Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История мировых религий"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Фрязино Московской области
«Утверждаю»:
Директор МОУ СОШ №1
_______________ Н.И.Романов
«____»______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ « ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ»
5 класс.
Составитель: Сенина Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «История религии» разработана для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы.
Курс «История религий» носит общеобразовательный (универсальный), светский характер.
Данный курс является интегрированным и включает в себя элементы знаний из различных областей человеческой культуры: истории, философии, литературы, живописи.
Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии в обществе, в связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость). Ребята должны ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач курса – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект, навязывания межнациональной розни.
«История религии» - это один из разделов программы школы по духовно-нравственному воспитанию. Знание данного курса позволяет обучающимся глубже понять роль религии в культурологическом аспекте, оценить события и факты истории, произведения искусства и литературы с иных, чем рационалистические позиции. В целом содержание курса несет в себе благоприятный нравственный заряд, что положительно скажется на личности обучающихся.
При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология (МХК), правоведение.
Цели курса:
- расширить кругозор обучающихся;
- способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе;
- раскрыть особенности возникновения у человека религиозных чувств;
- способствовать пониманию духовно- нравственного начала той или другой религии;
- дать возможность обучающимся понять особенности и общие черты различных религий;
- помочь увидеть роль и значение религиозных идей и теорий в жизни человеческого общества и государств;
- способствовать видению религии как одного из важнейших социальных институтов;
Реализация целей программы достигается путем решения следующих задач:
- понимание предмета курса, роли, функций, значения религии в жизни человека и общества;
- овладение основными категориями и понятиями курса;
- представление об этапах развития религиозных верований, о формировании и современном положении мировых религий;
- понимание неразрывной связи истории религии и истории человеческого общества.
При успешной реализации курса учащиеся должны знать:
- сущность и элементы религии;
- ранние формы религии, их проявление у народов мира;
- догматы и культ мировых религий;
- основные постулаты священных книг мировых религий (Библия, Тора, Коран, Трипитака);
- современную религиозную обстановку в мире, России.
При успешной реализации курса учащиеся должны уметь:
- применять полученную информацию на уроках истории, обществознания, литературы, МХК;
- правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий;
Изучение курса «История религий» будет способствовать развитию основных ключевых компетенций: познавательной, социальной, гражданской, информационной.
Познавательная компетенция: - способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте; - учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления; - учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.
Информационная компетенция: - умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач; - умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; - умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.
Гражданская компетенция: - умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей; - умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям человеческого общества; - способность к самоидентификации личности.
Социальная (социально – коммуникативная) компетенция: - способность работать в команде; - способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении; - способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем; - умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Ведущие формы и методы организации учебных занятий: - лекции с последующими дискуссиями, в том числе с использованием ИКТ; - эвристические беседы;
- экскурсии реальные и виртуальные в места отправления культа (православный храм, мечеть, евангелистская церковь, католический собор) - защита проектов (презентаций).
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения обучающимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Учебно-тематический план.
Содержание
Кол-во часов
1. Введение. Сущность религии.
1
2. Верования древних людей. Мифы.
- Древняя Греция и Древний Рим
- Верования древних славян
- Скандинавская мифология
- Другие верования
5
3. Буддизм.
3
4. Ислам.
3
5. Иудаизм
3
6. Христианство
-Католицизм
- Протестантизм
- Православие
8
Экскурсионные часы
10
Резерв
2
Всего часов
35
Учитель русского языка и литературы - Сенина Татьяна Викторовна
«Согласовано»: _____________________
Протокол заседания ШМО: от «___»____________20____г. №_____