитательная работа

Основные принципы

  1. Учебно – тематическое планирование

1 год обучения

2 год обучения

  1. Содержание

  2. Ожидаемые результаты

  3. Методическое обеспечение программы

  4. Материально – техническое обеспечение программы

  5. Список литературы

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любовь к родному краю, знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв



Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.



Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, родного города, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.



Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится к нашим местам — к замечательному Нижегородскому краю. Сегодня назрела необходимость создания новых программ и методических разработок для изучения целостного представления о своей земле. Изучение Нижегородской области направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.



Данная программа позволяет целенаправленно и систематически формировать гражданскую позицию у учащихся, предназначена для кружковой работы в общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14 -15 лет. Программа кружковой работы реализуется в течение двух лет по два академических часа в неделю и имеет краеведческую направленность.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- Формирование у обучающихся первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородского края на основе комплексного изучения трех основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

- Определение места и значения Нижегородской области в масштабах страны, воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей области.



ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Изучение прошлого и настоящего Нижегородского края, Кстовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашей области и Кстовском районе.

Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о крае и районе.

Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

Выработка умений по ведению поисковой и исследовательской работы в области краеведения.

- Формирование практических умений и навыков наблюдения за природными объектами, явлениями и их влиянием на природную среду.



Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

При отборе содержания использовались комплексный, разноуровненный, личностно - ориентированный, гуманистический, экологический.

Комплексный подход дает возможность разноаспектного изучения Нижегородского края, но физико-географическая составляющая программы является доминирующей.

Разноуровненный подход позволяет выделить три уровня изучения материала: областной, районный, местный.

Такое разноуровневое структурирование программы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к изучению общих географических характеристик нашего края. Индивидулизировать работу учащихся, изменить форму общения ученика и учителя позволит осознать и почувствовать личную значимость и вовлеченность в жизнь своего края, города, школы.

Принцип гуманизации прослеживается во всех разделах программы, ведь центральным и связующим звеном в изучении родного края является человек.

Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях Нижегородского края, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов природы и его влиянии на здоровье человека.



Основные методы обучения:

  • Практические

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини сочинения

  • Походы, экскурсии

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций



Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

  • Составлять доклады, рефераты

  • Применять полученные знания на практике

  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

  • Практиковаться в умении проводить экскурсии



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном Нижегородском крае и в том числе о Кстовской земле.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Первый год «Дела давно минувших дней»

Задача первого года занятий развитие интереса к прошлому Нижегородского края и земли Кстовской. Приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашей местности, наши земляки-участники Великой Отечественной войны.



































































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

72 часа/2 часа в неделю/

1 год обучения



Тема занятий

теория

практика

1

С чего начиналась история края

1

1

2

Археологические памятники Кстовского района, области

1

1

3

Экскурсия в историка краеведческий музей


2

4

Памятники п. Ждановский

1

1

5

Работа с краеведческой литературой

1

1

6

Быт и традиции русских в нашем районе

1

1

7

Школьный музей

1

1

8

Первые школы и культура в районе

2


9

История школы п. Ждановский

2


10

Коллективизация, образование района

2


11

Наш район в годы ВОВ, вклад кстовчан в победу

2


12

Герои – кстовчане, труженики тыла

1

1

13

Война в судьбе моей семьи

1

1

14

Проектная работа.

«Составление летописи своей семьи по старым фото»


2

15

История моей страны в названиях улиц городов

1

2

16

Изучение литературы о родном городе


2

17

Памятники погибшим в ВОВ


2

18

Геологическое строение местности


2

19

Составление коллекции полезных ископаемых на местности


2

20

Школьный музей

1

1

21

Красота родной природы

1

1

22-23

Проектная работа.

«Родной край» Выставка в школьном музее (рисунки, поделки)

2

2

24

Изучение гидрографии окрестностей

1

1

25

Охрана водных объектов, грунтовых вод в районе

1

1

26

Использование воды в хозяйстве и на производстве

1

1

27

Топонимика водных объектов, их история

1

1

28

Определение свойств и качества воды окрестных рек

1

2

29

Определение ширины реки, скорости течения, глубины

1

1

30

Взаимосвязь между рельефом природным комплексом

1

1

31

Природный комплекс Кстовского района и его различия

1

1

32

Видовой состав леса и его различия в районе

1

1

33

Красная книга

1

1

34-35

Проектная работа. Составление Красной книги своего края

2

2


Итого

33

39

















СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ



Второй год «Люди земли Нижегородской»

Задача второго года обучения- изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш край и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к пожилым, показать историю в контексте с историей страны.















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

2 год обучения - 72 часов/2 часа в неделю

Тема занятий

теория

практика

1

Великие люди земли Нижегородской / обзор/

1

1

2

Известные люди Кстовского района, посещение историка краевед.музея


2

3

Ветераны труда нашей школы, биографии

1

1

4

Ими гордится город


2

5

Народные ремесла в районе


2

6

Посёлок, в котором мы живём

1

1

7

Не позволяй душе лениться/сбор материалов о людях разных профессий

1

1

8

Проектная работа.

«Выпускники нашей школы - гордость школы»

1

2

9

Туристические возможности Кстовского района

1


10

Краеведение-неотъемлемая часть географии. Кстово

1

1

11

Рельеф городского окружения, проблемы правобережья

1

1

12

Осадочные горные породы, проблемы рац. использования

1

1

13

Перспективы использования строительных материалов в районе реки Волги

1

1

14

«Городской климат» и влияние промышленных предприятий на жителей города и района

1

1

15

Промышленная зона города и проблемы озеленения и очистки почвы.

1

1

16

Игра- викторина «Наш район»

1

1

17

Проектная работа.

«Зоны отдыха /р.Кудьма, р.Волга, Зеленый город»

1

3

18

Заповедники и заказники Нижегородской области /обзор/

1


19

Керженский заповедник, сохранения

1


20

Охраняемые природные и рукотворные объекты района

1

1

21

Население города -его состав и численность

1

1

22

Кстово-спутник Н.Новгорода/численность и народы/

1

1

23

Крупные промышленные предприятия Н.Новгорода, их история становления Предприятия города.

1

1

24

Значение для области и страны.

1

1

25

Нижегородская ярмарка-история развития

1

1

26

Выставка фотографий о Н.Новгороде и Кстовской земле


2

27

История народных промыслов и ремесел в Нижегородском крае.

1

1

28

Народные ремесла в Кстовском районе

1

1

29

История развития промышленности в г.Кстове и перспективы

1

1

30

Виды промышленной продукции кстовских предприятий и значение для области и России

1

1

31

Сельское хозяйство района проблемы села

1

1

32

Национальности, проживающие на Кстовской земле /обряды, обычаи, фольклор разных национальностей/

2

2

33

Поэты, писатели нашего края.

1

1

34

Прикладное искусство кстовчан в настоящее время. Художники нашего края.

1

1

35-36

Проведение отчетной конференции по итогам изучения нашего края, земли Кстовской.

2







Итого

31

41



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Получение навыков исследовательской работы, работы с краеведческим материалом;

  • Получение навыков общения в коллективе, составления проектов, рефератов и компьютерных презентации.

  • Получение практических умений на местности, работе с картами.

  • Программа краеведческого кружка «Наш край» позволит укрепить и использовать приобретенные знания по истории и культуре родного края, его природе на других предмета.

  • Программа будет развивать чувства любви и патриотизма к родной России через познание своей «малой Родины».



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы проведения занятий предполагают сочетание теоретических и практических видов деятельности, экскурсий, работа с различной литературой и картами, исследовательскую деятельность.

Формы реализации программы «Наш край»:

*Участие в районных краеведческих викторинах и конкурсах;

*Участие в туристических соревнованиях;

*Участие в географических предметных олимпиадах города и района;

*Участие в Интернет — конкурсах и проектах.



МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Географические карты России, Нижегородской области и Кстовского района;

2.Историческая и краеведческая литература по Нижегородскому краю и Кстовскому району;

3.Использование Интернет и информационных технологий.

4.Топографические учебные карты, компасы и другое оборудование для работы с картой и на местности.

6.Методическое пособие «Географическое краеведение. Кстовский район», «Атлас Нижегородской области», учебное пособие «Географическое краеведение Нижегородской области»

7. Компьютер, интерактивная доска.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для обучающихся

  1. Алексеева Е. В. Биологическое краеведение. Нижегородская область, Н. Новгород, 2008. – 206 с.

  2. Географический атлас «Нижегородская область» Н. Н.овгород, 2009 год.

  3. Земля Кстовская: историко-краеведческий и литературно-художественный альманах, - Н. Новгород, 1995. – 270 с.

  4. Кнутова Н. В. Географическое краеведение. Кстовский район. Рабочая тетрадь.

для учителя

  1. Алексеева Е. В. Биологическое краеведение. Нижегородская область, Н. Новгород, 2008. – 206 с.

  2. Географический атлас Нижегородской области, под редакцией Г. С. Камериловой, Н. Новгород, 2005. – 52 с.

  3. География Нижегородской области: учебное пособие: Г. С. Кулинич, Н. Новгород, 1991. – 207 с.

  4. География Горьковской области, Тубе Л. Л., учебное пособие, Горький, 1978. – 180 с.

  5. Кнутова Н. В. Географическое краеведение. Кстовский район. Рабочая тетрадь.

  6. Кулинич Г. С., Фридман Б. И. Геологические путешествия по Горьковской земле, Горький, 1990. – 192 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Рабочая программа кружка "Наш Край"

Автор: Гарбар Елена Васильевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа кружка по истории "Поиск""
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-istorii-poisk"
    ["file_id"] => string(6) "341588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1472569995"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Музей»"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_kruzhka_muzei"
    ["file_id"] => string(6) "497688"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548782676"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "376319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483816684"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа кружка по немецкому языку 5 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-niemietskomu-iazyku-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "308114"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458500282"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Рабочая программа элективного курса по английскому языку "Глобальные проблемы современности: экология" "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-global-nyie-probliemy-sovriemiennosti-ekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "114418"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411484224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства