Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая история» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования Р. Ф. от 17.12.2010г. №1897
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённое Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 »; зовательная школа №12»,утв. Приказом МБОУ «ООШ№12» от 02.09. 2013 №17
-Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобра
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год.
- Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая история» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
В основные цели учебного предмета «История» входит:
-формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачами учебного предмета являются:
-сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
-охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали) при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
-сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов ( определять причины и прогнозировать следствия).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 кл. ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от 27.08.2015 №1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Всеобщая история»
для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель
Пономарёва Л.П.,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная
категория
Мариинск 2015
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая история» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования Р. Ф. от 17.12.2010г. №1897
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённое Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 »; зовательная школа №12»,утв. Приказом МБОУ «ООШ№12» от 02.09. 2013 №17
-Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобра
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год.
- Рабочая программа по учебному предмету « Всеобщая история» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
В основные цели учебного предмета «История» входит:
-формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Задачами учебного предмета являются:
-сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
-осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
--охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
-показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали) при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
-сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов ( определять причины и прогнозировать следствия).
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа поучебному предмету «Всеобщая история» на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на уровне основного общего образования, учащиеся приобретают исторические
знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Учебный предмет «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества. Представления об общих, ведущих процессах. Явлениях и понятиях в период с конца V по XVв.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий, даёт возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу учебного предмета истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Содержание учебного предмета «История» для 6 класса изложено в виде двух курсов «История Древнего мира», «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени)
Учебный предмет «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача учебного предмета заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ООШ№12» на 2015-2016 учебный год отводится 68 часов для изучения учебного предмета « История», из расчёта 2 учебных часа в неде
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история».
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
V. Содержание учебного предмета «Всеобщая история»
Всеобщая история.
История Средних веков (28часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№п/п
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности ученика
1
Введение. Живое Средневековье
1
Исследовать место эпохи Средневековья в истории с
помощью «ленты времени.
Изучать историческую карту мира Средневековья
2
Глава I. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4ч. )
Тема 1.Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8веках.
1
Рассказывать о складывании государств у варваров
Объяснить своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в
складывании европейской культуры
Тема 2. Возникновение и распад империи Карла Великого
1
Объяснять причины появления в Европе новой империи
в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты
рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла Великого и Хлодвига.
Комментировать последствия Верденского раздела
Тема 3. Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11веках
1
Объяснять причины ослабления королевской власти во
Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и
Германии. Проводить аналогию между Римской
империей и Священной Римской империей
Тема 4 Англия в раннее Средневековья
1
Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции
и Германии. Выявлять последствия норманнского
вторжения во владения государства Европы
3
Глава II. Византийская империя и славяне в VI - XIвв.(2ч.)
Тема 1 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
1
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
Тема 2.Образование славянских государств
1
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян.
Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
4
Глава III. Арабы в VI - XIвв. (1ч.)
Тема 1.Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
1
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях.
Составлять развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
5
Глава IV. Феодалы и крестьяне (2ч.)
Тема 1. Средневековая деревня и её обитатели
1
Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять смысл феодальных отношений.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа
Тема 2. В рыцарском замке
1
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнить самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы.
6
Глава V. Средневековой город в Западной и Центральной Европе (2ч.)
Тема 1. Средневековый город. Горожане и их образ жизни
1
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснить, почему города стремились к самоуправлению
Тема 2. Торговля в Средние века
1
С помощью карты определить центры ремесла и торговли. Выполнить самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Глава VI. Католическая церковь вXI –XIIIвв. Крестовые походы ( 2ч. )
Тема 1. Католическая церковь и еретики. Могущество папской власти.
1
Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью.
Тема 2. Крестовые походы
1
Определять по карте путь Крестовых походов,
комментировать его основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава VII.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.) ( 6ч.)
Тема 1. Объединение Франции
1
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору).
Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся.
Тема 2.Что англичане считают началом своих бед
1
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.
Тема 3. Столетняя война
1
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военномпротивостоянии сторон
Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.
Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.
Тема4. Усиление королевской власти в конце 15в. во Франции и в Англии
1
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и Франции.
Тема 5. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
1
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
Тема 6.Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XVвв.
1
Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Определять причины ослабления императорской власти.
ГлаваVIII. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв. ( 2ч.)
Тема 1.Гуситское движение в Чехии
1
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Тема 2. Завоевание турками- османами Балканского полуострова
1
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.
Глава IX. Культура Западной Европы (3ч.)
Тема 1. Образование и философия, литература, искусство
1
Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.
Объяснять значение понятия «корпоративное общество».
Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Тема 2.Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии
1
Составлять рассказ-описание по картине художника.
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.
Тема 3.Научные открытия и изобретения
1
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Глава X. Народы Азии, Америки, и Африки в Средние века (2ч. )
Тема 1. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1
Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.
Характеризовать религию индийцев — индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Показывать на карте и комментировать местоположение Китая.
Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.
Тема 2.Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Итоговое повторение (1ч.)
Тема 1. Наследие Средних веков в истории человечества
1
Объяснять смысл понятия «Средневековье».
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи.
Защищать проекты, представлять презентации.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
ИСТОРИЯ РОССИИ (40ч.)
Введение. Предмет отечественной истории
1
Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту
Для объяснения своеобразия геополитического положения России.
Глава I.Древняя Русь в 8 -первой половине 12в. (12ч.)
Тема1.Древнейшие народы на территории России
1
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
Тема 2 Восточные славяне. Соседи восточных славян.
2
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.
Описывать жизнь и быт, верования славян.
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.
Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп
Тема 7. Культура Древней Руси
1
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.
Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося)
Тема 9.Обобщающее повторение «Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.»
1
Систематизировать исторический материал о Древней Руси.
Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси
Глава II. Политическая раздробленность на Руси (9ч.)
Тема 1.Начало раздробленности Древнерусского государства
Называть хронологические рамки периода раздробленности.
Раскрывать причины и последствия раздробленности
Тема 2 Главные политические центры Руси. Северо-Восточная Русь
1
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.
Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.
Тема 3. Главные политические центры Руси. Новгородское и Галицко-Волынское княжество
1
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/.
(Примечание. Занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а знакомство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве домашнего задания.)
Тема 4.Нашествие с Востока
1
свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
Объяснять причины успеха монголов
Тема 5.Борьба Руси с западными завоевателями
1
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.
Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.
Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники
Тема 6.Русь и Золотая Орда
1
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды,
характеризовать повинности населения.
Завершить составление характеристики Александра Невского.
Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход»
Тема 7.Русь и Литва
1
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.
Характеризовать политику литовских князей.
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.
Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому
Тема 8. Культура русских земель в XII-XIIIвв.
1
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период.
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала).
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации
Тема 9. Обобщающее повторение «Русь в период политической раздробленности
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности
Глава III. Русь Московская (16ч.)
Тема 1. Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества
1
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.
Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты
Тема 2.Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
1
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.
Раскрывать значение Куликовской битвы.
Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID= 8122&CollID=58&NStart=51
Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея
Тема 3.Московское княжество в конце XIV- середине XV в.
1
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.
Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы
Тема 4.Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
1
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.
Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.
Начать составление характеристики Ивана III.
Объяснять значение создания единого Русского государства
Тема 5.Московское государство в конце XV- начале XVI в.
1
Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.
Завершить составление характеристики Ивана III.
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.
Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Тема 6.Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.
1
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.
Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».
Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси
Тема 7.Реформы Избранной рады
2
Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.
Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.
Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.
Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.
Тема 9.Опричнина
2
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.
Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
Составлять характеристику Ивана IV Грозного.
Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём.
Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.
Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право
Тема 10 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.
1
Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв.
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв.
Тема 11.Архитектура и живопись в XIV-XVI вв
1
Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала).
Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации.
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.
Тема 12.Быт и нравы в XV-XVI вв.
1
Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала).
Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников
Тема 13.Повторение по теме «Русь Московская»
1
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы.
Высказывать суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV—XVI вв. по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Тема 14.Итоговое повторение «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.»
1
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Тема15.Контрольное тестирование
1
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.
Тема 16.Защита проектов
1
проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.
Получать возможность научиться: выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступление учащихся, оценивать свои достижения
VII.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.
Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983
Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002
Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001
Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.
Список литературы для учащихся.
Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT: Act- рель: Хранитель, 2002
Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011
Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007
История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М История средних веков М., «Просвещение», 2006
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI М., «Просвещение», 2006 г
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
4.Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура: интегрированные
5.Задания.10-11 классы/ Н.А. Григорьева.- М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС»,2006 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления , М.,1990
6. История всемирной литературы т.1.- М.: Наука ,1983
7. .Шестаков В.А. История России, ХХ- начало ХХI века: учеб. для 11 кл. ОУ: профил. уровень – М.:Просвещение,2007
Учебно методические материалы
библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения истории Средних веков ученики должны уметь и знать:
-знать важнейшие события истории Средних веков, выдающихся личностей, правителей, памятники культуры.
-соотносить год с веком, эрой. Устанавливать последовательность исторических событий.
-показывать на исторической карте местоположение государств, основные города, крупнейшие центры периода политической раздробленности, территории государств после объединения.
-давать общие характеристики средневековых цивилизаций и культур, описывать занятия, образ жизни населения и общественные отношения.
-составлять описание памятников культуры, выделять особенности культуры народов и факторы влияния на её развитие.
-сравнивать факты, события, личности, давать их оценку.
- соотносить факты и процессы истории Средних веков
-выделять характерные, существенные черты политического, экономического и социального положения стран.
-излагать причины, следствия и значение исторических событий.
-анализировать фрагменты исторических источников.
- объяснять значение исторических понятий.
-знать даты важнейших событий и хронологические рамки исторических процессов.
--образно воссоздавать исторические явления и события
-обобщать знания, делать выводы, подтверждая их примерами.
-определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи
-составлять различные таблицы: хронологические, синхронистические, генеалогические и работать с ними.
-работать со справочной и дополнительной литературой
-защищать проектную
Приложение № _1_
к рабочей программе по учебному предмету
«Всеобщая история» для 6 класса,
утверждённой приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 №3
Календарно-тематическое планирование
№ темы
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
1
Введение. Живое Средневековье
1
Раздел 1.Становление средневековой Европы (VI-XIвв.)
4
2
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIIIвв.
1
3
Возникновение и распад империи Карла Великого
1
4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвеках
1
5
Англия в раннее Средневековье
1
Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI-XIвв.
2
6
Византия при Юстиане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
1
7
Образование славянских государств
1
Раздел 3. Арабский мир в 6-11 веках
1
8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата
1
Раздел 4. Феодалы и крестьяне
2
9
Средневековая деревня и её обитатели
1
10
В рыцарском замке
1
Раздел 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе
2
11
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни
1
12
Торговля в средние века
1
Раздел 6. Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы
2
13
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
1
14
Крестовые походы
1
Раздел 7.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.)
6
15
Как происходило объединение Франции
1
16
Что англичане считают началом своих свобод
1
17
Столетняя война
1
18
Усиление королевской власти в конце XVв.во Франции и в Англии
1
19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове
1
20
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XVвв.
1
Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв.
2
21
Гуситское движение в Чехии
1
22
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
1
Раздел 9.Культура Западной Европы в Средние века
3
23
Образование и философия. Средневековая литература
1
24
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии
1
25
Научные открытия и изобретения
1
Раздел 10.Народы Азии, Америки в Средние века
2
26
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония
1
27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
1
28
Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
протокол от27.08.2015 № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ № 12»
от 01.09.2015 № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «История России»
для 6 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель
Пономарёва Л.П.,
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная
категория
Мариинск 2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « История России» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования Р. Ф. от 17.12.2010г. №1897
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждённое Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 »;
-Положение о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12»,утв. Приказом МБОУ «ООШ№12» от 02.09. 2013 №17
-Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» на 2015-2016 учебный год.
-Рабочая программа по учебному предмету «История России» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «История России» направлена на реализацию следующих целей и задач:
Главная цель изучения учебного предмета «Истории России» в современной школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся
Задачи: формирование у учащихся личностных, матапредметных и предметных результатов обучения соответствующих требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования. формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно- историческом процессе; воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим
II. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа поучебному предмету «История России » на уровне основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю России, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Учебный предмет «История России» формирует общую картину исторического развития человечества, даёт представления об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача учебного предмета заключается в раскрытии своеобразия и неповторимости российской истории, так и связи с ведущими процессами мировой истории.
В рабочей программе по учебному предмету «История России» реализуются следующие принципиальные установки:
-компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
-системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассмотреть историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому , позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также( в сучаи необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;
-деятельный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач( с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
Важная особенность учебного предмета заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «ООШ№12» на 2015-2016 учебный год отводится 68 часов для изучения учебного предмета « История», из расчёта 2 учебных часа в неделю
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Истории России».
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
V. Содержание учебного предмета «История России.»
История России с древнейших времён до конца XVI в. (40 часов).
Введение (1ч.)
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона – Часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории нашей Родины. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII- первой половине ХIIв. (12ч.)
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношение восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности- Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Христианство и язычество.
Владимир Святославич. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Древнерусская культура. Быт и нравы Древней Руси. Культура Руси в домонгольское время Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские войны.
Русь удельная в 30-е гг. ХII-ХШ в.(9ч.)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и народы Степи. Упадок Киева. Образование самостоятельных государств. Характер политической власти в период раздробленности. Князья и бояре. Идея единства русских земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси. Географическое положение, экономического и социально- политического развития.
Монгольские завоевания. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания. Сражение на реке Калке. Походы Батыя на Русь.Борьба народов нашей страны с завоевателями и её историческое значение.
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба народов против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в ХII-ХIIIвв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Архитектура, литература, живопись, резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве»
Московская Русь в ХIV-ХVвв.(16ч.)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже ХIII-ХIVвв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Иван Калита. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношение Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. . Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце ХIV-середине ХVвв. Василий 1. Феодальная война второй четверти 15 в., её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и её последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
Иван 3. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.
Социально –экономическое и политическое развитие Руси в ХIV-ХVвв. Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством Преобразования в войске.зарождение поместной системы Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Изменение в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Теория «Москва — Третий Рим». Боярское правление. Венчание Ивана 4на царство. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Реформы. Стоглавый собор. Военная реформа.
Внешняя политика Ивана 4, присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения. Покорение Западной Сибири. Ливонская война.